Санитарная авиация впервые появилась в Приморье в 1961 году. Решение о возрождении санавиации в крае принял губернатор Приморья Владимир Миклушевский, она заработала с 5 февраля 2016 года. На вооружение врачей поступили два современных вертолета, приобретенные и эксплуатируемые в рамках краевой государственной программы "Развитие здравоохранения Приморского края". О том, как работает служба "небесных санитаров" в современных условиях и как функционирует территориальные Центры медицины катастроф ТЦМК, рассказали заведующий отделением экстренной и планово-консультативной помощи Приморского территориального центра медицины катастроф Дмитрий Бондарчук и заведующий организационно — методическим отделом Приморского ТЦМК Владислав Костылев.
— Дмитрий Васильевич, как вам работается на новой технике?
— С появлением вертолетов Eurocopter наши возможности выросли в разы, что подтверждают статистические данные.
В 2014 году было перевезено 23 больных, в 2015 году – 8. С начала 2016 года из районов доставлены 77 пациентов, из них 34 – это дети в возрасте от 0 до 18 лет.
Специалисты центра используют и автомобильную технику, но в ряде случаев преимущество авиации перед автомобильным транспортом очевидно. К примеру, если вывозить больного из Кавалерово во Владивосток на машине, то рейс займет больше 12 часов. А полет на вертолете – туда и обратно 3 часа 20 минут.
— Почему именно Eurocopter? Какие преимущества у этой модели?
— Когда выбирали модель вертолета, одним из важных критериев была скорость полета. "Еврокоптер" может лететь со скоростью до 287 км/ч, а у МИ-2 максимальная скорость 235 км/ч. По вместимости он примерно такой же, как и МИ-2. В кабине "Еврокоптера" можно разместить одного больного на носилках и двух врачей, или врача и фельдшера в качестве пассажиров.
— Для таких вертолетов нужна специальная площадка. Где они базируются?
— Во Владивостоке есть только два места базирования — на территории старого аэродрома ТОФ на Седанке и в бухте Аякс на территории ДВФУ. Это оборудованные площадки, которые отвечают всем правилам пожарной безопасности и техническим требованиям к объектам такого назначения. Чтобы вылететь на задание, вертолет санавиации поднимается с аэродрома на Озерных ключах, летит на посадочную площадку на Седанке или Аяксе, там забирает бригаду врачей и потом уже летит по маршруту за больным.
Для посадки вертолету нужна приспособленная площадка. Иногда бывают такие ситуации, когда необходимо оказать медицинскую помощь и эвакуировать человека из такого места, куда нет дороги и невозможно добраться на автомобиле. В этом случае, если позволяет погода, в принципе мы можем использовать вертолет санавиации для выполнения медицинских задач, в форме оказания скорой медицинской помощи людям.

Заведующий организационно — методическим отделом Приморского ТЦМК Владислав Костылев. Фото: Фото: Юрий Евдан
— Могут ли вертолеты санавиации снять рыбака с траулера или вывезти пострадавших в дорожно-транспортном происшествии?
– Мы забираем больного из больницы, из стационарного медицинского учреждения. У нас есть медицинское образование, это наша профессия, и мы лучше всех знаем, как правильно перевозить людей с теми или иными заболеваниями. Кроме нас этим никто не занимается, и скажу без ложной скромности, что лучше нас никто этого сделать не сможет.
Что касается спасательных операций — это дело спасателей. У них есть для этого свои вертолеты, оборудование и специально обученные люди. То же самое можно сказать и о дорожно-транспортных происшествиях. По существующим нормативам скорая помощь должна прибыть на место происшествия в течение 20 минут. Вся территориальная дислокация станций скорой помощи в крае рассчитана, исходя из этого требования. Значит, чтобы вертолет санавиации мог прибыть на место ДТП через 20 минут, он должен постоянно стоять на взлетной площадке с включенным двигателем, а врачи должны запрыгивать в кабину как военные летчики, одеваясь на ходу.
— Кто работает в Центре? Нет ли дефицита кадров?
— Современная санитарная авиация существенно отличается от той, еще советской, санавиации, которую привыкли воспринимать как некую службу спасения и жизнеобеспечения.
В советские времена, если вертолет МИ-8 выполнял санитарный рейс в труднодоступные районы, "по пути" он обязательно брал на борт, кроме медиков, кого-нибудь еще – артистов, ветеринаров, милиционера, библиотекаря, прихватывал почту.
Сегодня у нас более узкая задача – помогать больным людям. И для решения этой задачи у нас есть достаточное количество высококвалифицированных специалистов. Центр медицины катастроф — это их основное место работы, они готовы в любое время дня и ночи выехать в назначенное место. Мы всегда точно знаем, какого больного готовят к транспортировке, и в каком состоянии этот больной находится.
— В каких случаях на помощь пострадавшему направлять "небесных санитаров"?
— Санитарная авиация приходит на помощь тогда, когда на местах не хватает ресурсов или компетенции. В местной больнице может не быть нейрохирурга, сосудистого хирурга, может отсутствовать оборудование для проведения каких-то сложных операций или диагностических исследований. Вот тут мы и приходим на помощь. Зачем держать сложную дорогостоящую медицинскую технику в отдаленном поселке, где она будет использоваться крайне редко? Лучше использовать ресурсы крупных медицинских центров. Когда в каком-либо медицинском учреждении края появляется больной, который не укладывается в схему лечения по стандарту, врачи выходят на нас и сообщают о своей проблеме. Специалист ТЦМК общается с врачами и решает, как поступить дальше. Иногда бывает, что больного не надо транспортировать, для продолжения его лечения достаточно консультации, которую даст наш специалист. А иногда сам специалист вылетает к больному.
