Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00

Спектакль "Язычники" Приморского театра молодежи: Поиск веры в эпоху перемен

"Господь управит", африканский идол и важность ритуалов – в рецензии редактора издательства "Русский остров" Сергея Корнилова
10 декабря 2015, 12:15 Общество
Спектакль "Язычники" Предоставлено Приморским театром молодежи
Спектакль "Язычники"
Фото: Предоставлено Приморским театром молодежи
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Спектакль "Язычники" (18+) из репертуара Приморского театра молодежи и в 2015 году продолжал оставаться самой дискуссионной постановкой "молодежки": театральная общественность края активно обсуждает смысл того послания, которое донесли – или же хотели донести – до приморского зрителя драматург Анна Яблонская, режиссер-постановщик Сергей Руденок и актеры краевого театра. РИА PrimaMedia публикует (с небольшими сокращениями) рецензию на спектакль "Язычники" приморского журналиста, культуролога и историка Сергея Корнилова.

Справка: КОРНИЛОВ Сергей Львович . Историк, журналист, культуролог. Автор и соведущий телевизионной программы "Приморье with love". Редактор издательства "Русский Остров". Действительный член Русского географического общества.

Сергей Корнилов

Сергей Корнилов. Фото: Фото: предоставлено С.Корниловым

Эпиграф

Как по Божией горе,

Там поклоннички идут.

Там поклоннички идут,

В руках свечки все несут....

- Отправляясь в Театр молодежи на спектакль "Язычники" по пьесе Анны Яблонской (режиссер - Сергей Руденок), я, собственно, знал, куда иду. Имея некоторое представление о современной драматургии и театре, я понимал, что спектакль может шокировать неискушенного зрителя, но я-то уже "тертый калач"… Тем не менее, спектакль меня шокировал.

Дело в том, что после просмотра спектакля лично у меня возник странный эффект. Пока я смотрел постановку "Язычников" на сцене, мне все было ясно и вопросов не возникало. Плюсы и минусы героям я тоже "проставил". Но буквально с того момента, как я вышел за порог театра, у меня вдруг стали возникать вопросы. Мысленно прокрутив пьесу, я вдруг понял, что у меня не только появилось масса нерешенных вопросов, но и произошла переоценка ценностей. Мои плюсы вдруг поменялись на минусы - и наоборот.

Об авторе и пьесе

"Язычники" – это странная пьеса с драматичной историей. Написана она молодым украинским драматургом Анной Яблонской в 2010 году и была отмечена премией журнала "Искусство кино", вручение которой должно было состояться 24 января 2011 года. В этот день Анна прилетела в Москву, но вручение - не состоялось. В тот момент, когда она шла на выход в аэропорту Домодедово, прогремел взрыв. Теракт в Домодедово унес жизни 37 человек, в том числе талантливого драматурга Анны Яблонской, которой на момент взрыва было всего 29 лет.

Жизнь в эпоху перемен

Обычная для России (или для Украины – родины автора пьесы) 1990-х – 2000-х ситуация. Отец – алкоголик и тряпка, мать – домашний тиран, дочь – "гулящая". Ситуация простая, если бы не три "но". В недавнем прошлом, отец семейства Олег – талантливый музыкант и любящий отец, Марина – добрая, ласковая жена и мать, а дочь Кристина – умница и отличница. Отчего же все перевернулось? На это можно ответить цитатой из известного фильма: "Не мы такие – жизнь такая", но это было бы слишком просто. Прямого ответа мы не получим: таких ответов нет ни в пьесе, ни в спектакле. Впрочем, нет их в жизни.

В общем, героям не повезло, и жить им довелось в эпоху перемен. Тектонические сдвиги в обществе вызвали сдвиги эсхатологические и привели к преобладанию сумеречного сознания в их умах. В свою очередь, это привело к хаосу идей и непредсказуемости в поступках. Они перестали быть хозяевами своей жизни и превратились в полузомби.

Олег (актер Игорь Смирнов), в полубессознательном, похмельном состоянии ищет работу и, перебиваясь случайными заработками, спускает деньги на друзей и алкоголь. Марина (актриса Анастасия Гришко) целыми днями шьет и иногда отвечает на звонки клиентов, поскольку, по совместительству, является сотрудником риэлтерского агентства. Она тянет всю семью и силы у нее на исходе. Последней каплей, переполнившей ее терпение, становится известие о том, что Кристина (актриса Анастасия Ларионова), оказывается, давно бросила институт, а ведь она только вчера сделала последний взнос за обучение.

