Премьера оперы Николая Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" пройдет 25 и 26 ноября на Приморской сцене Мариинского театра Фантастическая феерия написана композитором по мотивам известного одноимённого произведения Николая Гоголя. Постановку оперы Ольги Маликовой из санкт-петербургской Мариинки перенесли во Владивосток, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу Приморской сцены Мариинского театра.
"Ночь перед Рождеством" — это история любви двух молодых людей, разворачивающаяся на фоне национального колорита небольшой украинской деревушки Диканьки. Красивая и своенравная Оксана дает обещание стать женой кузнеца Вакулы, только если он достанет для неё черевички с ножки самой царицы. Однако именно в ночь перед Рождеством в обычное течение жизни вмешивается нечистая сила, и здесь начинаются путаница и чертовщина: фантастическая пляска снежной метели, женихи в мешках у Солохи, путешествие в Петербург…

Ночь перед Рождеством. Фото: Фото: Приморская сцена Мариинского театра
Сцены народных рождественских гуляний, любовные переживания молодых героев, комические прятки в мешках и вредный чёрт — вот главные составляющие любимой с детства повети Гоголя. "Ночь перед Рождеством" вдохновляла многих композиторов. В частности, к этому сюжету обратился Чайковский в своей опере "Черевички". Из-за этого Римский-Корсаков долгое время не решался использовать гоголевскую историю для своего произведения, хотя "Ночь" волновала его многие годы. Опера Чайковского ему не нравилась, повесть русского классика он хотел воплотить по-другому. Лишь после кончины Чайковского Римский-Корсаков позволил себе взяться за эту историю. Свою оперу композитор создал в 1895 году. В ней он сохранил основные сюжетные линии и добродушный юмор повести, в то же время усилив фантастический элемент.

Ночь перед Рождеством. Фото: Фото: Приморская сцена Мариинского театра
Но и после окончания партитуры оперы возникло новое препятствие. Цензура не хотела выпускать произведение на театральную сцену из-за того, что в спектакле фигурировала сама царица Екатерина II. Показывать представителей царской семьи на сцене тогда запрещалось. Римскому-Корсакову пришлось пойти на некоторые изменения (царица была заменена Светлейшим), и опера всё же была исполнена в Мариинском театре в ноябре 1895 года и имела большой успех у публики.

Ночь перед Рождеством. Фото: Фото: Приморская сцена Мариинского театра
"Это опера для всей семьи. Взрослые получат удовольствие от великолепной музыки Римского-Корсакова, славившегося своим потрясающе красочным оркестром. Дети тоже найдут в ней свою прелесть. В опере очень интересные, с юмором написанные сцены. В Петербурге „Ночь перед Рождеством“ неизменно собирает полный зал, публика её очень любит. Думаю, что и во Владивостоке она будет пользоваться не меньшим успехом", — сказал дирижёр спектакля Павел Петренко.
На сцене Мариинки это произведение ставилось несколько раз. Последнее воплощение — в 2008 году. Постановку Ольги Маликовой критики охарактеризовали как яркую, красочную, динамичную и оригинальную.

Ночь перед Рождеством. Фото: Фото: Приморская сцена Мариинского театра
"Весь спектакль построен в первую очередь на актёрской игре. Яркие характеры, многоплановость, обилие игровых мизансцен — это основа постановки. Огромное значение имеет также световое оформление, сделанное Глебом Фильштинским — одним из лучших в России театральных художников по свету", — рассказала режиссёр-постановщик.
По оригинальной задумке Ольги Маликовой, опера обзавелась драматическим прологом: трое вымышленных персонажей — "Баба с фиолетовым носом", "Баба с обыкновенным носом" и сам Николай Васильевич Гоголь — ещё до начала представления расхаживают по зрительному залу, вовлекая публику в действие. Интересно решено воплощение тёмных сил — танцующие черти неожиданно появляются в сценах, в которых изначально не предполагались. В опере много массовых сцен с показом народных гуляний с танцами и песнями, особенно хороша юмористическая сцена в доме Солохи, когда хозяйка прячет своих поклонников в огромные мешки. Перелёт же Вакулы с Чёртом в Петербург и вовсе потрясает своей красочностью. Сценография Ксении Пантиной и костюмы Варвары Евчук полностью погружают зрителя в невероятную атмосферу рождественской сказки. Зимнюю и добрую оперу Римского-Корсакова, ставшую одним из самых востребованных петербургской публикой спектаклей, теперь могут увидеть и зрители Приморской сцены.