Программы развития Приморского края являются достаточно серьезным вызовом региону в плане обеспечения трудовыми ресурсами. Не секрет, что кадровый вопрос является одним из критических факторов, от которых зависит сохранение поступательности в динамике реализации проектов. В то же время вопрос о привлечении и использовании трудовых мигрантов, что, на первый взгляд, представляется единственным решением, имеет большое количество нюансов. Об этом рассказал председатель правления Консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений Сергей Пушкарев в интервью корр. ИА PrimaMedia. Видный специалист сообщил о работе по адаптации мигрантов к жизни в крае, возможных путях улучшения системы подбора и найма иностранцев на предприятия Приморья, а также необходимости развития собственного человеческого капитала.
— Какова история создания Консультационного центра и в чем заключаются его функции?
— Центр был создан в 2010 году, в 2011 году зарегистрирован в министерстве юстиции. В него вошли в полном составе члены бывшего общественно-консультативного совета при УФМС по Приморскому краю. Наши функции определяются, исходя из той главной задачи, которую выполняет консультативный совет. Он является организационно-методическим центром по выработке эффективной миграционной политики в условиях специфики, проходящих в Приморье миграционных процессов, с учетом тех задач, которые стоят перед краем по его интенсивному социально-экономическому развитию. Деятельность нашего Центра довольно разнопланова. К нам обращаются работодатели, специалисты, студенты и аспиранты ВУЗов, интересующиеся проблемами миграции. Обращаются мигранты, которые попадают в трудную жизненную ситуацию. В каждом случае мы предоставляем рекомендации, консультации, как поступать в соответствии с действующим законодательством в той или иной ситуации.
Наибольшая активность нашей организации наблюдалась в 2014-2015 годы в связи с большим притоком граждан с юго-востока Украины, которые ехали на Дальний Восток в поисках лучшей доли, уходя от той беды, настигшей тогда Донецкую и Луганскую области. Через наши руки прошли практически все, кому нужна была помощь, больше 3000 человек. Мы активно в то время работали по сбору материальной помощи, оказанию помощи в оформлении документов для предоставления им временного убежища, либо вступления в программу добровольного переселения, либо получения разрешения на временное проживание. Организовывали переводы, нотариальную заверку документов. В этом я выражаю большую благодарность нотариусам, которые участвовали в этой работе. Отдельную благодарность выражаю Татьяне Владимировне Ткаченко – руководителю Центра украинской культуры. Мы с ней тогда были членами Общественной палаты и активно в этом направлении работали. Именно тогда мы отчетливо поняли, что работа института гражданского общества получается хорошо тогда, когда он работает в тесном взаимодействии с государственными структурами, с органами местного самоуправления. Тогда практически ни одна бизнес-структура, ни один работодатель, предприниматель, к которому мы обращались за помощью, не отказал нам. Это была удивительная самоотдача, которая подтвердила положительные качества наших дальневосточников. Впоследствии я нашел подтверждение этому, прочитав результаты соцопроса, в нем на первом месте из качеств дальневосточников значилась отзывчивость. На втором — способность оказать помощь другому, нуждающемуся человеку. Эти качества тогда проявились в полной мере. Мы показали такую сердечность и заботу о людях, которые к нам приезжали, что это было просто удивительно. Я сейчас вспоминаю о том времени с чувством удовлетворения и гордости за нас, приморцев, что мы смогли так отреагировать на беду этих людей. Конечно, часть из них уехала, но большая часть осталась в Приморье. В те времена "Российская газета" распространила номер моего телефона и мне поступали звонки из Мариуполя, Горловки, Донецка. Людей, которых я проконсультировал впоследствии переехали в край, быстро обосновались и устроились здесь. Мы до сих пор переписываемся, перезваниваемся с ними.
— Какова численность членов Консультационного центра?
— Как такового членства у нас нет, поэтому о его численности говорить затруднительно. Центр имеет 17 учредителей, которые являются руководителями национально-общественных организаций. Мы все тесно друг с другом общаемся, нас объединяет единство во мнениях. Иногда, конечно, спорим, вырабатывая единую точку зрения. В состав входят также ученые, в частности, один из ведущих приморских демографов — Юрий Алексеевич Авдеев. Кроме того, с нами сотрудничает Фонд правовой поддержки и его руководитель, Денис Олегович Дега.
— В чем заключаются отличия Консультационного центра от других структур и учреждений? Он является общественной организацией?
— Да, мы – общественная организация, институт гражданского общества. Центр является структурой, которая объединяет довольно крупные объединения, созданные по национальному признаку, представителей науки, бизнеса. Его особенность в том, что мы занимаемся специфическим вопросом – миграцией населения, который сегодня очень важен для нашего общества, об этом свидетельствует также внимание нашего президента к данной тематике. На совещании в сентябре 2016 года в Астрахани, очень остро ставился вопрос об организации социально-культурной адаптации, интеграции мигрантов в российское общество. Глубокой проработкой этих проблем по состоянию на сегодня мало кто занимается. Наш центр занимается. Мы рассматриваем вопросы создания, регулирования миграционных процессов на территории края. А одной из самых важных составляющих части этого механизма являются вопросы социально-культурной адаптации. От того, как человека приняли здесь, как быстро оформили ему документы на работу, как быстро он вошел, адаптировался и потом интегрировался в наше общество, зависит спокойствие и благосостояние нашего общества. Приморье, наверное, из всех регионов самое многонациональное. У нас в стране всего проживает 193 наций, в крае – 158. Я как-то давал интервью, где говорил, что мы едины, потому что мы разные. Нам интересно вместе, потому что мы неодинаковые, друг друга все дополняем. Как может в таком обществе появиться какой-то конфликт? Мы все одинаковые, пришли в край более полутора ста лет назад, колонизировали Приморье. Мы создали общество со своими традициями и живем в мире с коренным населением Дальнего Востока. Мои предки приехали в край в 1900 году, у меня мать родилась в Приморье, я родился здесь, здесь же у меня родился правнук.
— Какой вопрос сейчас в центре внимания Консультативного центра?
— Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать систему оргнабора в странах исхода мигрантов. В состав ЕврАзЭС входят Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения. Из стран Средней Азии пока не вошли только Таджикистан и Узбекистан. Большинство трудовых мигрантов едут из Узбекистана. Таджиков немного в крае. Все внимание сегодня направлено на то, чтобы создать нормальные условия приезжающим. На встрече президента Узбекистана и Владимира Путина было заключено соглашение с Узбекистаном о создании системы оргнабора. Сегодня оно является подспорьем для того, чтобы придать разрабатываемой системе законный вид. Имеется в виду создание механизма организованного набора, заключения договора с соответствующим органом в Узбекистане, которому поручено подбирать специалистов по заявкам работодателей Приморского края. После приезда специалистов в регион с ними решаются все вопросы, связанные с адаптацией, оформлением документов, сдачей необходимых тестов, экзаменов. По итогам они направляются к конкретным работодателям, те обеспечивают соцпакет, заключают договор и несут ответственность за решение всех моментов, определенных трудовым законодательством. Мы недавно выносили на рассмотрение общественного экспертного совета по экономической политике Приморского края вопрос о наделении одной из приморских организаций функции уполномоченной организации. Мы глубоко убеждены в том, что это должна быть приморская организация и ее определение должно производиться на конкурсной основе. Такие организации в крае есть.
— Какие законодательные акты регламентируют консультационную и адаптационную деятельность применительно к мигрантам?
— В прошлом в рамках ФМС было целое управлении по адаптации мигрантов, такие отделы были созданы и действовали на местах, в территориальных органах. Но я бы не сказал, что это привело к ожидаемому эффекту. Дальше создания опытных образцов адаптационных центров, как, например, в Тамбове, работа не пошла. Я знакомился с опытом Перми, действующий в том регионе социально-адаптационный центр использует те принципы, о которых я уже говорил: привлечение мигрантов по непосредственным заявкам работодателей. В целом же у нас до сих пор существует законодательная казуистика, при которой затруднено своевременное решение всех формальностей, связанных с интеграцией в социум. Я в этом плане поддерживаю идею Думы Магаданской области, которая инициировала рассмотрение Госдумой законопроекта о совершенствовании системы выдачи патента. Суть его заключается в том, чтобы патент на работу мог бы получить не сам мигрант, а его законный представитель. В основном это должен быть работодатель, как в случаях с визовым въездом работников.
— Существуют ли особенности в притоке мигрантов в Приморье из стран дальнего зарубежья?
— В этом плане трудовая миграция из Китая, Северной Кореи, Вьетнама наиболее управляема. Прошли уже времена, когда из Поднебесной к нам въезжали рабочие под видом туристов для работы в сельском хозяйстве и других отраслях. Но мы справились с этими явлениями. Был ограничен срок въезда по безвизовому туризму, приняты другие меры и мы навели порядок. Сейчас из Китая незаконной миграции практически нет. Могу сказать, что остался один канал – въезд по приглашению. Должен выразить благодарность Управлению по вопросам миграции УМВД по Приморскому краю, которое достаточно эффективно перекрывает и этот канал. Так что вопрос осуществления контроля над въездом трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья у нас решен.
— В чем заключается в настоящее время суть рекомендаций Консультационного центра относительно миграции из стран ближнего зарубежья?
— Миграция из стран Центральной Азии к нам сегодня должна находиться под усиленным контролем. Существует достаточно свободный режим получения разрешения на временное проживание (РВП). Количество этих разрешений квотируется. Так, на 2017 год Приморью выделены 2200 РВП. Для сравнения: на 2016 год это количество составляло 4400, в два раза больше.
— В связи с чем произошло сокращение?
