Фото: Антон Новгородов, РИА PrimaMedia
11 лет PrimaMedia: от бизнес-плана на одном листке до десятка филиалов по всей стране
Как мы чуть не стали "Приморскими курантами"
Медиахолдинг PrimaMedia отмечает сегодня, 13 октября, свое 11-летие. Этот ресурс уже давно не является исключительно приморским, хотя в его названии отчасти заложена именно местная география. Все начиналось с маленького кабинета, бизнес-плана, уместившегося на одном листе и сайта, созданного за пару недель. Из обычной ленты новостей мы превратились в сетевое СМИ, которое не только снабжает жителей многих краев и областей информацией о происходящих в мире событиях, но и наводит мосты между бизнесом, властью, общественными организациями и рядовыми гражданами. РИА PrimaMedia предлагает читателям историю своего становления как лидера информационного поля на Дальнем Востоке.
Идейным вдохновителем создания информационного агентства считают мэтра приморской журналистики Анатолия Ильюхова. Тогда, в далеком 2005-м именно он "прокачивал" мысль о СМИ, аналогов которому на Дальнем Востоке не было. Он мог бы реализовать все задуманное в рамках действующего проекта, где тогда и трудился в качестве главного редактора — на "ВостокМедиа". Ведь тогда и концепцию развития агентства он написал, основываясь на лучшем мировом опыте. Но, как говорится, не срослось и не сложилось. Зато по-родственному идею поддержал Александр Савицкий.
На этом этапе к делу подключись еще несколько важных для будущей редакции людей. И работа началась. Инвестиции в создание нового средства массовой информации были минимальными, из дома несли все, что могло пригодиться в работе, в том числе и компьютеры.

Первый главный редактор PrimaMedia
Автор фото: архив
Алексей Мигунов сыграл большую роль в создании инфраструктуры PrimaMedia. Нашел небольшую комнатушку в здании ВГУЭС, людей, которые недорого сделают ремонт. Он всегда был заводным и пробивным. И даже название, по сути, придумал он. Кстати, вариантов "имени" для информагентства было несколько – это и "Приморские куранты“, и "Голос Приморья", "Приморское время", "Дальневосточные новости"... Но это были шаблонные названия, таких по России тысячи.

заместитель генерального директора PrimaMedia
Автор фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Решили "поиграть" с сокращениями, мне понравилось "прима" — приморское агентство, да и "прима" – это лидер в своем деле. Но хотелось что-то мелодичного, чтобы красиво звучало. Тогда и подумали, а почему бы не PrimaMedia. Проверили, не занято ли доменное имя в зоне ".ру", оказалось, что свободно.
Но мало было найти офис, сформировать команду – первыми журналистами PrimaMedia были Анатолий Ильюхов, Вероника Перминова и Евгения Потановская — необходимо было создать удобный для пользователя и симпатичный сайт. Отличного программиста долго искать не пришлось: у Виталия Гречанюка в портфолио уже было несколько удачных проектов, включая сайт администрации Приморского края и одного из местных информагентств. В тот момент он трудился на благо государства в приморском "Белом доме". Многие вещи о том, что такое Интернет и с чем "его едят", рассказал именно он. В конечном итоге работа с нами настолько его увлекла, что он ушел с госслужбы и подался в реальный сектор экономики, т.е. ушел в PrimaMedia. Первую версию сайта он сделал буквально за пару недель. Сейчас Виталий руководит нашим подразделением по созданию сайтов, но тогда он, по словам нынешних учредителей, был жутким бюрократом. Принес бумажки и говорит: "Заполняйте, чтобы не было никаких претензий в дальнейшем".

