"Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Так, наверное, можно было бы охарактеризовать государственную политику относительно конкуренции в российской экономике последние годы. Увы, лишь кризис сделал услышанными робкие голоса некоторых экономистов – "Ребята, что-то велика у нас в стране доля госмонополий". Разворот курса на 180 градусов произошел лишь пару лет назад, однако теперь его влияние ощутят все регионы: конкурентность бизнес-среды теперь стала одним из показателей эффективности работы губернаторов, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "ФедералПресс".
Конкурентная среда как лакмусовая бумажка
Строго говоря, о том, что деятельность глав субъектов страны будут оценивать по ряду показателей, стало известно давно – еще в ноябре 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. В нем был прописан новый критерий оценки – содействие развитию конкуренции в регионе. Решиться на такой в пилотном режиме смогли главы лишь некоторых субъектов: республики Татарстан, Хабаровского края, Волгоградской, Нижегородской, Ульяновской областей и Санкт-Петербурга.
В инициативном порядке к нововведению присоединились главы республик Алтай, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия и Чувашия, Кировской, Московской, Омской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ярославской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.
Правда, в силу указ вступал только с 1 января 2015 года, однако сами показатели правительство определило 10 февраля 2015 года, а методика их расчета появилась буквально четыре дня назад, когда появился соответствующий приказ Минэкономразвития. Однако на этом государство не остановилось.
"Разработан региональный стандарт развития конкуренции, в соответствии с которым работают сейчас органы государственной власти всех субъектов РФ без исключения, показатели развития конкуренции стали одним из KPI для губернаторов", – заявил на пресс-конференции в ТАСС Андрей Цыганов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).
По его словам, сигналы, которые поступают от ФАС на регулярной основе, стали одним из элементов деятельности региональных органов власти. "Мы очень довольны тем, как развивается обратная связь с субъектами РФ. Мы прекрасно знаем, что эти проблемы рассматриваются в органах власти субъектов, в том числе, на совещаниях у губернаторов, в том числе, с разными административными и организационными выводами", – подчеркнул он.
"Черная" и "белая" книги
Однако межведомственный диалог – не единственный инструмент, которым федеральный центр пользуется для контроля проконкурентных и антиконкурентных региональных практик. С 2012 года ведомство выпускает ежегодные "Белые" и "Черные" книги. В них собирается не только статистика по всей стране в целом, но и на конкретных примерах показываются как нарушения, допускаемые в регионах в части конкуренции, так и позитивные моменты.
"Половина тех нарушений, которые вошли в "Черную книгу" – нарушения на рынках услуг для муниципальных нужд. На втором месте – рынки аренды земельных участков, где решение принимается муниципалитетом, далее – аренда имущества, которое принадлежит муниципалитету, рынки лекарственных средств и сфера муниципальных услуг, когда предприниматели и граждане РФ нуждаются в получении каких-то документов и справок, где иногда тоже допускаются нарушения", – отметил Цыганов.
По итогам 2016 года в "Черной книге" ФАС появятся и новые направления рыночной деятельности, где ранее нарушения не были столь заметны. Инновации в сфере недобросовестной конкуренции – обслуживание лифтов, внутренний водный транспорт, рынок учебной литературы, право на заключение охотхозяйственных соглашений.
Одним из самых необычных примеров ушедшего года, по мнению Цыганова, стал случай в Калужской области, где власти распространили письмо о необходимости воспользоваться услугами только одной коммерческой фирмы для оценки потребности в учебной литературе.
"Это лишило возможности муниципалитеты и частные школы самостоятельно выбирать поставщиков литературы. Калужское территориальное управление признало эти действия противоречащим закону о защите конкуренции, дело имело долгую судебную перспективу, и, наконец, в кассационной инстанции мы победили", – рассказал Цыганов.
В "Белой книге" ФАС, как обычно, будут перечислены те случаи, когда в результате своевременного вмешательства службы и оперативных действий чиновников были устранены нарушения, которые могли привести к ощутимым негативным последствиям для общества.
Больше предупреждений – меньше дел
Тем не менее, по результатам последних лет, по словам Цыганова, ФАС отмечает общее сокращение количества дел в отношении органов власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц.
"В 2010 году ФАС и ее территориальные управления рассмотрели более 6 тысяч дел о нарушении антимонопольного законодательства. При этом доля дел в отношении органов власти составляла более 50%. Сейчас ситуация изменилась, и общее количество дел, рассмотренных ФАС, сокращается, и количество дел в отношении органов власти тоже сокращается очень значительными темпами", – сказал замглавы ведомства.
Он уточнил, что в целом с 2010 по 2016 годы количество возбужденных дел сократилось в 2,3 раза (до 4,007 тысячи дел), при это количество дел, возбужденных в отношении органов власти разных уровней и должностных лиц сократилось в 3 раза (до 1,278 тысячи). Причина такой динамики – практика вынесения предупреждений относительно выявленных нарушений.
"В результате изменений законодательства о защите конкуренции 3,443 тысячи предупреждений выданы органам государственной власти и их должностным лицам. При этом исполнены более 75 % предупреждений. Получается, примерно в 3 тысячах случаев нарушение не привело к негативным последствиям, были устранены в короткий срок и российские предприниматели и граждане не пострадали", – отметил замглавы ФАС.
Угроза конкуренции – само государство
Однако несмотря на все форсирующие меры, по мнению ФАС, основным препятствием для развития конкуренции в стране по-прежнему остается само государство. ФАС предлагает в обязательном порядке сокращать присутствие государственных, региональных и муниципальных компаний на рынке. Как писали "Ведомости", проект президентского указа, утверждающего национальный план развития конкуренции в 2017-2019 годах, уже разработан и внесен в правительство.
"Мы надеемся, что решение будет принято в ближайшее время, потому что документ готовился еще прошлой осенью, он проходил несколько кругов обсуждения со всеми органами власти, предпринимательскими и общественными объединениями. Что касается ФАС, то с нашей точки зрения он готов", – сообщил журналистам Цыганов.
Также антимонопольная служба предполагает контролировать создание новых ГУПов и МУПов – правда, аккуратно. "Необходимо убедиться, что при создании очередного государственного унитарного предприятия в регионе на рынке не останется выжженная земля, и никто из частного бизнеса не сможет на рынок зайти", – подчеркнул Цыганов.