Опыт и деловые инструменты генерального директора КГУП "Примтеплоэнерго" Алены Григорьевой за девять месяцев работы позволили сократить дебеторскую задолженности на 788 млн, а кредиторку – 1,5 млрд рублей. Пожалуй, это одни из важнейших показателей для компании, которую несколько раз за 2015 год обвиняли в банкротстве. Отмечается прекращение генерации отрицательных кассовых оттоков. Все финансовые галочки были поставлены за счет тесного сотрудничества с судебными приставами, оптимизации работы с поставщиками топлива и разъяснительными беседами с потребителями. Корр. РИА PrimaMedia встретилась с гендиректором теплоснабжающей компании, чтобы узнать подробности антикризисного управления и подвести итоги календарного года. Руководитель поделилась главными переменами и успехами, трудностями и личными бизнес-разработками.
— Согласно бухгалтерской отчетности, дебеторская задолженность за девять месяцев 2015 года – 788 млн рублей. Сейчас дебеторка – 2,5 млрд рублей. В том числе 2 млрд это население, остальное муниципалы, федералы и прочие юридические лица. Когда я пришла в компанию, кредиторская задолженность составляла 7,5 млрд рублей, сейчас — 6 млрд.
Добились положительной тенденции за счет снижения дебеторской задолженности, а во-вторых, за счет внутренних резервов. Мы перестали генерировать убыток, отрицательный кассовый отток – это привело к снижению по кредитам. Но долгов еще много, работать и работать.
Недавно задумалась, даже если закрывать долги по 500 млн рублей в год – это 5% от нашей годовой выручки. То есть мне нужно работать еще 14 лет.
— За счет чего удалось достичь таких хороших показателей?
— За год мы усилили работу с исполнительными производствами. Закидали суды и приставов дополнительной работой (смеется). Никому это не нравится, не буду лукавить – это лишняя бумажная волокита. Но делать это нужно регулярно, так как это позволяет существенно снизить долги.
Мы зашли в квартиры и собственники, наконец-то, узнали, что они должники и про них помнят. Раньше работала схема: заплатили – молодцы, не заплатили – ну и ладно, как-нибудь разберемся. В 2015 мы решили проблемы с теми, кто мог заплатить, но в силу разных причин не делал этого, например, забывал. Или не хотел.
В 2016 году нас ждет самое сложное, добиться платежей от тех, кто финансово нестабилен. Наши пенсионеры недостаточно социально защищены. Цены растут – не хватает средств. Идем на встречу, подписываем графики реструктуризации, на больший период растягиваем платежи. Еще есть мужчины, ведущие асоциальный образ жизни, безработные, любят выпить, отягощенные детскими алиментами. Это самая сложная категория, их много. Итак, в 2016 нас ожидает неблагополучный этап, когда мы начнем переселять людей. Там где муниципальное жилье – будем переселять в меньшую жилплощадь. Где частная собственность – будем работать через суд, принудительно переселять. Тяжелый момент нас ждет в следующем году, мы уже эмоционально готовимся.
Повторюсь, мы перестали генерировать отрицательные денежные потоки, убытки. В 2015 году приступили к выстраиванию систем. Закупочных процедур, подготовки к ремонтным программам, выстраивания отношений с поставщиками топлива. К системе, когда компания в 2016 году приступит не к разрешению экстренных ситуаций, а именно плановой работе.
— Межведомственные комиссии помогают?
— Почему-то раньше не обращались к этим инструментам. Не работали вовсе. Последние два месяца начали работать, появились небольшие результаты такого сотрудничества. Пускай, сейчас это небольшие суммы, но главное – механизм запущен.
Процесс теплоснабжения, как любой бизнес процесс, состоит из трех частей. Производство, транспортировка и потребитель. В нашем случае это выработка тепла, тепловая сеть и жители края. Совокупный результат зависит от эффектов на каждой стадии. Что касается котельных — есть техническая стратегия, будем переходить на уголь, на газ, уже устанавливаем модульные котельные.
Тепловую сеть арендуем у администрации, но у них нет денег и возможности заниматься процессом обновления, но, я уверена, что мы сдвинем этот вопрос с мертвой точки в следующем году.
Что касается потребителя – этот блок никем не занят, механизмы не разработаны. Я стараюсь привлечь внимание администрации и межведомственных комиссий. Если люди установят счетчики, регулирующую арматуру, то уже это приведет к колоссальным снижениям затрат. На потребителях мы несем большую часть финансовых потерь. Как только они займутся жильем – то все станет в разы проще. Поставить счетчик, утеплить окна, установить регуляторы температуры, отремонтировать здания.
