Крупнейший в России специализированный порт с высокотехнологичной перевалкой угля АО "Восточный Порт", входящий в угольный портовый холдинг ООО "Управляющая портовая компания", по итогам работы в 2017 году выполнил план, перевалив 23,2 млн тонн угольной продукции премиального качества, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе порта.
За год "Восточный Порт" обработал более 317 тысяч полувагонов. Количество инновационных полувагонов с повышенной грузоподъемности увеличилось до 195 тысяч (62% подвижного состава).
На причалах порта погружено 539 судов, из них 191 (35%) сухогруз типа panamax и 46 (8%) типа capesize. По сравнению с 2016 годом количество обработанных судов типа capesize увеличилось вдвое. Самым крупнотоннажным судном за прошедший год стал сухогруз STAR PAULINE дедвейтом 180 тысяч тонн и длиной 289 метров, судовая партия составила 149 тысяч тонн.
В октябре АО "Восточный Порт" установил рекорд предприятия по интенсивности погрузки — 67 тысяч тонн в сутки. Рекорд был поставлен 16 октября при погрузке балкера типа capesize FPMC B108, который взял на борт 83,8 тысячи тонн угля, время погрузки судна составило 30 часов.
В ноябре "Восточный Порт" отгрузил 400 млн тонн угля с момента запуска в эксплуатацию. Юбилейная тонна вошла в судовую партию балкера типа capesize MBA GIOVANNI.

Судно на причале. Фото: Фото: АО "Восточный Порт"
В 2017 году уголь из "Восточного Порта" направлялся в 13 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Лидером среди стран-грузополучателей осталась Южная Корея — 29% грузооборота (более 6,6 млн тонн), на втором месте Япония — 26% (6 млн тонн), на третьем Тайвань — 16% (3,6 млн тонн). На долю Китая пришлось 6% грузооборота — 1,2 млн тонн.
Модернизация оборудования
В рамках программы модернизации оборудования на специализированном угольном комплексе "Восточного Порта" в январе 2017 года заменена одна из четырех судопогрузочных машин (СПМ). Благодаря высокой мощности новая судопогрузочная машина орошает водой уголь во время погрузки, повышая экологическую безопасность перевалки.
В феврале в порту смонтированы каркасные ветрозащитные укрытия по пути перемещения составов с размороженным углем к вагоноопрокидывателям. Общая длина укрытий составляет 600 метров, в них одновременно помещается 60 вагонов с углем. Новая система ветрозащиты закрыла еще один из участков перемещения открытых составов с углем по территории терминала. Ветрозащитные сооружения, оснащенные инфракрасными излучателями, помогают предотвратить повторное смерзание угля и защищают его от выдувания из вагонов в период сильных ветровых нагрузок в Приморье.
В июле завершена модернизация водных очистных сооружений для очистки технических, сточных и ливневых вод на территории угольного комплекса. "Восточный Порт" является единственным стивидором в Приморье, имеющим собственные водоочистные сооружения. Сбор воды для очистки проводится со всей территории угольного комплекса. После модернизации очистных сооружений показатели проб улучшились в 2,5 раза.
В преддверии зимы смонтированы скоростные двери на входе в закрытый комплекс вагоноопрокидывателей, что позволяет сохранять теплый воздух в здании и препятствует попаданию угольной пыли в атмосферу. На ветрозащитных сооружениях обновлено защитное покрытие. Заменено 3,3 км конвейерных лент, обеспечена эффективная работа конвейеров в условиях суровой зимы.
Экологическая безопасность
Специалисты портового холдинга на базе собственной аккредитованной лаборатории в течение года ежедневно проводили экологический мониторинг, отслеживая состояние атмосферного воздуха, промышленных вод, акватории бухты Врангеля. Дополнительными мерами экологического мониторинга, введенными портом по собственной инициативе, стали измерение радиационного фона и использование беспилотного аппарата (квадрокоптера).
В 2017 году отобрано 166 проб сточной воды, 77 проб природной поверхностной воды (включая морскую), 53 пробы питьевой воды. В санитарно-защитной зоне "Восточного Порта" сделана 61 проба атмосферного воздуха, 19 проб промышленных выбросов. Показатели проб продемонстрировали эффективность природоохранной деятельности предприятия, нарушений предельно допустимой концентрации вредных веществ не установлено.
Третья очередь АО "Восточный Порт"
В 2017 году проведены дноуглубительные работы у причала Третьей очереди. Глубина причала №51 увеличена до 16,5 метров, что позволит принимать суда дедвейтом до 180 тыс. тонн.
Доставлено и смонтировано современное специализированное оборудование для Третьей очереди — два СПМ и конвейеры к ним, четыре реклаймера и два стакера, пересыпные станции для соединения складских площадок с вагоноопрокидывателями и СПМ, конвейеры для соединения Третьей очереди с действующим угольным комплексом. Завершено строительство подземных бункеров вагоноопрокидывателей. Начался монтаж тандемных вагоноопрокидывателей и поставка спецтехники малой механизации.
В декабре в рамках XI Международного форума "Транспорт России" Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в режиме телемоста Москва-Восточный Порт торжественно запустил в эксплуатацию новую электроподстанцию "Угольная-2", которая обеспечивает питание объектов Третьей очереди.
Ключевые мероприятия
"Восточный Порт" участвовал в ключевых отраслевых мероприятиях в России и за рубежом, принял делегации руководителей органов власти и бизнеса.
В сентябре 2017 года "Восточный Порт" посетили министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель министра транспорта — глава Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, президент ОАО "РЖД" Олег Белозеров, генеральный секретарь Международной морской организации (IMO) Китак Лим.
В рамках официального визита в Россию "Восточный Порт" посетила делегация Монголии во главе с президентом страны Халтмаагийном Баттулгой.
В сентябре на ВЭФ-2017 "Восточный Порт" представил проект строительства Третьей очереди, подписал ряд соглашений, в том числе меморандум о совместном внедрении передовых технологий в сфере обеспечения экологической безопасности производственных процессов в рамках исполнения ранее подписанных контрактов с японской корпорацией Marubeni Сorporation.
Проект Третьей очереди "Восточный Порт" также был представлен на Транспортной неделе-2017, которая прошла в Москве в декабре.
В завершение года "Восточный Порт" вошел в состав Совета по морской деятельности при губернаторе Приморского края. Задачами нового представительного органа являются развитие морской деятельности региона, в том числе, бережное и рациональное использование природных морских ресурсов.
В 2017 году заключен новый трехлетний коллективный договор с работниками предприятия. Документ стал итогом совместной работы руководства "Управляющей портовой компании", администрации "Восточного Порта", юристов и первичной профсоюзной организации порта. В правовом документе сохранены условия предыдущего договора, а также внесены изменения, которые во многом повышают социальные гарантии работников и ветеранов порта.