Минэкономики РФ хочет начать бороться с контрафактными автомобильными деталями. В министерстве подсчитали, что оборот рынка автомобильных деталей составляет порядка $40 млрд в год, а половина рынка – контрафакт. Бороться с ним в министерстве предлагают через чипизацию деталей. Как считают опрошенные корр. ИА PrimaMedia в Москве автоэксперты, чипизация повысит цены на автомобили, но не сможет избавить рынок от контрафакта.
Аналогичный проект реализуется в области продаж меховых изделий. С августа 2016 года маркировка мехов помогла снизить оборот поддельной продукции, отмечают представители министерства. Теперь чиновники работают над введением маркировки на обувь, древесину и авиакомпоненты.
Маркировка автомобильных деталей вызывает ряд вопросов, отмечает партнер аналитического агентства "Автостат", член общественного совета Федерального дорожного агентства ("Росавтодор") Минтранса РФ Игорь Моржаретто.
– Во-первых, не понятно, потребует ли внедрение чипа приобретения производителями специального оборудования. Во-вторых, пока не ясно, в какие детали будет вводиться чип. Некоторые из них могут состоять из множества гаек, болтиков. Будут ли чипироваться каждый из них или нет?
Моржаретто считает, что производитель должен сам заботиться о качестве продукции, которая идет с конвейера.
— Многие автоконцерны, к примеру, тот же "Автоваз", ставят коды на свою продукцию. Это их работа. Потребитель же просто должен быть бдительным и не покупать некачественный продукт.
По мнению эксперта, предложение Минэкономики о внедрении в детали чипов полностью избавить рынок запчастей от контрафакта не сможет. Однако добиться какого-то порядка в данной сфере таким способом можно.
Эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский говорит, что избавить рынок от контрафакта можно только начав проверять наличие чипов в деталях во время техосмотра.
— Автолюбители будут сами заинтересованы в "белых деталях", если от их наличия будет зависеть, пройдут они техосмотр или нет. Если же ввести другие варианты контроля за чипированными деталями, удалить подделки с рынка вряд ли удастся.
Говоря о том, выиграют ли от чипизации автомобилисты, эксперт отвечает, что им будет "просто все равно".
— Если я простой автомобилист и сам чиню машину, покупаю для этого детали, мне без разницы, будут ли введены чипы на "детали первого уровня" – двигатели, трансмиссии. Главное дляменя, чтобы они не стали обязательными для других деталей более низких уровней. В противном случае это может привести к некоторому удорожанию ремонта автомобиля.
Противоположного мнения председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
– Автомобилисты останутся опять в дураках. Борьба с контрафактом повлечет удорожание и дефицит запчастей. Я не понимаю, зачем она нужна? Речь же идет не об авторских правах. Мы говорим о деталях, и некоторые аналоги "оригиналов" могут быть вполне приемлемыми.
По словам Похмелкина, остается надеяться только "на российский бардак".
– Пар сейчас выпустят, а когда дело дойдет до реализации предложений, может быть, получится не все. Стихийная рыночная экономика всегда сильнее бюрократического прессинга. И серых продавцов контролировать на рынке запчастей нельзя никак. Полиция не будет этим заниматься.
Председатель Движения автомобилистов предложил легализовать рынок серых автомобильных деталей и начать проверять качество представленной на нем продукции.
– Только такие меры будут действенны. То же, что предлагается сейчас, делается скорее в интересах официальных дилеров. Они по понятным причинам проигрывают конкуренцию "неофициалам". Но антирыночные меры, я считаю, ничего путного здесь не сделают. Наоборот, надо стимулировать дилеров снижать цены на техобслуживание и детали. Только тогда ситуацию на рынке мы значительно улучшим.
Пока неизвестно, как будет Минэкономики реализовывать высказанные предложения о чипизации автодеталей. В министерстве промышленности и торговли РФ уже выразили сомнения о возможности реализации идеи. По словам замминистра промышленности и торговли Александра Морозова, "эта идея, может быть, и была, но пока не поддержана другими участниками отрасли".
– Вводить какой-то стандарт по чипизации автомобильным запчастей прямо сегодня мы не готовы, потому что такого запроса от автопроизводителей не получили.