Если вкладывать в котельные, то эффект виден через три года. Если в тепловую сеть – через год. А если в потребителя – то годовой эффект превышает в разы вложенные средства. Надо комплексно рассматривать весь процесс и двигаться параллельно по всем пунктам. Мы написали в прокуратуру с просьбой провести работу по УК и обязать их поставить регулирующую арматуру и счетчики в домах. Только запустили механизм и люди стали проявлять интерес – а зачем это делать, что нам это даст.
Началась, наконец-то, разъяснительная работа.
Готовы потребителям помогать в долг. Привлекайте нас в качестве подрядчиков, чтобы мы привели порядок в общедомовых сетям, помогли разобраться в части сохранения тепла, готовы предоставлять рассрочку. Только давайте уже делать и утверждать, двигаться вперед.
— Следующий год високосный. Некоторые верят, что он полон различных рисков и опасностей. Верите в приметы?
— Мой жизненный статус: там, где больше рисков – больше возможностей. Это возможность проявить себя и получить результаты. В экстремальных условиях мозг работает на 100%, мы крепчаем. Период кризиса – да, это не для всех, это период расцвета, новых технологий, новых эффектов и возможностей.
— Так все-таки, вы и коллектив "Примтеплоэнерго" будете праздновать Новый год?
— В душе мы его встречаем, но 70% персонала на рабочих местах. В праздники повышенный интерес к трудовой дисциплине, запасам, нормативам, технической безопасности. По опыту прошлого года, 1 января я была уже на работе. Потому что возникла необходимость поехать на котельную в Фокино, где произошел небольшой инцидент. Вообще, в планах посмотреть, как в Новый год реализуется максимально быстрое решение проблем. В душе, в семье, дома – у меня праздник. Но о каникулах в разгар отопительного сезона речи не идет.
Новый год и зимние каникулы для компании "Примтеплоэнерго" — это не отпуск, а наоборот самый ответственный период. Конец года для энергетиков края ознаменовывается традиционно не календарной датой, а окончанием отопительного сезона.
Издан приказ о работе и повышении ответственности в праздничные дни, соответственно — будут мобилизованы аварийно-восстановительные бригады. Все диспетчерские будут доступны, для сотрудников составлен график дежурств, люди на складах работают круглосуточно, поэтому машины готовы выехать в любое время и точку. Служба экономической безопасности активизирована к проверкам, чтобы никто из сотрудников теплоснабжающей компании не потерял бдительности. Потому что человеческий фактор играет большую роль, руководство принимает меры повышенной безопасности.
— Вы будете встречать Новый год в семейном кругу? Чем планируете порадовать их, может, любите готовить?
— Действительно, 31 декабря – это семейный праздник, я встречу его рядом с близкими. Готовить я умею и люблю, правда давно этого не делала, наверное, года три (смеется). Так как мы живем большой семьей, с моими родителями, то эту заботу они с удовольствием взяли на себя. Но у нас есть традиция – к праздничному столу я всегда готовлю свой фирменный салат. Он очень простой, но вкусный, именно его выбрали мои домочадцы в качестве любимого. Состав незамысловатый: говяжий язык, соленый огурец, картошка. Делается рассол – растительное масло и чуть чеснока. Все укладывается слоями. Оставить на два часа, чтобы все пропиталось соусом. Деликатес – язык, соленый огурчик и картошечка.… Получается очень вкусно.
— Что пожелаете в Новом году своим сотрудникам и жителям края?
— Каждому сотруднику желаю собственного роста, стабилизации жизненной. Нам нужно работать так, чтобы перед стариками не было стыдно за поступки, чтобы обеспечить будущее нашим детям, следующему поколению. Потребителям желаю теплых новогодних праздников, чтобы их ничего не напрягала, не вызывало дискомфорта. Чтобы каждый думал о крае, как о родном месте, родной земле с гордостью. Мы живем в прекрасном месте. Когда мне звонят друзья, хвастают, что уехали в отпусках "на моря", я всегда с радостью отвечаю – а я все время на море, каждый день!
Чтобы наши друзья, коллеги, которые живут в других городах, странах – пусть завидуют, что мы в Приморье, у моря, что мы развиваемся и живем в перспективном городе.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: