ВЛАДИВОСТОК, 30 января, PrimaMedia. Ежедневно в столице Приморья происходит несколько десятков аварий. Однако некоторые автолюбители, даже имея на руках полис, не спешат в страховые компании, сообщает "Российская газета".
При несерьезных столкновениях автовладельцы чаще всего расходятся мирно, поскольку не хотят тратить много временив ГИБДД, к тому же, нет гарантии получить страховку.
Получается так, что у пострадавшего в аварии проблем гораздо больше, чем у ее виновника. Чтобы получить деньги, ему приходится обращаться в страховую компанию своего дорожного оппонента. А та с деньгами расстается крайне неохотно.
Хотя в подобных случаях пострадавшему приходится обращаться в суд, который, обычно занимает его сторону и обязывает страховщиков выполнить обязательства. Вопрос лишь в том, когда это произойдет, - фонд выплат, созданный российскими страховщиками, находится в Москве. Поэтому отправка в столицу запроса из Приморья и ожидание ответа занимает минимум три месяца. Так что принятые на владивостокских дорогах еще в достраховочные времена джентльменские отношения между автовладельцами в случае ДТП надежнее. Этакий "европейский протокол" по-приморски...
В наступившем году положение обещает измениться хотя бы частично. С 1 июля можно будет оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников милиции, по упрощенной схеме.
- Пока механизма действия прописанных в законе изменений я не вижу, - признается руководитель владивостокского отделения инспекции страхового надзора по Дальневосточному федеральному округу Сергей Федаков. - Боюсь, что прежде чем все встанет на свои места, наши автолюбители, адвокаты и судьи набьют немало шишек.
Количество жалоб на работу страховых компаний в Приморье растет год от года. Если в 2005 году владивостокское отделение Росстрахнадзора получило их чуть больше 100, в 2006-м - 235, то в 2007-м - 300. Причем 90 процентов из них касаются ОСАГО. И это только те жалобы, которые были признаны инспекцией обоснованными. Еще столько же отсеивается - специалисты не находят нарушений.
- Все дело в том, - говорит Сергей Федаков, - что клиенты зачастую подписывают договор, не читая его, как и правила страхования. В результате они не знают ни своих прав и обязанностей, ни прав и обязанностей страховщиков.
Чаще всего люди недовольны суммой компенсации и сроками исполнения обязательств.
Например, при получении необходимого пакета документов страховщик затягивает время по принятию решения, а потерпевший пребывает в неведении - ждать ему выплаты или делать ремонт за свои деньги?
Иногда люди жалуются на работу страховщиков в Генеральную прокуратуру, Госдуму и даже в аппарат президента. Но в итоге все эти бумаги оказываются в Росстрахнадзоре.
- Если по истечении 15 дней после подачи документов от страховщика нет известий, а вы уверены, что он обязан заплатить, смело обращайтесь в суд, - советует руководитель владивостокского отделения инспекции. - Там страхователь, как покупатель, всегда прав. Кроме того, страхование ОСАГО предусматривает выплату морального ущерба, деньги за который тоже можно получить только через суд.