Один из первых составов редакции: Александр Омельченко, Даниил Муромцев, Юлия Пушкина, Татьяна Сухарева, Юлия Никитина, Александр Савицкий. Фото: Фото: архив РИА PrimaMedia

генеральный директор ООО "Центр Репутационных Технологий"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Это были стандартные форма опроса клиента и техническое задание. Эскиз на том момент уже был, его подготовил Александр Ловин, работавший в то время над сайтом газеты "Ежедневные новости". Что-то, конечно, было изменено, включая логотип – в первоначальном проекте преобладали красный и синий цвета, потому и логотип решил подкорректировать.
Кстати, за день до официального открытия сайта, коллеги пришли оценить работу ремонтной бригады, занимавшейся первым редакционным кабинетом. Территория ВГУЭС по периметру в то время уже была огорожена забором, а калитки вечером закрывались. Наш генеральный директор Виктор Суханов припозднился, потому ему пришлось брать штурмом двухметровый забор. Итог: помещение принято, ну а ободранные до крови руки вскоре зажили.
Первая пятилетка
Первая тестовая заметка была опубликована 3 октября 2005 года. Какое-то время пришлось работать, как говорят, в стол, ленту в закрытом режиме наполняли новостями, чтобы после открытия посетителям сайта было, что почитать.
Трудовая биография нового информационного агентства "Прима Медиа" официально началась 13 октября. Журналисты сразу подчеркнули, что они, освещая все важные сферы жизни Дальневосточного федерального округа – "от астрономии — до гастрономии", намерены следовать принципу: "Достоверно, оперативно, из первых уст!" и не навязывать ни одну из точек зрения. Агентство заявило, что готово предоставить свою "трибуну" разным политическим партиям, общественным организациям и движениям, ученым, юристам, экономистам.
Тогда не обсуждал нас только ленивый. Говорили, что проект временный, сделан под выборы, что "заработают денег и канут в Лету". Но со временем всем стало ясно, что PrimaMedia — не времянка, и пришло всерьез и надолго.

Первый главный редактор PrimaMedia
Автор фото: архив
Плюс того времени то, что у нас были развязаны руки, в прямом смысле слова. Мы могли себе позволить писать на многие критические темы, и этим довольно долгое время пользовались. Мы были тогда по-настоящему независимыми. К тому же Александр Савицкий, Алексей Мигунов и Виктор Суханов постоянно нам прислали ссылки публикаций в федеральных СМИ, а также местные резонансные новости со ссылкой на хорошо информированные источники. Это также позволяло делать ленту интересной и непохожей на ленты других местных СМИ.
У генерального директора доступа к рабочему пульту РИА PrimaMedia не было ранее, нет его и сейчас.

заместитель генерального директора PrimaMedia
Автор фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Мы ведь тогда принципиально отличались от других участников информационного рынка. Мы сразу приняли решение о том, что вся информация на сайте будет в открытом доступе для любого желающего. А тогда ведь все остальные местные СМИ зарабатывали на подписке: материалы на ленте были закрытыми для большинства, в лучшем случае можно было увидеть заголовок и подзаголовок новости. Хочешь больше – плати! И ведь телевизионщики, радийщики, газетчики, чиновники и другие оформляли платную подписку, чтобы быть в курсе происходящего в стране и в крае. А тут мы, отказавшись от закрытой информации, лишили своих конкурентов финансовой подпитки. Вскоре им пришлось тоже пойти по нашему пути – зарабатывать на баннерной рекламе и информационном обслуживании.

Директор по развитию РИА PrimaMedia
Автор фото: РИА PrimaMedia
Мы сразу же подписали все районные газеты на новости, выходящие на нашем сайте. И это было здорово, так как в то время скоростью Интернета и оперативной работой компьютеров могли похвастать немногие. А тут СМИ получали все самые свежие новости себе на почту 1-3 раза в сутки в текстовом формате.
Необходимо признать, что больше всего времени PrimaMedia уделял Анатолий Михайлович Ильюхов. Все остальные были заняты другой работой и зарабатыванием денег по основному месту работы. Ни о какой прибыли тогда речи не шло, дай Бог наскрести на оплату труда корреспондентов.
Однажды сотруднику PrimaMedia Александру Костенко, тогда еще студенту, на карту неожиданно была перечислена очень крупная сумма денег. Оказалось, что банк по ошибке перевел ему зарплату первого вице-губернатора, полного тезки журналиста. Ошибку заметили довольно быстро, деньги списали, но зато PrimaMedia тогда точно знала, сколько зарабатывают чиновники.
Первые попытки заработать на информационном обслуживании пресекались потенциальными клиентами, мол, сначала поработайте, проявите себя, а потом поговорим. И не секрет, что первый доход агентству принесли старые связи. И уже через какое-то время рекламные места были раскуплены на полгода, а то и год вперед. РИА PrimaMedia одно время даже называли "светофором" – за засилье баннеров на сайте.
Сейчас агентство работает с крупнейшими предприятиями и организациями как Приморского края, так и других регионов. У PrimaMedia несколько проектов, в том числе "Старый Владивосток", родившийся из коллекционирования открыток, книг и значков о Владивостоке; PrimAfisha и Prim.TV.
Курс на запад
Некоторое время РИА PrimaMedia уже работало с директором бренд-агентства "Партнер" Денисом Дроботенко. И вот на одном из семинаров в 2011 году Денис открыто спросил у руководства информагентства: "Что вы хотите?". Естественно, все хотели денег, не просто стабильной прибыли, но и растущей. Тогда же решили, что воплотить желаемое в действительное можно через сеть филиалов в регионах.
В том же 2011 году руководство компании лично выдвинулось в заснеженные дальневосточные города. В Биробиджане сразу чувствовалась некая грусть и безнадега: людей нет, а самый популярный сайт у правительства ЕАО. Но потихоньку все образовалось. Через несколько месяцев филиал открылся в Хабаровске, затем на Сахалине и в Иркутске. В 2013 – в Магадане и в Улан-Удэ, в 2014 – в Якутии, в 2015 филиал с собственным сайтом открылся в Уссурийске. А в 2016 году открылись уже редакции в Туле и Краснодаре.

Директор по развитию РИА PrimaMedia
Автор фото: РИА PrimaMedia
Нам пришлось очень быстро повзрослеть. Так бывает и в обычной жизни, когда в семье появляются дети.
В медиахолдинге ходит шутка о том, что филиалы появлялись в тех городах, которые на машине проезжали наши учредители по пути из Москвы во Владивосток. Так, в Улан-Удэ им очень понравилось национальное блюдо бурятской кухни – бууза. Чтобы пробовать его почаще, нужны поводы для поездки в этот сибирский регион. А не лучший ли повод открыть там филиал?

PrimaMedia — в цифрах. Фото: Фото: РИА PrimaMedia
Быстрого эффекта от филиалов получено не было, но компания развивается, сотрудники приморской редакции периодически отправляются в командировки по филиалам-спутникам в регионы, делятся с коллегами имеющимися знаниями.
Быстро уже не надо, надо – вовремя
Пик посещаемости на PrimaMedia пришелся на 2013 год. Это связано не только с какими-то "выстрелившими" новостями, но и с ростом числа пользователей Интернета. Он становился все более скоростным, приходил в села, появился мобильный Интернет и т.д. Люди привыкли, что можно читать новости во всемирной Сети, используя всевозможные гаджеты. И агентство росло вместе со всем этим, и было не сложно. Сложно началось потом, когда люди "наелись", когда новость эксклюзивна 15 минут, а дальше она появляется повсюду и потребителю становится не важно, кто же был первоисточником, когда пришлось думать, как удержать людей на своем ресурсе.
Пришлось пересмотреть редакционную политику, поменять взгляды на социальные сети.
Например, ранее считалось не важным, какого качества фотография опубликована на сайте, они рассматривались как простая иллюстрация, а про фоторепортажи думалось, что они вскоре отомрут. Сейчас же каждый человек в редакции видит, как фоторепортажи набирают несколько тысяч просмотров, высокохудожественными кадрами, подмеченными нашими фотографами, даже если это обычный вечер в городе или пробки на магистралях, наши читатели делятся ими в социальных сетях.
Отметим, что количество подписчиков в соцсетях на аккаунты ежедневно растет. Тех, кто не только следит за лучшими и рейтинговыми новостями PrimaMedia в Instagram, но и комментирует их – почти 8 тысяч. У наших групп в "Одноклассниках" около 6 тысяч подписчиков, в ВКонтакте – почти 5 тысяч, в Twitter – 5,5 тысячи, в FaceBook – 3,8 тысячи.
В прошлом году PrimaMedia стало доступно в приложениях Viber, Whatsapp и Telegram, через которые любой очевидец каких-либо событий может прислать в редакцию фото, видео или текстовую информацию прямо с места события.
Кстати, самое большое количество просмотров на всю 10-летнюю историю РИА PrimaMedia – более 1 млн в течение нескольких дней – агентству принесла кошка Матроска, пообедавшая в магазине в аэропорту Владивостока морепродуктами на 60 тысяч рублей.

