Польза и вред. Печень
14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Юрий Корсаков: Темпы «роста» у Приморья – нулевые

Депутат ЗС ПК рассказал, зачем жителям региона ТОСЭРы и Свободный порт
18 октября 2017, 14:40 Политика
Юрий Корсаков предоставлено депутатом
Юрий Корсаков
Фото: предоставлено депутатом
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В преддверии начала обсуждения краевым Законодательным собранием бюджета Приморского края на 2018 год вновь актуальны вопросы о том, за счет каких источников будет наполняться его доходная часть и будет ли обеспечен рост собственных доходов региона. Ответ на эти вопросы напрямую зависит от состояния экономики Приморья, считает депутат Законодательного собрания 5-го и 6-го созывов Юрий Корсаков. В интервью корр. ИА PrimaMedia заместитель председателя комитета ЗС ПК по региональной политике и законности проанализировал нынешнее состояние экономики региона, а также оценил эффект от созданных краевыми и федеральными законодателями стимулах для новых проектов – в том числе режимов ТОСЭР и Свободного порта Владивосток.

— Юрий Михайлович, в последние годы мы много читали в газетах и часто видели на телеэкранах отчеты о том, как прекрасно развиваются различные проекты в Приморском крае. Как это соотносится с параметрами бюджета-2018, которые сейчас обсуждаются? Расходная часть – 89 млрд рублей, в то время как расходы в бюджете нынешнего года – уже 102,6 миллиарда? Падают налоговые поступления и доходы краевой казны?

— Если мы посмотрим на основные экономические показатели, они не внушают особых опасений. Но и оптимизма тоже. В январе-августе нынешнего года по сравнению с аналогичным показателем 2016-го индекс промышленного производства составил 107,3%. Но это рост без учета инфляции. В обрабатывающих производствах рост еще больше — 13,7%. Однако добыча полезных ископаемых падает несколько последних лет, нынешний – не исключение. Всего 88,7% к январю-августу 2016 года!

Сельскохозяйственной продукции за 8 месяцев нынешнего года произведено почти на 19 млрд рублей, что составляет 108,8% к уровню аналогичного периода прошлого года. Впрочем, рекордные урожаи в России почти повсюду.

Сильно "просело" строительство. С одной стороны, есть рост произведенных работ и услуг в денежном выражении — на 7,6%. С другой стороны, объем введенного жилья (199,6 тыс. кв. метров) – 78,8% от показателей января-августа 2016 года. Это означает, что стоимость производства жилья выросла.

Индекс физического выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в первом полугодии – 100,1%. То есть мы в лучшем случае топчемся на месте.

— Какова ситуация с торговлей и сферой услуг, которые всегда были важными драйверами экономики и традиционно росли опережающими инфляцию темпами?

— Рост оборотов розничной торговли на 4,5%, общественного питания на 5,8%, платных услуг населению на 2,8% находится примерно в рамках инфляции (3,2%). Но как им увеличиваться, если реальные располагаемые доходы приморцев, по свидетельству статистики, остаются ровно на том же уровне — 100,0% к прошлому году?

— Насколько существующая тенденция долговременная?

— Реальные проблемы в экономике края начались в 2012 году, связаны они с завершением масштабных госинвестиций в стройки саммита. С 2002 по 2011 годы валовый региональный продукт (ВРП) Приморского края рос хорошими темпами – в среднем на 6,3% в год. Реальные располагаемые расходы населения увеличивались в среднем на 10% в год. Таким образом, за десятилетие средний житель края стал жить вдвое лучше. Важный показатель, инвестиции в основной капитал, увеличивались на 20-70% в год – только в 2011 году было проинвестировано 307 млрд рублей!

Впрочем, на нас сказался и мировой кризис 2008 года – в следующем, 2009-ом, было снижение ряда показателей, валовой региональный продукт увеличился всего на 2,4%. Но с 2012 года мы, в лучшем случае, стагнируем, причем на протяжении нескольких лет подряд. Динамика ВРП в 2011 году – 107,3%, в 2012 году – 93,1%, в 2013-ом – 97,4%, в 2014-ом – 101,3%, в 2015-ом – 99,5, в 2016-ом – 100,1%. Индекс промышленного производства в 2015 и 2016 годах составил 87,6 и 97,8% соответственно, сельскохозяйственного производства — 93,8 и 99,3%.

Уменьшаются инвестиции в основной капитал – в прошлом году они составили 123 млрд рублей, тогда как в 2015 году – 139 миллиардов. Деньги не идут в Приморье, а мы рассуждаем о благоприятном инвестиционном климате. Это ли не показатели системного кризиса?

— Всегда что-то падает, а что-то растет…

— Конечно, всегда можно выбрать отрасль, которая показывает неплохие результаты. В 2016-2017 году хорошо увеличилась рыбодобыча, это важная для края отрасль, бюджетообразующая. В прошлом году рыбопромышленные предприятия выловили на 13% рыбопродукции больше, перечислили в консолидированный бюджет края 3,2 млрд рублей. Связано это, скорее всего, с тем обстоятельством, что в следующем году будут распределяться квоты на водные биоресурсы. Рыбаки демонстрируют хорошее освоение нынешних квот и полезность для государства.

Сельское хозяйство, за исключением моментов, связанных с затоплениями, развивалось хорошо. Тут прямая связь с поддержкой государства, с субсидированием отрасли из бюджетов – федерального и краевого.