Жизнь в эпоху перемен тяжела. Но интересна – в один прекрасный момент все может измениться. Так происходит и в жизни наших героев, когда в доме внезапно появляется мать Олега Наталья Степановна (актриса Юлия Орышечко). Больше 20 лет бабушка провела в монастырях и обителях, отмаливая грех молодости (брошенная мужем, с одним ребенком на руках, она сделала аборт) и вот – "нате вам!". На прямой вопрос: "Зачем ты приехала?", который задают ей поочередно все члены семьи, она сначала ничего не отвечает, а затем проговаривается сыну: "Помру я скоро, повидать вас приехала". Но прежде чем помереть, бабушка устроила в доме такой переполох, что мало не показалось никому.

Во-первых, с приездом Натальи Степановны в доме стали твориться чудеса. Началось все с соседа Коли по прозвищу "Боцман" (актер Роман Григорьев). Горький пьяница, он занимает у Натальи Степановны деньги на опохмел, но она делает на него "заговор", после чего бедолага даже смотреть не может на водку. Зачарованный Натальей Степановной, он перестает сквернословить и начинает читать богоугодную литературу.

Во-вторых, у Марины, благодаря Наталье Степановне, начинают складываться дела на ниве торговли недвижимостью, и она получает крупную сумму денег за сделку, которую ей предложил священник отец Владимир. Оказалось, что опыт церковной жизни инокини Натальи не прошел зря и приносит ощутимые дивиденды. В-третьих, благодаря матери, Олег получает хорошо оплачиваемую работу на церковном складе.

В результате, двое из этой троицы (Боцман и Марина) обращаются в православие. Уверовали, так сказать… А что такого? Герои, живущие в эпоху перемен готовы поверить во что угодно, если это "что-то" дает им хоть какую-то надежду на выход из беспросветной ситуации, в которую они попали

Только Кристина не может найти с бабушкой общего языка, но о ней разговор особый.

Мертвая ворона

Актриса Анастасия Ларионова с первого появления на сцене играет Кристину, как стопроцентную оторву без тормозов. Поэтому, когда мы узнаем, что она еще недавно была отличницей и примерной девочкой, то пребываем, мягко говоря, в недоумении: откуда такие метаморфозы?

Причины девиантного поведения внучки становятся понятны во втором действии, когда мы видим "флэш-бэк" о событиях двухмесячной давности. Причина банальна: девица имела несчастье влюбиться, но не в кого-нибудь, а в своего институтского преподавателя Сергея (больше мы о нем не знаем ничего, даже отчества). Он читал курс по религиоведению и Кристина, заинтересовавшись языческими верованиями народов Африки, влюбилась в преподавателя, который обратил на нее внимание. Или наоборот: сначала влюбилась, а затем сделала вид, что интересуется его предметом. Этого мы не знаем.

Мы только знаем, что влюбилась она по уши и, не раздумывая, прыгнула к нему в постель при первом удобном случае. Осуждать мы ее можем, но этому роковому шагу предшествовала череда событий, которых мы не видим, но можем предполагать.

Причиной стремительной влюбленности становится, с одной стороны, возраст Кристины. Вспомним классика:

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!

С другой - полное отчуждение Кристины в семье, ее одиночество и чувство ненужности.

Именно поэтому она бросается в объятья первого, кто посмотрел не мимо… не сквозь нее, а в глаза и сказал что-то ободряющее и ласковое. Может быть, какой-то комплимент. Для Сергея, выходца из приличной семьи, это в порядке вещей, а для Кристины – это как глоток свежего воздуха.

На самом деле, за годы передряг родители Кристины настолько отдалились друг от друга, что в этой семье все оказались в пустоте и одиночестве. И если взрослые, в силу инертности мышления не могли вырваться из порочного круга, то Кристина активно искала выход. Пусть это оказался ложный путь, но попытку она, как пушкинская Татьяна, сделала, и не ее вина, что избранник оказался не достоин ее нежных чувств.

Огромное значение для понимания внутреннего мира Кристины занимает образ мертвой вороны, о которой она вспоминает после окончательного объяснения с Сергеем:

"Мне было три года, стояла такая зима, когда даже душа леденеет – вся земля покрылась коркой… мама укутывала меня в четыре одеяла, а у папы губы примерзали к мундштуку на середине мелодии… и однажды утром, когда все кончилось: масло, хлеб, кастрюли, терпение… мама одела меня… в такой ужасный драный кроличий полушубок с залысинами и пятнами, он достался мне от двоюродной сестры… и жуткую ангоровую серую шапку с идиотскими бомбонами… в общем, во всем этом так легко, так сладко было чувствовать себя несчастной… Мама взяла меня за руку и мы пошли… мы вошли в лифт, там были выжжены все кнопки и... я хорошо помню надпись на стене: "Серый - поц!" И я тогда поняла, что это все. Что больше ничего не будет, что все эти миллионы лет эволюции кончились обледеневшей горкой, замерзшими красными качелями, серым небом и океаном бугристого льда, в котором застыли все дома и улицы, школы, детские сады, все на свете воспитатели, вся на свете ненависть… К моему лысому, лоснящемуся жиром полушубку мама накрепко пришила коричневые варежки с корабликами и я схватила мамину руку и даже через варежки поняла… она тоже знает, что это наш последний день, что наступил конец… конец всего… и почти одновременно мы увидели ее – мертвую ворону… она лежала рядом с упавшим деревом… ее лапы скрючились от холода, черные перья уже покрылись искорками льда и мы обе знали…еще немного… и она исчезнет… ворона была такая тощая, что глядя на нее, я думала: отчего же она умерла первее – от голода или холода, или может быть, от инфаркта… и на всей земле никого больше никого не осталось, только я, мама и мертвая ворона… и так было хорошо, так спокойно, так правильно... потому что все уже выяснилось, все стало на свои места… не на что было надеяться и ничего уже не надо бояться…"

