24, 25 и 26 марта на Приморской сцене Мариинского театра впервые были показаны одноактные балеты Джорджа Баланчина "Блудный сын", "Шотландская симфония", "Серенада" и "Аполлон", премьера которого приурочена к 135-летию со дня рождения композитора Игоря Стравинского. Четыре постановки стали первыми балетными премьерами года на Приморской сцене Мариинского театра, сообщает ИА PrimaMedia.Работы Джорджа Баланчина в начале прошлого столетия стояли особняком в мире хореографического искусства. Балетмейстер стремился не отвлекать внимание публики от танца. Для этого он отказывался от сюжетных линий, предпочитал минимализм при создании декораций и костюмов. Партии в его балетах сложны и виртуозны, требуют от исполнителей серьезной физической подготовки и виртуозной техники исполнения.
Его родное имя — Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904–1983), и родился он в Санкт-Петербурге, в семье известного композитора — основоположника грузинской оперы. В 10 лет Георгий поступил в Петроградское театральное училище. Окончив его, был принят в Государственный театр оперы и балета (ныне Мариинский). Юный танцовщик вошёл в группу "Молодой балет", с которой в 1924 году уехал в европейское турне. Обратно они не вернулись. В Лондоне их увидел гениальный антрепренёр Сергей Дягилев и пригласил Баланчивадзе в свою балетную труппу "Русский балет Дягилева". Он же изменил тяжеловатое для европейцев грузинское имя на звонкое и эффектное — Джорж Баланчин.
Баланчин поставил для Дягилева десять балетов, в том числе "Аполлон Мусагет" (музыка Игоря Стравинского) и "Блудный сын" (на музыку Сергея Прокофьева). В эти годы Баланчин формулирует свой парадоксальный афоризм: "Видеть музыку, слышать танец".
Круг любимых композиторов Баланчина был очень широк: Чайковский, Прокофьев, Стравинский, Бах, Моцарт, Глюк, Равель, Бизе, Бернстайн, Голд, Гершвин, Хиндемит — и для каждого он находил особое оригинальное решение. В своём творчестве он шёл не от сюжета, а от музыки. Баланчин возвратил на сцену красоту и одухотворённость чистого танца, заслонённого в XIX веке сюжетными балетами. По выражению ещё одного великого балетмейстера, Мориса Бежара, Баланчин "перенёс в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II".
В Мариинском театре балеты Джорджа Баланчина с успехом идут уже более 20 лет. Критики и западная пресса отмечают триумф труппы Мариинского театра в работе над этой неоклассической хореографией.
"Ранее, при формировании репертуара Приморской сцены Мариинского театра, публике были представлены сюжетные балеты классического репертуара. Премьера вечера балетов Джорджа Баланчина не только дополняет репертуар театра лучшими образцами неоклассического стиля, коими работы Баланчина и являются, а также выводят труппу на принципиально новый уровень своего развития", — отметил главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев.
"Шотландская симфония"
В 1829 году двадцатилетний Феликс Мендельсон, немецкий композитор-романтик, путешествовал по Шотландии. Впечатления оказались столь сильными, что симфония на эту тему создавалась в течение многих лет. Музыка "Шотландской симфонии" сочетает в себе меланхолическую задумчивость, суровый северный колорит, дух древних легенд и преданий с живой страстной эмоциональностью.

Шотландская симфония. Фото: Фото: Пресс-служба Мариинского театра
В 1952 году Джордж Баланчин, побывав на фестивале в Эдинбурге, был покорён своеобразием национального характера шотландцев, колоритом и живописностью страны. Так возник балет на музыку Мендельсона — без определённого сюжета, но создающий яркие контрастные картины и образы.
"Серенада"
Пётр Ильич Чайковский говорил, что на создание Серенады для струнного оркестра его вдохновила музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Действительно, в "Серенаде" сочетается свободная стилизация классического искусства с характерными образами и настроениями романтической натуры Чайковского — это нежный мечтательный вальс во второй части, проникновенный романс в третьей ("Элегия"). В 1934 году на эту музыку Баланчин поставил одноактный балет — первый, принёсший ему известность в Америке и признанный затем шедевром неоклассической хореографии.

Серенада. Фото: Фото: Пресс-служба Мариинского театра
Баланчин сочинял балет для взрослых учеников его школы и должен был учитывать реальность. Так, необычный и неудобный рисунок сценической композиции с нечётным числом танцовщиц — не прихоть хореографа, просто у него было 17 учениц! Первая часть изображает урок в балетном классе, включающий опоздание балерины, падение и другие жизненные ситуации. Баланчин меняет местами весёлый финал и "Элегию", что меняет концепцию "Серенады", придавая ей более меланхоличный и печальный характер.
Тем не менее, гармоничное слияние чистой музыкальной и балетной красоты имеет символический смысл — это как бы возвращение Баланчина на родину, к истокам русской балетной школы.
"Блудный сын"
Одним из самых блестящих театральных явлений начала XX века была балетная антреприза Сергея Дягилева (1872–1929). Человек тонкого вкуса, яркой фантазии, безошибочного чутья, этот гениальный импресарио объединил в своей труппе "Русские балеты Дягилева" целое созвездие великолепных хореографов, композиторов, танцовщиков и художников. В 1928 году С. Дягилев предложил С. Прокофьеву написать для его труппы балет на сюжет библейской притчи о блудном сыне. Приняв заказ, композитор очень быстро стал писать музыку по своему плану. Для постановки балета был приглашён Джордж Баланчин, а главная роль предназначалась ведущему танцовщику труппы Сергею Лифарю.

Блудный сын. Фото: Фото: Пресс-служба Мариинского театра
"Аполлон"
Этот первый опыт сотрудничества Баланчина и Стравинского, стал началом длительного плодотворного соавторства. Они хорошо понимали друг друга, о чём красноречиво писал композитор: "Балетмейстер Джордж Баланчин поставил танцы именно так, как мне хотелось. С этой точки зрения спектакль был настоящей удачей. По сути дела, это была первая попытка воскресить академический танец в произведении современном и написанном специально для этой цели. Баланчин, проявивший много мастерства и фантазии в ранее поставленных балетах, нашёл для постановки танцев "Аполлона" группы, движения, линии большого благородства и изящной пластичности, навеянной красотой классических форм".

Аполлон. Фото: Фото: Пресс-служба Мариинского театра