Конкуренция в сфере мелкого бизнеса продолжила снижаться в 2016 году, следует из опроса, проведенного Аналитическим центром при правительстве и Торгово-промышленной палатой. Основными причинами такого снижения предприниматели называют уход с рынка российских и иностранных компаний, а также антиконкурентые действия властей. Вместе с тем президент Союза "Приморская торгово-промышленная палата" Борис Ступницкий отметил, что часто предприниматели недовольны уровнем конкуренции, но не всегда это связано с объективными причинами, сообщает РИА PrimaMedia.
Согласно данным опроса Аналитического центра при правительстве РФ и Торгово-промышленной палаты, опубликованным в "Ведомостях", уровень конкуренции резко упал в начале 2015 года: тогда об этом говорил 21% опрошенных предпринимателей. В 2014 году таких было только 5%. В начале 2016 года негативных оценок стало еще больше – 24%. Готовы считать конкуренцию высокой чуть больше половины предпринимателей, что сопоставимо с результатами 2015 года, но гораздо ниже 2014 года. В опросе приняли участие более 1,5 тысяч предпринимателей из 84 регионов, 80% из них – микропредприятия (оборот до 120 млн рублей, не более 100 сотрудников).
Предприниматели говорят о сокращении числа конкурентов из-за ухода с рынка российских компаний. Иностранные конкуренты тоже уходят, отмечают представители транспортного машиностроения, химической промышленности, машиностроения, производители электронного и оптического оборудования.
Мешает и само государство – на антиконкурентные действия властей жалуется 41% респондентов. 45% представителей бизнеса постоянно или время от времени испытывают давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50%. Во многих регионах и отраслях есть предприятия, которыми владеют чиновники или их семьи, отмечает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. Такое совмещение властных функций с участием в бизнесе создает мощные стимулы для того, чтобы через регулирование "перекрыть кислород" конкурентам и закрыть вход на эти рынки, сетует он.
Оценка конкуренции предпринимателями обычно снижается при общем ухудшении экономической ситуации, данные опроса могут говорить и об этом, считает Яковлев. Падение конкуренции – не следствие, а одна из причин кризиса, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморский край усилил позиции в рейтинге развития регионов России и занял 27 место из 85
Инвестиционный климат на Дальнем Востоке нужно улучшать дальше — Ольга Курилова
Президент Союза «Приморская торгово-промышленная палата»
Автор фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia
— Не стоит придавать большое значение этому опросу. Как правило, многие предприятия часто недовольны уровнем конкуренции, и не всегда есть на то причины. Сейчас в целом не самая благоприятная экономическая обстановка, на фоне чего довольство конкуренцией обычно снижается. Стоит также подчеркнуть, что главное в конкуренции – это удовлетворенность потребителя продуктом, товаром, услугой.
В опросе отмечается, что число предприятий уменьшается. Малый бизнес "живет" в среднем 7 лет. Ежегодно ликвидируется около 5,5 тысяч предприятий, вновь образуется – 6,5 тысяч. Львиная доля этих предприятий – торговля и компании, совершающие операции с недвижимостью. Процент производств и инновационной деятельности крайне мал. В Приморском крае в 2014 году было зарегистрировано чуть более 31,7 тысяч предприятий с оборотом 400 млрд рублей. В 2015 году было зарегистрировано 32,1 тысяч предприятий с оборотом 419,5 млрд рублей. Получается, прирост есть, хоть и небольшой.
Кроме того, у нас в стране очень хорошее антимонопольное законодательство, одно из лучших в мире. Сейчас каждый субъект федерации по законодательству обязан заниматься развитием конкуренции, это такая же табельная функция, как, например, строительство дорог. Это определено в документе "Стандарт содействия развитию конкуренции", в котором прописано семь значимых рынков: рынок дошкольного образования, лекарственные препараты, ЖКХ, нефтепродукты, розничная торговля, пассажирские перевозки и рынок услуг связи. Помимо этого, любой субъект имеет право, кроме социально значимых, также определить приоритетные рынки. Стандарт содействия развитию конкуренции определяет поведение государства, для того чтобы выявить препятствия, которые мешают конкуренции на рынке, и нивелировать их.
Конечно, сам по себе уровень конкуренции у нас достаточно низкий. Но если малое предприятие говорит, что ему мешает монополист, нужно подумать, а выиграет ли потребитель, будет ли он доволен уровнем товаров и услуг, в случае устранения монополиста. Смысл конкуренции все-таки не в том, чтобы были довольны предприятия, а в том, чтобы был доволен потребитель.