Камчатка 14 июня: парусное судно "Америка" и День рождения Камчатской таможни
08:50
Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
13 июня, 08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50

"Почему мы должны обслуживать административный популизм?"

Региональные перевозчики предлагают срочно отменить единый социальный проездной
10 февраля 2006, 02:30 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 9 февраля, PrimaMedia. Единый социальный проездной билет надо в срочном порядке отменять. Либо так же срочно пересматривать бюджет области, чтобы вписать отдельной строкой компенсацию, покрывающую расходы частных автопредприятий на перевозку льготных категорий граждан. Таково мнение руководства ОАО «Сахалинавтотранс», осуществляющего пассажирские перевозки, пригородные и межмуниципальные. Под этим мнением без колебаний подпишутся все городские водители, занятые по договору в этой сфере услуг. Аргументов у них много, но самый главный – то, что пассажирские перевозки во все времена, при любой экономической системе были убыточны, сообщает газета "Советский Сахалин".

Ниже мы приводим текст данной статьи "Пассажирский автобус как площадка для эксперимента".

 Компенсация в данном деле и при сохранении прежней армии льготников (более 80 тысяч человек в области), как подтяжки для поддержания штанов. Нынче эти «подтяжки» срезали, и в среде частников зреет серьезное недовольство. Коллектив старейшего предприятия – Сахалинавтотранса – администрация области, не стесняясь в выражениях, обвиняет в саботаже, в нежелании работать в изменившихся правовых условиях, а их законные требования о компенсации объявляет ультиматумом. Как страдает от продолжающейся монетизации льгот один из участников этого процесса – автоперевозчик? Сегодня мы предлагаем интервью с первым заместителем генерального директора ОАО «Сахалинавтотранс» А. ХРИСТЕНКО.

– Александр Максимович, руководство вашей компании и коллеги из родственных предприятий выступают за отмену социального проездного билета. Но ведь введен этот документ решением правительства.

– Ни в 122-м законе, ни в одном из последующих постановлений, посвященных разделению полномочий и монетизации, нет положения о льготных билетах на автомобильном транспорте. Введение таких проездных было рекомендовано главам регионов после памятных январских (прошлого года) волнений пенсионеров. Чтобы снять социальную напряженность, тогда изобрели понятие «единый социальный проездной» и предложили его льготникам временно, вместо денег. Билеты были введены в тех краях и областях, где на 2005 год оставили натуральные льготы. В том числе и в Сахалинской области. А на нынешний год даже рекомендаций таких не было. Обладминистрация самостоятельно решила использовать проверенную форму монетизации льгот, но не просчитала до конца последствий дешевизны проездного.

– Значит, проблема не в самом билете, а в его стоимости?

– Конечно. Давайте говорить конкретными цифрами. В прошлом году по специальной формуле в региональной энергетической комиссии (РЭК) рассчитали стоимость проездного билета для городских и пригородных автобусов, и она составила 772 рубля. Поскольку в самом начале процесса замены льгот на деньги из Москвы шла солидная компенсация, то в обладминистрации приняли решение продавать проездной федеральным льготникам по 300 рублей, а региональным вовсе раздать бесплатно. Наши убытки составили тогда более 50 млн. рублей в год, они были компенсированы из областного и федерального бюджетов.

Нынче же нам объявили: льготники получают деньги, пусть теперь сами платят за все свои поездки, а перевозчики собирают выручку от продажи проездных, от повышения тарифов и делят ее между собой. Но при этом специальным постановлением губернатора установили беспрецедентно низкую стоимость проездного билета.

– А какова его реальная стоимость?

– Мы рассчитывали по той же формуле, что использовал РЭК, и в среднем цена месячного проездного составила 800 рублей (при разнице тарифов на юге и севере области и при социальной норме 50 поездок в месяц). Теперь считаем убытки. За 15 дней января автопредприятиями нашего акционерного общества было продано 2745 социальных проездных. На этой реализации мы уже потеряли 1,7 млн. рублей. А если взять и подсчитать, сколько раз в день, в месяц человек прокатится по городу и в пригороде, то образуется колоссальная недостача. К примеру, билет до Долинска стоит 80 рублей в один конец, туда-обратно – 160. Безусловно, льготник, купивший месячный проездной за 180 рублей, даже если съездит всего два раза, уже в выигрыше, но при этом получается, что мы работаем почти бесплатно.

Или еще одна несуразица, которую не хотят пока замечать в обладминистрации. Помимо нас эти билеты более активно продавали в южно-сахалинском МУП ПАТО: у них за январь реализовано 3089 билетов. То есть около 6 тысяч пассажиров почти две трети календарного месяца ездят на наших автобусах бесплатно. Поверьте мне, это весьма активные встречные потоки льготников – из Южно-Сахалинска и в Южно-Сахалинск. Во время плановых проверок утреннего пригородного рейса из Долинска установлено, что автобус почти весь заполнен льготниками. В то же время до сих пор отсутствует порядок перераспределения средств за проданные проездные. И хотелось бы мне посмотреть на то, как мэр областного центра будет делиться выручкой с мэрами Долинска, Анивы и Корсакова, на чьих автобусах ездят льготники из Южно-Сахалинска.

– Но ведь с января нынешнего года вам действительно подняли тарифы. И подняли прилично, только в областном центре сразу на 25 проц., на пригородных маршрутах – на 26,7 проц. Неужели они не покрывают расходов?

– Снова обратимся к цифрам. Фактически доходы на маршрутах за первую половину января по сравнению с таким же периодом прошлого года составили 99 проц., в Южно-Сахалинске – почти 90 проц. Вроде бы не провальные показатели, но ведь РЭК и департамент транспорта сулили нам по 1,5 млн. рублей чистой выручки. Вместо нее накапливаются убытки. А все потому, что льготники заполнили пригородные маршруты, а платники ушли к нелегалу, который зачастую работает по старым тарифам, к примеру, везет в Холмск за 100 рублей вместо установленных 150.

На одном из последних январских совещаний в администрации области в наш адрес снова звучали нелицеприятные оценки. И тут же хвалили мэров тех районов, где находят альтернативу Сахалинавтотрансу. Какую альтернативу? Частного перевозчика, который еще неизвестно как поведет себя при регулярном и обязательном обслуживании льготников. Неужели многолетняя война с частниками в Южно-Сахалинске ни для кого не стала уроком? Публичные высказывания о том, что Сахалинавтотранс уходит с рынка пассажирских услуг, не желает заниматься реализацией единого социального проездного, не только подорвали имидж предприятия, но активизировали действия нелегальных перевозчиков, которые заполонили привокзальную площадь Южно-Сахалинска и автовокзалы ближайших районных центров. Десятки японских авто, зачастую с левым рулем, водители-любители без лицензии, без мед- и техосмотра. И никто не принимает против нарушителей никаких мер.

Хотя в прошлогоднем постановлении губернатора «О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров на территории Сахалинской области» очень четко записано, кто должен убирать нелегалов с площадей и улиц: УВД и управление госавтодорожного надзора. Неодно-кратные обращения в эти структуры и в облпрокуратуру результатов не принесли. И в таких условиях, когда нелегал собирает нашу выручку, не возит льготников и практически не несет никаких обязательств по безопасности перевозок, нам предлагают зарабатывать деньги.

– Почему вас не слышит областная власть?

– Потому что, вероятно, им трудно признать собственную ошибку. Я неоднократно говорил в департаменте транспорта: наберитесь смелости, доложите губернатору, что единый социальный проездной по такой цене – заведомо провальный эксперимент. Очень многие в администрации соглашаются с нашим выводом, но идти на попятный, отменять проездной либо продавать его по себестоимости кажется им непопулярной мерой.

Но почему мы должны обслуживать административный популизм? Мы все остаемся в рыночных условиях. Людям дали компенсацию (у региональных льготников это 300 рублей ежемесячно). Вот пусть и рассчитывают на эти деньги. Либо экономят.

– Может быть, местные власти опасаются нового всплеска народного возмущения?

– Всего 7 проц. от общего количества федеральных и региональных льготников пользуются проездным, и это, как правило, работающие пенсионеры, т. е. люди не малоимущие. В прошлом году чуть более 2 проц. федералов приобретали билеты. Мы понимаем, что летом и осенью – в дачный сезон – желающих будет больше, но ведь тогда мы вовсе рискуем вылететь в финансовую трубу. У нас работает почти 2000 водителей, они ведь тоже не должны страдать от монетизации. В эксплуатации сегодня находится 200 автобусов большой и средней вместимости, а затраты на их амортизацию и ремонт неизмеримо больше, нежели на микроавтобусах. За рубежом средний возраст пассажирских автобусов составляет 5 – 6 лет, затем – на свалку. Нашим машинам по 18 – 20 лет, пол и стены просвечивают порой, как бумажные.

– Насколько я знаю, в соответствии с федеральными законами и постановлением госкомимущества теперь проблемами пассажирского автомобильного транспорта должны заниматься главы муниципальных образований. Вы уже передали им автобусы?

– Передаем. И тут же должны заключать договоры на обслуживание пассажиров. Посмотрите, на дворе скоро середина февраля, а в области заключен единственный договор – в Невельске, – который к тому же не имеет юридической силы.

– Почему?

– Потому что, во-первых, его подписал начальник отдела соцподдержки граждан Невельской администрации, который не имеет права подписи, так как не является распорядителем финансов. Во-вторых, в тексте договора опять же ни слова о компенсациях. В декабрьском письме вице-губернатора

С. Шередекина записано, что муниципальные образования при заключении договоров с перевозчиком должны «решать вопросы по компенсации затрат перевозчика, возникающие при подтвержденных убытках от перевозки пассажиров по маршруту». Обтекаемая фраза: «должны решать вопрос». Позвонит нам глава какого-нибудь МО и скажет, что пока решить не может – казна пуста. И что мы должны делать после того, как некоторое время уже проработали бесплатно? Нет, договоры на откровенно кабальных условиях мы заключать не будем.

– Александр Максимович, вы не в курсе, почему Москва не платит даже за федеральных льготников?

– В курсе. В прошлом году деньги поступали поквартально, в среднем по 2,7 млн. рублей. А нынче в федеральном бюджете в строке транспортной компенсации для Сахалинской области стоит ноль рублей. Потому что область в прошлом году «провинилась». Когда для федералов билет сделали по 300 рублей, а регионалам раздали бесплатно, столичные чиновники попеняли местным, что негоже так поступать с единым социальным проездным. Попросили исправить ошибку, но наши чиновники просьбе не вняли, поэтому в четвертом квартале прошлого года дотации по этой статье урезали наполовину, а на 2006-й не дали ни рубля.

– И в облбюджете ни рубля...

– Против чего и воюем. В январе убытки по пассажирским перевозкам в области в Сахалинавтотрансе составили более 3 млн. рублей. Только в одном небольшом Поронайске недосчитались в кассе предприятия 189 тыс. рублей.

В РЭКе упорно твердят: ищите внутренние резервы для зарабатывания денег. Что это значит? Экономия ГСМ, запчастей и фонда зарплаты? Мы пока еще не саботировали межмуниципальные и пригородные перевозки, но администрация области упорно нас к этому подталкивает. Ну что ж, будем экономить, выезжать в самые часы пик и только тогда, когда получим деньги. А потом, наверное, обратимся в суд с иском к обладминистрации.

– Почему РЭК так уверен, что повышение тарифов озолотит вас?

– Мы долго дискутировали с начальником РЭКа М. Криницким, но общего языка так и не нашли. В прошлом году они постоянно проверяли нас на маршрутах, мы отсылали им все отчеты – помесячно, поквартально. Никаких претензий к нашему балансу не высказывалось. А потом вдруг как снег на голову решение РЭКа: компенсацию убытков за четвертый квартал снизить с 5 млн. до 3,3 млн. рублей. И никаких обоснований, расчетов. Разве это можно считать партнерскими отношениями? Почему-то в США субсидируют 60 проц. пассажирских перевозок, в Европе – более 50 проц. (эти данные взяты из материалов всероссийской научно-практической конференции по безопасности и качеству транспортных услуг). Да потому что там понимают, что эта сфера социальных услуг убыточна, но жизненно необходима. К ней и надо так относиться.

"Советский Сахалин"

14
43
37