Мы приводим эту длинную цитату, чтобы подчеркнуть ключевой момент мироощущения Кристины. Если она уже в трехлетнем возрасте ощущала такую отчужденность, то неудивительно, что, потеряв в более взрослом возрасте опору в лице родителей, она оказалась в крайне бедственном положении.

Спектакль "Язычники"

Спектакль "Язычники". Фото: Фото: Предоставлено Приморским театром молодежи

Господь управит

В отличие от мятущихся и не находящих опоры в жизни героев пьесы, Наталья Степановна – натура цельная и самодостаточная. Она человек верующий и уверенный в своей правоте. Актриса Юлия Орышечко создает очень точный образ богомолки, проведшей много лет в "услужении Господу" и умеющей любой свой шаг объяснить следованием божественному промыслу. Следуя церковным канонам, она знает, как поступить в любой ситуации. Наталья Степановна – незыблемая твердыня и оплот православия. На таких, как она, держится церковь.

Поначалу ее поведение вызывает некоторое отторжение, но постепенно она и ее поступки начинают вызывать симпатию. Наталья всем старается помочь и от ее действий действительно всем становится легче. Она помогает даже Кристине, которая ее не принимает и всячески унижает.

Навести мосты с внучкой бабушке так и не удается. Единственным объяснением поступков Кристины для Натальи Степановны является формула: "Это у нее бесы". Для того, чтобы изгнать бесовскую силу, она собирается крестить внучку и далее, как она считает, все само наладиться. "Господь управит", - постоянно повторяет Наталья Степановна и эта универсальная формулировка, как ни странно, действует. Даже когда случается трагедия.

Наталья Степановна и Марина, уверовавшая в силу господа и сама обратившаяся в смиренную христианку, собираются крестить Кристину (имя девушки не зря напоминает имя Христа – она главное страдающее лицо в пьесе) и закрывают ее дома, не выпуская, чтобы "не началось все снова". В результате, Кристина совершает попытку самоубийства, шагнув с балкона.

Дух предков и другие

Пока Кристина находилась в коме, бабушка и мама ее все-таки крестили. Как сказал доктор (актер Никита Сальков): "Что ж, молиться не помешает… в качестве дополнительной опции". Наталья и Марина молятся, Олег обращает свои надежды к медицине, и только Боцман ведет себя крайне странно для новообращенного в православие.

В конце первого действия между ним и Натальей Степановной происходит знаменательный диалог. Боцман рассказывает историю, которая приключилась с ним в Африке, в те времена, когда он плавал на судах настоящим боцманом. Однажды они "с другом Лехой", во время стоянки в Гане, поехали прогуляться и попали в одно племя, которое проводило ритуал общения с предками. За вторжение в церемонию и за то, что они потревожили духов мертвых предков, их должны были или убить, или поднять в воздух во время ритуала. Только надо было снять с себя все железное. Их раздели и полтора часа пытались поднять в воздух с помощью заклинаний, но ничего не получилось. Тогда вождь племени упал перед ними на колени и признал Колю с Лехой великими богами и подарил им священную маску предков. Эта полуанекдотическая история имеет совершенно непредсказуемые и даже трагические последствия.

Безумный рассказ Боцмана Наталья Степановна сопровождает комментариями, которые все расставляют по своим местам, согласно православной концепции. Туземцы у нее, конечно – "язычники", духи предков – это "демоны", а маска, подаренная вождем – "идол". В итоге оказывается, что маску Боцман по возвращении из рейса подарил своей жене, а та возьми и умри через три месяца. До разговора с Натальей Степановно, Коля не связывал эти два события, но теперь, благодаря ее недвусмысленным намекам, он вдруг понял, что совершил непростительную ошибку. После разговора он бежит домой с целью разрубить маску на куски и избавиться от демона.

Позже мы узнаем, что Коля не сделал этого, что-то его остановило. А ведь он уже был готов принять православие, благодаря стараниям инокини Натальи.