— Какие решения приняты Законодательным собранием Приморского края для того, чтобы вывести экономику региона из стагнации, придать ей новый импульс?

— Еще до появления федеральных законов "О Свободном порте Владивосток" и "О территориях опережающего развития" по решению краевого Законодательного собрания были установлены льготы для крупных инвестиционных проектов, которые реализуются в Приморском крае. В настоящее время любой проект, где сумма капитальных вложений составляет не менее 50 млн рублей за три года или 500 млн рублей за пять лет, получает нулевые ставки налогов на прибыль и имущество в первые 5 лет. В последующие 5 лет ставки данных налогов составят 10% и 0,5% соответственно.

После принятия в 2015 году федерального закона "О свободном порте Владивосток" депутатами ЗС ПК были приняты краевые законы, позволяющие резидентам СПВ воспользоваться пониженными ставками налогов. Это ставки по налогу на имущество организаций в размере 0% в первые 5 лет после начала проекта, и 0,5% в последующие 5 лет. Это пониженные ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в краевой бюджет, в размере 0% в первые 5 лет, и 10% — в последующие 10 лет. Добавлю, что ряд муниципалитетов установил льготные ставки земельного налога для резидентов Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития.

— На ваш взгляд, оправдаются ли ожидания ускоренного развития Приморья через ТОСЭРы и Свободный порт?

— Если рассматривать данные инструменты без эмоций, они представляются мне хорошими возможностями. Резидентами СПВ и территорий опережающего развития в Приморье стало уже больше 300 компаний. Наверное, далеко не все они проинвестируют заложенные в проектах деньги – заявлены инвестиции на сотни миллиардов, но ведь значительные суммы уже вложены. Работает ряд предприятий, в том числе, крупных, в агропромышленном комплексе, логистике, производстве строительных материалов. В Надеждинском районе в рамках СПВ построен целый жилой поселок.

Для Приморья это уникальная возможность, – поскольку Свободный порт был открыт поначалу у нас, и первые ТОРы появились здесь, – привлечь инвестиции. Впервые за много лет производить здесь выгоднее, чем во многих других местах. Кстати, как отмечают экономисты, это "окно возможностей" совпало с периодом, когда закончился срок действия многих свободных экономических зон в соседних странах, в частности, в КНР. Не исключено, что зарубежные компании захотят переместить свое производство в Приморье.

Для обычных приморцев все эти новшества – возможность трудоустройства на высокопроизводительные рабочие места с высокой зарплатой и интересными перспективами. Будет развиваться регион – в целом будет расти уровень жизни, в бюджетах появятся средства на новые социальные программы.

— Депутаты-коммунисты говорят о том, что бюджет вложил в инфраструктуру ТОСЭРов в течение нескольких лет миллиарды рублей, и непонятно, когда они вернутся? Ведь резиденты освобождены на длительные сроки от уплаты большинства налогов.

— Нагрузка на краевой бюджет, действительно, серьезная. Но, при создании ТОСЭРов и Свободного порта подразумевалось, что это не благотворительность в пользу частного капитала, а курица, которая впоследствии будет нести "золотые яйца". Если депутатов смущает необходимость инвестировать бюджетные средства в строительство "Хаяттов", то польза от развития инфраструктуры ТОРов, вложений в СПВ больших сомнений не вызывает даже у представителей КПРФ. Есть соответствующие финансово-экономические обоснования, есть первые результаты. К примеру, в постановлении правительства об открытии ТОСЭР "Нефтехимический" указано, что налоговые поступления в бюджеты всех уровней до 2025 года составят более 111,7 млрд рублей. Примечательно, что через много лет обсуждений проект строительства ВНХК, наконец, запущен.

Вот некоторые расчеты. Резиденты пользуются пятилетними налоговыми преференциями по налогам на имущество и на прибыль. Но налог на доходы физических лиц сразу поступает в краевой и местный бюджеты с момента начала работы предприятия. Сейчас в четырех созданных ТОР 52 резидента создают более 13 тысяч рабочих мест. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Приморье составляет на август 2017 года 38 тысяч рублей. На новых предприятиях зарплата должна быть не меньше. Это означает, что только по НДФЛ новые предприятия в ТОРах будут приносить в консолидированный бюджет Приморского края 770 млн рублей в год!

Между тем, резиденты Свободного порта рассчитывает открыть порядка 30 тысяч рабочих мест, в основном во Владивостоке, Артеме, Хасанском районе. Получается, даже в период действия налоговых преференций особые экономические зоны и режимы принесут бюджету миллиарды. И по итогам 2016 года резиденты ТОРов уже пополнили бюджет Приморья на 358 млн рублей.

— Но все-таки, основной пласт экономики региона – "старые" предприятия, которые резидентами не являются. Как быть с ними?

— Именно поэтому мы, депутаты Законодательного собрания, призываем не рассматривать СПВ и ТОРы как панацею. Недаром в феврале 2016 года нами был принят закон о промышленной политике в Приморском крае. Мы считаем, что надо помогать тем компаниям, которые давно здесь работают, дают заработок сотням тысяч приморцев. Причем, меры поддержки есть разные – не обязательно требующие бюджетных затрат. Нужна соответствующая государственная программа, которую разрабатывает администрация Приморского края.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Юрий Корсаков обсудил с владивостокцами реализацию партийного проекта "Единой России"

Бюджет Приморья на 2017 год нареканий не вызывает — Юрий Корсаков

65188
43
8