"Мне как губернатору Сахалинской области приятно открыть сегодня 11-ую международную конференцию "Сахалин: нефть и газ" и принять участие в работе столь представительного мероприятия.
На мой взгляд, эта конференция является прекрасной возможностью подтвердить курс Администрации Сахалинской области на дальнейшее стратегическое развитие нефтегазового комплекса, включая крупнейшие шельфовые проекты "Сахалин-1 и 2", реализуемые на условиях Соглашений о разделе продукции, перед важным рубежом:
- по проекту "Сахалин-1" - полномасштабной добычей углеводородов по первой стадии проекта;
- и завершающим этапом строительных и пуско-наладочных работ по проекту "Сахалин-2".
Этому предшествовала долгая и плодотворная работа, в которой многие из присутствующих сегодня в этом зале, принимали прямое непосредственное участие. Особо хочется отметить заслуги по реализации Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" безвременно ушедшего губернатора области Игоря Павловича Фархутдинова.
Развитие нефтегазового комплекса является одним из ключевых направлений экономического развития Сахалинской области. Для нас главными приоритетами при реализации нефтегазовых проектов, как реализуемых в настоящее время, так и планируемых к разработке в будущих периодах, является их максимальная отдача для экономики области, максимальное привлечение российских, прежде всего - сахалинских подрядчиков, и минимизация воздействия на уникальную и хрупкую природу Сахалина.
Меня радует, что перечень нефтегазодобывающих, геологоразведочных и операционных компаний на Сахалине постоянно растет: если ранее на острове была только одна нефтегазодобывающая компания - это "Сахалинморнефтегаз", то сейчас в их числе - "Эксон Нефтегаз Лимитед", "Сахалинская Энергия", "Петросах". Ежегодно прирастают объемы геолого-разведочных работ, выполняемых компаниями "Элвари Нефтегаз", "Восток-Шмидт-Нефтегаз", "Запад-Шмидт-Нефтегаз", "Вени-Нефть".
В работе по разведке и разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина прямо или опосредованно принимают участие крупнейшие российские и международные компании: "Роснефть", "Газпром", "Шелл", "Эксон Мобил", "Бритиш Петролеум", китайская "Синопек" и индийская ОНГК, японские корпорации "Мицуи", "Мицубиси", "СОДЕКО" и многие другие.
Отрадно сознавать, что сахалинские нефть и газ, вопреки мнению многих скептиков при начале разработки шельфовых проектов, нашли своих покупателей и в течение многих десятилетий будут служить надежным источником энергоресурсов для стран Азиатско-тихоокеанского региона, таких как Япония, Корея, Китай, и Северная Америка.
Дальнейшая экономическая интеграция Сахалина, других дальневосточных регионов России в Азиатско-тихоокеанский регион происходит именно на базе крупнейших сахалинских нефтегазовых проектов.
На прошлогодней конференции мы много говорили о проблемах освоения континентального шельфа, в том числе и на условиях Соглашений о разделе продукции (СРП), рассматривали положительные и отрицательные стороны СРП.
С сожалением вынужден констатировать, что существенных изменений не произошло - область по-прежнему лишена большей части наиболее реального и приближенного источника доходов - роялти и полностью прибыльной продукции, а ведь мы планировали пополнение областного бюджета за счет роялти до 500 млн. долларов ежегодно.
Отсутствие доли прибыльной продукции не лучшим образом сказывается на реализации Программы газификации Сахалинской области.
За исключением налога на доходы физических лиц, налога на прибыль (который возможен не ранее 2012 года), незначительных платежей за природопользование и минимальной суммы роялти, Сахалинская область с началом промышленной добычи нефти и газа не будет иметь существенных поступлений от проектов "Сахалин", что может привести к определенной социальной напряженности.
В тоже время, Сахалинская область, как субъект Российской Федерации, исполняя огромное количество обязанностей по проектам "Сахалин-1 и 2", практически не имеет по ним доходов, но, при этом, несет существенные экологические риски.
Уникальная экосистема Сахалина, прилегающие акватории подвержены серьезной антропогенной нагрузке, поскольку на сравнительно небольшой территории области размещена огромная инфраструктура проектов. Поэтому необходимы значительные компенсационные меры по нивелированию негативного эффекта.
Неплохо было бы, если в процессе своей деятельности на Сахалине все компании реализовывали собственные программы, направленные на устойчивое развитие Сахалина.
Особо хочу обратить внимание руководителей всех предприятий, работающих на территории области, на безусловное соблюдение экологических требований, заложенных в проектных решениях.
Администрация Сахалинской области в ноябре 2006 года заключила договор с ОАО "Газпром" о газификации Сахалинской области, которым предусматривается совместное участие в разработке и реализации инвестиционного проекта газификации Сахалинской области, региональной программы энергосбережения и программы по переводу автомобильного, железнодорожного, водного, авиационного транспорта и сельскохозяйственной техники на компримированный и сжиженный природный газ. Первоочередной задачей в реализации намеченных планов для нас является газификация Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 для значительного улучшения экологической обстановки в окрестностях г. Южно-Сахалинск.
На 11-й конференции "Сахалин: нефть и газ" мы планируем обсудить итоги и перспективы развития сахалинских нефтегазовых проектов, дальневосточную стратегию крупных российских компаний, участие российских предприятий, вопросы финансирования, маркетинга, нормативно-правовой базы, экологической безопасности.
Результаты обсуждений помогут определить дальнейшую стратегию развития Сахалина, как центра нефтегазодобычи на Дальнем Востоке России, а также концепцию развития Дальневосточного региона в целом, интеграцию его экономики в Азиатско-тихоокеанский регион.