— Как принимается решение о транспортировке больного? Кто решает, что этого пациента возьмут на борт, а этого — нет?
— Необходимость транспортировки определяет сама болезнь, состояние больного и врач, а не его социальный статус или кошелек. Дело в том, что с медицинской точки зрения не всех больных можно транспортировать по воздуху, поскольку существуют так называемые вредные факторы транспортировки. Есть такие заболевания, например, болезни дыхательных органов, при которых изменение барометрического давления может привести к ухудшению состояния организма. Согласно законам физики, чем выше мы поднимаемся над поверхностью земли, тем меньше в воздухе содержится кислорода. У поверхности земли в воздухе 21% кислорода, а на высоте тысячи метров — уже 15 — 18%. Значит, дышать больному будет труднее. Кроме того, при подъеме увеличивается разреженность воздуха, легкие и полости расширяются и это тоже может сыграть негативную роль в течении болезни. Вибрация, "болтанка" — все это тоже может повредить больному. Поэтому перед транспортировкой мы решаем, перенесет ли больной этот перелёт. Предварительное решение принимается удаленно, на основании данных анамнеза, собранного врачами местной клиники. А окончательное решение принимаем на месте.
Бывает иногда так, что пока наша бригада находилась в пути, состояние тяжелого больного изменилось, и транспортировать его нельзя. Или неожиданно появился более тяжелый больной или, например, новорожденный. Порой эти обстоятельства даже становится причиной конфликтов с родственниками. Нам иногда говорят — почему вы не хотите взять больного в Чугуевке, а берете в Дальнереченске? А нам-то все равно, куда лететь, в небе нет плохих дорог, и по времени полет может быть равноценен — все определяет состояние пациента. Нам бы хотелось, чтобы у людей было правильное понимание наших действий в этом вопросе.
Продолжил беседу о санитарной авиации заведующий организационно — методическим отделом Приморского территориального центра медицины катастроф Владислав Костылев. Он рассказал о наиболее популярных болезнях, с которыми сталкиваются "крылатые" врачи, и поделился своими соображениями о формировании образа врача.

Завотделением экстренной и планово-консультативной помощи Приморского ТЦМК Дмитрий Бондарчук . Фото: Фото: Юрий Евдан
— Владислав Вячеславович, какие больные чаще всего нуждаются в помощи воздушных санитаров?
— Сейчас в Приморье увеличилось количество больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Есть, например, такое заболевание как инфаркт миокарда. При таком диагнозе больного нужно доставить в стационар как можно быстрее, счет идет буквально на часы. И есть современные методы лечения этого заболевания, например, стентирование, когда специальное устройство вставляется прямо в сердце или сосуд. В краевой клинической больнице №1 во Владивостоке есть специализированный сосудистый центр, и чем раньше больной туда попадет, тем лучше. Для кардиологии скорость – это самый большой плюс.
Используя вертолеты, мы избавляем больных от необходимости трястись семь часов по не очень хорошей дороге.
— Всех пострадавших везут только во Владивосток?
— Не всегда нужно везти больного именно во Владивосток. В крае есть так называемые межрайонные центры, где тоже могут оказать специализированную помощь. Это районные больницы в Кавалерово, Дальнегорске, Уссурийске. Согласно разработанной краевым департаментом здравоохранения маршрутизации больного транспортируют в тот центр, который ближе или больше подходит по профилю заболевания.
— Вы смотрите фильмы про врачей? Они вам нравятся?
— Смотрю, но редко остаюсь доволен увиденным. Потому что почти никогда работа врачей не показывается в фильмах корректно и достоверно. Люди видят по телевизору или в кино, как лихо спасают больных или пострадавших: приехала "скорая", больного закинули в кабину и сразу же увезли. И все начинают думать, что если с ними или их близкими что-то случится, действия врачей будут точно такими же. Но на самом деле все будет не так. За рубежом фильмы про врачей снимают более правдоподобно. Там, очевидно, очень тщательно подходят к подбору консультантов, а нередко в фильмах снимаются настоящие реальные доктора.
— Кто, по вашему мнению, отвечает за здоровье человека?
— Здоровье человека, в первую очередь, зависит от него самого, а потом уже от врачей. Современные люди, причем, не только пожилые, но и молодежь, почему-то не хотят нести ответственность за свое собственное здоровье. Все считают, что этим должны заниматься врачи. Граждане курят, выпивают, переедают, не занимаются спортом, пренебрегают физкультурой, но при этом считают, что есть медицина, которая должна отвечать за их здоровье. То есть, наше дело болеть, ваше дело лечить. Хотя существуют весьма простые правила, помогающие поддерживать здоровье. Соблюдайте их, и вероятность болезни уменьшится. Ну, а уж если беда случится — мы придем на помощь и спасем человека, как бы далеко от нас он не находился.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморский "блокбастер": легковушка протаранила школьный автобус, детей спасал вертолет
Пять вылетов в районы Приморья совершила санавиация за неделю
Санитарный вертолет доставил 5-месячную девочку из Находки во Владивосток