Матроска. Фото: Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Миллионы строчек кода, тонны мегабайт данных и новое лицо PrimaMedia
Чаще всего разработка регионального сайта СМИ ограничена небольшим бюджетом, поэтому делают их не самые именитые веб-студии, либо вовсе фрилансеры. PrimaMedia в этом плане отличается – здесь есть целая команда IT-специалистов. Но так было не всегда. Первую версию сайта нынешний генеральный директор ООО "Центр Репутационных Технологий" Виталий Гречанюк создавал один. На 2010 год пришелся ребрендинг – у агентства появился логотип в виде красного рупора, новый сайт делали программист и дизайнер.

Новый логотип. Фото: Фото: Гречанюк Виталий, PrimaMedia
19 октября 2007 наименование и логотип "PrimaMedia" стали зарегистрированным товарным знаком (торговой маркой) на территории России.
Так уж получилось, что очередную пятилетку, как было принято в СССР, мы начали в очередном, принципиально новом дизайне. Да что там дизайн – это лишь верхушка айсберга. Менялась вся программная платформа. Тут специалистам пришлось несладко, так как все восемь региональных агентств медиахолдинга работают с единой системой управления сайтом, а "революцию" необходимо было запустить только для приморского подразделения – для тестирования и обкатки, а все остальные должны были работать в прежнем режиме. К тому же многие СМИ при обновлении сайта и смене платформы теряют архив прошлых лет. Для PrimaMedia принципиальным было сохранить всю информацию агентства с первых дней работы.
Теперь главная страница нашего сайта – это сетевое СМИ, причем формат информационного агентства для профессионального потребителя сохраняется.
Стоит отметить, что менее значительные изменения происходят ежедневно. Больше половины работы IT-шников приходится на невидимую читателю часть сайта – интерфейс для сотрудников и внутренности движка. Это связано с тем, что ни один готовый движок на рынке не может полностью удовлетворить все потребности компании. Кроме того, сайт PrimaMedia имеет достаточно высокую посещаемость, потому программистам постоянно приходится искать пути для оптимизации движка с тем, чтобы сайт, как говорится, не зависал.

генеральный директор ООО "Центр Репутационных Технологий"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Нужно признать, что у нас случаются определенные сложности, включая падение сайта в моменты пиковой посещаемости, DDOS-атаки и проникновение вредоносного кода. Но все это нам льстит: значит, нас читают и мы кому-то "особенно интересны", раз нас проверяют на прочность.
Прежде, чем получить нынешний вариант PrimaMedia, был изучен опыт огромного количества федеральных и иностранных СМИ. Отдельное внимание было уделено адаптивной верстке издания, ведь более 20% аудитории сайта пользуются для просмотра страниц мобильными устройствами.

Директор по развитию РИА PrimaMedia
Автор фото: РИА PrimaMedia
Многие действительно отмечают в новой версии именно адаптивный дизайн, который позволяет комфортно просматривать сайт практически на любом смартфоне, планшете и других мобильных устройствах, вне зависимости от размера экрана. Сайт автоматически подстраивается под размер экрана. И это одна и та же версия сайта, с одинаковым адресом, а не два отдельно существующих сайта.
Отметим, что в мае 2015 года холдинг PrimaMedia обновил мобильные приложения для Windows Phone и Windows 8. Изменения коснулись элементов интерфейса и удобства использования, в частности, появилась возможность выносить уведомления на экран блокировки и выбирать тему оформления. А первые приложения для смартфонов на базе Android, iOS были выпущены холдингом в 2010 году.
Новостные ленты агентств, входящих в состав медиахолдинга, продвигаются в самых актуальных мобильных приложениях. Работа ведется постоянно. Какие-то сервисы взлетают, какие-то выходят из моды, но команда постоянно отслеживает эти тенденции и старается иди в ногу со временем.

Мобильное приложение PrimaMedia. Фото: Фото: РИА PrimaMedia
Новые идеи, новые проекты и счастливое будущее
"Родители" агентства замечают, что сейчас не всегда хватает времени читать родную ленту новостей. Потому как появляются задачи и проекты по новым направлениям.
Деятельность компании уже давно вышла за рамки понятия online: сегодня PrimaMedia — это организация пресс-конференций, круглых столов, конкурсов и других мероприятий. Так, уже два года медиахолдинг выступает официальным информационным партнером Восточного экономического форума. В прошлом году совместно с авторитетным федеральным изданием выпустил к ВЭФу журнал.
Благодаря слаженной работе амбициозной команды, PrimaMedia заслужило признание не только как передовое информационное агентство, но и как компания, оказывающая комплексные услуги в области PR, GR и маркетинговых коммуникаций. В состав холдинга также входит компания "Центр репутационных технологий", которая обеспечивает техническую поддержку и оказывает услуги дизайна — от полиграфии до веб-сайтов.
В 2013 году Медиахолдинг выступил "локомотивом" для возрождения приморского отделения Союза журналистов, а руководитель компании является председателем правления организации, которая создана для защиты прав журналистов, развития правовой грамотности журналистов, координирования и консолидации усилий по защите и развитию института свободы слова в России.
Сегодня сайт PrimaMedia.ru, как и большинство подразделений холдинга, занимает лидирующую позицию по рейтингу Медиалогии и индексу цитируемости Яндекса, что обеспечивает распространение нашей информации в других СМИ, включая федеральные.

Директор по развитию РИА PrimaMedia
Автор фото: РИА PrimaMedia
В своей работе мы активнее будем использовать новые для нас форматы публикаций: "неновостные" тексты, с долгим временем актуальности, истории о событиях, объектах города и региона, о выдающихся жителях, объяснительная журналистика. Мы открыты для обратной связи с читателями по предложениям о темах публикаций, к примеру, об истории предприятия, на котором они работают или географического объекта, рядом с которым они живут.
Еще один маркер успеха – это то, что сейчас сотрудников агентства часто приглашают в пресс-туры. И если раньше этих поездок ждал и была некая очередь на участие в ознакомительных турах в различные уголки России и других стран, то теперь, случается и так, что поехать в путешествие, которое полностью финансируется заказчиком, просто некому – кто-то уже в пресс-туре, а кому-то и в офисе работать тоже нужно.
Как бы то ни было, коллектив считает себя семьей, такой большой и шумной семьей, со своими "тараканами" в голове. Сотрудники вместе покоряют самые высокие горы, вместе отдыхают в заповедных местах, участвуют в массовых мероприятиях и тренингах, ходят в кино и друг к другу в гости, играют в Activity. И это здорово!
Директор по развитию РИА PrimaMedia
Автор фото: РИА PrimaMedia
Он так и говорил, Саша, ну почему меня никто не слушает? Ведь за Интернетом будущее, все будут читать новости не в газетах, а именно во всемирной Сети. Я предложил идею своему другу и бывшему коллеге по "Конкуренту" Виктору Суханову, а тот попросил накидать бизнес-план. Бизнес-план был всего на одном листочке, но было решено все-таки начать этот проект. Причем собственными силами