— В 2015-16 годах квоты выделялись в основном в целях обеспечения потребностей беженцев из Украины. Но значительная часть была разобрана выходцами из Средней Азии, которые использовали преимущества РВП не для дальнейшего получения гражданства, а для беспрепятственного нахождения на территории края в течение трех лет. Это ведет к финансовым потерям бюджета Приморского края и ослаблению контроля над их пребыванием со стороны соответствующих органов. Я выносил этот вопрос на заседании своего экспертного совета по повышению уровня безопасности жизни. Члены совета сошлись на актуальном характере этой темы и согласились с необходимостью осуществлять постоянный контроль над развитием ситуации.
В вопросах устранения причин незаконной миграции на повестке дня остро стоит вопрос о миграционной амнистии. Недавно Элла Панфилова в своем докладе отметила, что на территории России находится до 10 миллионов незаконных мигрантов. Цель предполагаемой амнистии: просеять, оставить тех, кто нашел свое место в нашем обществе, и легализовать их. Остальных, особенно тех лиц, которые совершили правонарушения, надо выслать. Этот вопрос надо решать. Подобная попытка предпринималась в 2010 году и называлась регуляризацией. Но тогда начатый процесс был по непонятным причинам прерван. В настоящее время, на правительственном уровне принимаются меры по созданию механизма социально-культурной адаптации мигрантов. Но без проведения миграционной амнистии или регуляризации говорить о категории мигрантов, с которой необходимо проводить адаптационные мероприятия бессмысленно.
— Каковы перспективы задействования трудовых мигрантов в экономике Приморья?
— Если говорить в целом, то количество мигрантов, находящихся на территории края в нынешнем состоянии экономики, нас вполне удовлетворяет. В то же время, применительно к стратегии открытого порта Владивосток, ТОСЭР, мы должны быть готовы к приему порядка 100 тысяч мигрантов на работу на объектах, которые должны быть реализованы программами развития этих территорий. Такое количество рабочих рук должно быть задействовано на стартовом этапе для создания новых рабочих мест, т.е. строительства необходимых производственных объектов, инженерной и социальной инфраструктуры и т.п. Это связано и с тем, что у нас нет такого количества своих кадров.
К тому же необходимо также отметить, что рабочие из дальнего зарубежья у нас не ассимилируются, не оседают на территории края.
Практика привлечения дополнительных трудовых ресурсов применялась в прошлые времена на строительстве великих объектов века — ГЭС, домны, БАМ и так далее.
За это время, исходя из задач, которые поставлены перед министерством развития Дальнего Востока, другими ведомствами, нужно подготовить кадры для дальнейшей работы на созданных рабочих местах. В дальнейшем здесь нужны только те, кто будет составлять постоянное население Приморского края. Не следует забывать про собственный человеческий капитал, коренных приморцев. Вообще говоря, я бы хотел сегодняшнюю передачу начать с фразы: "Не надо увлекаться привлечением трудовых мигрантов". Мы этим обесцениваем труд, препятствуем росту производительности труда, задерживая внедрение новых современных технологий, и работодатель отвыкает от заботы о собственных рабочих кадрах, создания социальной инфраструктуры: школ, больниц, детсадов. Сегодня мы большое внимание уделяем трудовой миграции, но в первую очередь мы должны думать о собственных людях. Только в этом случае мы станем привлекательны для социально-активных людей, готовых влиться в наше дальневосточное общество россиян.
В заключение хочу сообщить, что Общественная приемная Консультативного совета по вопросам миграции и межэтнических отношений работает на безвозмездной основе по адресу: Владивосток, ул. Алеутская 45-а, оф. 815, ежедневно с 10.00 до 16.00 часов кроме выходных дней.
Отметим, что взаимоотношениям народов региона, научному изучению миграционных процессов, а также социальной адаптации представителей других национальностей в Приморье уделяется особое внимание. Мероприятия проводятся в рамках нескольких государственных краевых программ. Это различные круглые столы, семинары, национальные праздники краевого уровня, грантовая поддержка национальных общественных объединений и коренных малочисленных народов, – то есть постоянное взаимодействие. По поручению губернатора Приморья Владимира Миклушевского департаментом внутренней политики сейчас разрабатывается еще одна госпрограмма, которая будет направлена укрепление национального единства в Приморье. Глава региона регулярно проводит заседание Совета по межнациональным отношениям, где на повестке дня самые актуальные вопросы в этой сфере. Помимо этого, при Администрации края работают две межведомственные рабочие группы по профилактике экстремизма в средствах массовой информации и молодежной среде.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Одна земля, одно Приморье". Цели проекта — открыть перед широкой аудиторией позитивные аспекты жизни диаспор, проживающих в Приморском крае, информировать о правоприменительной практике в борьбе с проявлениями экстремизма, рассказывать о деятельности организаций, способствующих сохранению мира и согласия в нашем крае.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Привлечение трудовых мигрантов не должно происходить в ущерб приморцам – Сергей Пушкарев
Сергей Пушкарев: Социально-культурная адаптация – важный элемент миграционной политики