Проблемы развития туристической отрасли Приморского края обсудили представители регионального турбизнеса с краевым бизнес-омбудсменом Мариной Шемилиной. Участники рынка пожаловались уполномоченному по защите прав предпринимателей на открывающиеся "несвободы" Свободного порта, дорогие авиабилеты и попытки излишнего регулирования "там, где не надо", при полном отсутствии такового "там, где надо". Обозначенные бизнесом болевые точки будут учтены при формировании ежегодного доклада федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту страны, сообщает РИА PrimaMedia.
В начале встречи с представителями туротрасли Марина Шемилина кратко объяснила им цель собрания.
— Анализ нашей работы показывает, что большинство частных проблем, с которыми обращаются предприниматели, имеют системный характер и именно совершенствование нормативно-правовой базы позволяет их решить. Но для этого представители бизнеса должны озвучивать свои проблемы и выдвигать предложения по их решению. Мы готовы их от вас услышать и передать уполномоченному по защите прав предпринимателей в России Борису Титову для формирования ежегодного доклада президенту, — обратилась к представителям турбизнеса Марина Шемилина.
Они были не против.
Упрощение уперлось в сложности
Наибольшей угрозой для развития туротрасли региона собравшиеся признали проблемы с упрощенным визовым режимом в рамках Свободного порта Владивосток. С этой нормой федерального закона все оказалось не так просто, как казалось изначально.
Все дело в том, что подход федеральных ведомств, в том числе, Минвостокразвития к этой норме закона о новом "порто-франко" в последнее время значительно изменился. В новой редакции закона, которую подготовило Минвостокразвития, иностранцев, въезжающих в Свободный порт, планируется облагать консульским сбором. Изначальной версией закона это не предполагалось.
— То, что предлагает Минвостокразвития, мягко говоря, настораживает. Введение консульского сбора лишит Приморье той привлекательности для иностранцев, которая была заложена в идею упрощенного визового режима. Для иностранного туриста важен каждый доллар, который он тратит на путешествие, а 20 или 40 долларов консульского сбора могут напрочь отбить у него желание к нам ехать, — отметил директор краевого департамента туризма Константин Шестаков.
Введение консульского сбора — это, по сути, аннулирование упрощенного визового режима, считает президент НП "Дальневосточная ассоциация рестораторов и отельеров" Роман Иванищев.
— Если бы его не было, мы были бы единственной точкой России, куда можно было бы въехать, а выехать в любом другом месте. С консульскими сборами смысл безвизового въезда теряется. Надо вернуть безвизовый въезд в том виде, в котором декларировалось изначально,
— сказал он, отметив, что проблема не только в этом.
Под большие сомнения эту инициативу ставит затягивание ее воплощения в жизнь.
— Неработающий безвизовый режим — это те деньги, которые к нам не приехали, которые мы — представители туротрасли — не получили и не получаем сейчас. А это зарплаты, рабочие места, инвестиции в инфраструктуру, налоги. Каждый день мы теряем эти деньги, теряет им государство, — сказал Роман Иванищев.
— Введение этой нормы запланировано с 1 июля текущего года. Режим начнет работать в двух пунктах — Морском вокзале Владивостока и международном аэропорте. Другое дело, в каком виде он будет работать — с консульским сбором или нет. От этого фактически зависит наша дальнейшая работа, — сообщил директор туристического департамента, призвав представителей отрасли консолидировать усилия по борьбе за первоначальный вариант упрощенного визового режима.
Столицы стали дальше
Проблему слишком дорогого авиасообщения Приморья с западными регионами страны на встрече с краевым бизнес-омбудсменом озвучила представитель компании "Билетур" Татьяна Солодовникова. По ее словам, существенное удорожание авиаперелетов в западном направлении больно ударило по туристической привлекательности региона.
— Есть проблемы с московским направлением — билеты подорожали очень сильно, что ударило по внутреннему туристу – он стал меньше к нам ехать. Конечно, есть субсидирование перелетов для некоторых категорий граждан, но этого недостаточно, — сообщила она.
