В Госдуму внесён законопроект, в соответствии с которым приморские рыболовецкие суда смогут без бюрократических проволочек переходить государственную границу при перемещении из промысловой зоны Охотского моря в районы Северных Курильских островов, Восточной Камчатки и Берингова моря. В пятницу, 14 апреля, стало известно, что проект рассмотрят в первом чтении на ближайшем пленарном заседании Государственной Думы, сообщает корр. РИА PrimaMedia (Москва).
Сегодня рыболовецкие корабли не имеют возможности постоянно, без бюрократических препятствий, ходить через Первый Курильский пролив, так как там проходит государственная граница РФ, и вынуждены строить маршрут через Четвертый пролив. Эта ситуация давно возмущает дальневосточных моряков, так как если двигаться через Первый пролив, то расстояние получается 29 миль, а если плыть через Четвёртый, то крюк в обход островов Шумшу, Атласова и Парамушир составляет 290 миль. Только за одно полугодие прошлого года кораблям рыбопромысловых компаний Приморского края пришлось проделать этот путь 59 раз. Разница существенная, и чувствительная для кармана. Эксплуатационные финансовые потери морских компаний из-за прохода через Четвёртый курильский пролив превышают более 30 млн рублей, а коммерческая потеря составляет в среднем 11 млн рублей.
Депутат Госдумы от Приморья Владимир Новиков уверен, что условия для бизнеса в регионе надо улучшать, потому что предприниматели – это налоги для местного бюджета.

Владимир Новиков. Фото: Фото: РИА PrimaMedia
– Я считаю, что любая законодательная деятельность, направленная на улучшение условий для развития бизнеса на Дальнем Востоке достойна того, чтобы её рассмотреть. А если она ещё и поможет региону в дополнительных налогах, то это будет двойной успех, – сказал Владимир Новиков.
Практика прошлых лет показывает, что экономическая эффективность прохода конкретно через Первый пролив очень высока, но бюрократические барьеры не позволяют пересекать госграницу постоянно и быстро. Новый законопроект предполагает, что российские рыболовецкие суда смогут неоднократно пересекать границу без пограничного, таможенного и иных видов контроля. Для этого нужно будет просто подать уведомление в пограничные органы и передать данные о местонахождении судна.
По замыслу законотворцев, этот документ позволит развить рыболовство и рыбную промышленность Приморья, а кроме этого, сохранить и эффективно использовать водные биологические ресурсы.
Законодательную инициативу прокомментировал глава Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев.

Герман Зверев. Фото: Фото: РИА PrimaMedia
"Это важный вопрос, о необходимости решения которого дальневосточные рыбаки говорили с 2011 года. Сейчас сразу два законопроекта, устанавливающие режим каботажного плавания при переходе из Петропавловска-Камчатского во Владивосток через Первый Курильский пролив, представлены в Государственную Думу. Один внесён Законодательным собранием Приморского края, второй готовился ФСБ России.
На мой взгляд, есть реальная возможность после принятия в первом чтении внесённого законодателями Приморского края законопроекта при подготовке ко второму чтению добавить те поправки из второго законопроекта, которые более системно устраняют законодательное неравноправие между российскими и иностранными судами. В результате будет устранена юридическая причина, которая создаёт непроизводительные расходы в 4 — 4,5 млрд. рублей ежегодно. Кстати, налог на прибыль, который уплачивают рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока, составляет такую сумму".