Подорожавшие билеты оттолкнули от полетов в российскую столицу и китайских туристов, которые раньше предпочитали летать туда через Владивосток. Негативно отразилось на турпотоке и прекращение прямого авиасообщения Владивостока с Санкт-Петербургом.
— Если раньше оно было и, к тому же, субсидировалось, то сейчас прямого рейса нет, как нет и субсидирования авиаперетов в этом направлении. Хотелось бы вернуть и прямой рейс, и субсидирование, — добавила Татьяна Солодовникова, отметив, что неплохо было бы предложить правительству задуматься об увеличении квот на субсидированные авиаперевозки для Дальнего Востока.
Принять и разместить
Проблема недостатка качественных средств размещения, прежде всего, хостелов в Приморском крае ни для кого не секрет, тем более, для представителей туротрасли. Тем не менее, озвучили ее и в этот раз, причем уже с новым акцентом.
Турбизнес обеспокоен обсуждаемыми изменениями в законодательстве, касающихся запрета на размещение хостелов в жилых помещениях. Такая возможность сейчас обсуждается на федеральном уровне.
— Даже в Японии, где туризм развит намного лучше, чем у нас, не так давно разрешили принимать туристов в квартирах. Видимо, им не хватает денег, поэтому они и идут на такие шаги. И не только они — многие страны мира так делают, чтобы больше зарабатывать на туристах. Только, видимо, нам денег на все хватает раз обсуждаются такие решения,
— высказался Роман Иванищев.
— Нужно к этому вопросу подойти серьезно и консолидировано выступить против этой поправки. Со стороны администрации мы уже отправили отрицательный отзыв, — сообщил представителям туриндустрии директор департамента туризма Приморья Константин Шестаков.
Вместе с тем, по его словам, хостельный бизнес в Приморье нуждается в качественных изменениях, прежде всего, в классификации средств размещения.
— Это позволит нам оценить этот сегмент как элемент индустрии гостеприимства, установить определенный стандарт качества обслуживания. Сделать это можно в рамках закона о Свободном порте, мы уже внесли соответствующие предложения, — сообщил Константин Шестаков.
Гиды как угроза нацбезопасности
Еще одну проблему, которая не только лишает государство поступлений в бюджет, но и, без малого, подрывает национальную безопасность страны, озвучила доцент кафедры сервиса и туризма ВГУЭС Ирина Кушнарева.
Она кроется в нелегальных гидах, экскурсоводах и переводчиках, широко представленных на краевом рынке туристических услуг.
— Отсутствие регулирования на этом рынке привело к тому, что экскурсии по Владивостоку для большинства туристов может проводить кто угодно. Дело не только в том, что такие гиды и экскурсоводы не зарегистрированы и не платят налоги. Дошло до того, что ряд туркомпаний привлекает к этой работе иностранных граждан, которые часто совершенно неправильно доносят иностранцам информацию о нашем крае, по-своему трактуя исторические события и вопросы принадлежности этой территории. Это, ко всему прочему, представляет большую угрозу для национальной безопасности нашей страны,
— сообщила Ирина Кушнарева.
По ее словам, проблему может усугубить Роструд, который обсуждает возможность разрешить иностранным гражданам работать гидами-переводчиками, чего нельзя допустить, считает она.
Выходом из этой ситуации могло бы стать введение обязательной аттестации и аккредитации для гидов, экскурсоводов и переводчиков, которые работают в Приморье, считает она.
Такие предложения уже внесены краевой администрацией в рамках закона о Свободном порте, сообщил Константин Шестаков.
— Мы взяли за основу опыт Санкт-Петербурга, где аккредитация является обязательным условием для тех, кто работает в этом направлении. Мы предлагаем установить такую норму и на территории Свободного порта, — добавил директор краевого департамента туризма.
Марина Шемилина пообещала представителям туротрасли, что донесет их опасения и предложения до губернатора Приморья и федерального бизнес-омбудсмена.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Минкультуры просит открыть приморский Зарубино для "круизных" иностранцев
Турбизнесу Приморья пора заговорить по-китайски
Эксперты: Китайцы, которые приезжают в Приморье, — не туристы, а челноки