Коля – Олегу: "Я домой прибежал, взял топор, хотел разбить, а потом… чувствую… я не знаю… я просто взял ее… снял со стены… на кухню отнес… на стол поставил, потом взял бутылку водки… ту самую… еще с того раза, что я купил и выпить не смог… и я смотрел на нее…на маску… и… потом взял рюмку, налил спокойно и выпил… и выпил… я смог выпить, понимаешь?! и меня не пригвоздило! и потом я сказал одно слово, одно единственное слово и меня попустило!"

Дух африканских предков и волшебное славянское языческое слово сотворили чудо. "Православные чары" пали, и Боцман снова смог пить водку и ругаться матом. Как ни смешно, но Николаю снятие заклятья принесло духовное освобождение.

В результате, Коля переобратился и уверовал не в бога, а в Духа предков. Легкость, с какой он это сделал (до этого он также легко стал православным), имеет глубокий подтекст. Эта легкомысленность перевоплощений экстраполируется на весь русский народ, который легко поддается соблазну внезапно все перевернуть в своей жизни. В истории России 20-го века это качество русских два раза (в конце и начале века) сыграло с ними злую шутку. Сначала, поддавшись искушению (так и хочется сказать - дьявола) православная Россия была совращена идеями социализма и коммунизма, а в конце века с такой же легкостью вернулась в лоно капитализма и православия.

- Не нужен нам твой господь, - заявляет Коля Наталье Степановне. - Мы теперь в Духа предков верим!

Здесь важно не столько богоотрицание, сколько вот это "мы". Уверовав в очередное универсальное учение, неофиты присваивают себе право говорить от имени всего народа, не считаясь с тем, что у других может быть мнение, отличное от них.

Ритуалы

Новообращенный язычник Коля Боцман также участвует в операции по спасению Кристины "в качестве дополнительной опции". Он приходит в больницу с маской Духа предков и кладет ее на лицо девушки, чуть не убив ее. Тем не менее, когда Кристина вышла из комы, Коля уверен, что ей помог Дух предков, так же как Наталья Степановна и Марина уверены, что помог обряд крещения и их молитвы. Олег ничего не думает – он атеист.

Здесь возникает очень непростой вопрос: кто в "Язычниках" положительный, а кто -отрицательный герой? С одной стороны, кажется, все ясно: положительный герой – это тонкая натура Кристина, противостоящая мракобесию, косности и ханжеству, а все остальные – будь-то православные, язычники или атеист Олег - заплутавшие по жизни. Но все гораздо сложнее.

Если смотреть глубже, то, как ни странно, главным положительным героем в "Язычниках" является бабушка Наталья Степановна. Именно ее приезд помог вскрыть нарыв, который зрел в семье и именно ее вмешательство, несмотря ни на что, привело к позитивным сдвигам в жизни остальных героев. Кроме того, это ведь не Кристина, а Наталья Степановна умирает. После того, как Боцман заявил ей, что "не нужен нам твой господь", ее вселенная рушится. Ее мир умирает, но… но возрождается мир в душах ее близких. Фактически она приносит себя в жертву и искупает все грехи.

Монологи главных героев в финале спектакля лишь подтверждают эту смутную догадку.

Кристина сожалеет о том, что не успела сблизиться с бабушкой. Олег говорит о том, что "если бы не мама - все было бы намного хуже". Но самые важные слова произносит Марина. Она вообще ничего не говорит о свекрови, но мы понимаем, что многие мысли вызваны именно общением с ней. Лишь в конце своего монолога, который касается деталей ее новой жизни, поисков работы и бытовых подробностей, она вдруг делает неожиданное резюме: "…по поводу Бога. Странный вопрос. Я не сомневаюсь, что он есть".

Но даже не эта фраза главная. В середине своей исповеди Марина говорит: "Человек ни к чему не готов: ни к счастью, ни к смерти, ни к чему…" Тут мы понимаем, что речь идет, прежде всего, о человеке неверующем. Верующий человек принимает удары судьбы более спокойно и всегда знает, как поступить в том или ином случае.

И вот здесь возникает, на мой взгляд, самый глобальный вопрос, поставленный в "Язычниках" - это вопрос о ритуалах. Мы часто с недоумением, а то и с насмешкой наблюдаем за церковными ритуалами (неважно какой конфессии – будь то православие, кришнаизм или язычество) и думаем, что это архаизм и мракобесие. А ведь если задуматься, то этим ритуалам – тысячи лет, и они из года в год, столетие за столетием исполнялись нашими предками. Неужели все они были настолько одурачены религией? <---> Почему, кстати, автор пьесы дал ей такое название "Язычники"? Конечно, не потому, что там в двух сценах идет речь о язычниках Африки и не потому, что Кристина писала курсовую на эту тему. Язычниками, по всей видимости, автор считает всех героев своей пьесы, независимо от конфессии или принадлежности к атеистам.

Если судить по поступкам, то все они приверженцы самых архаических форм религии: от фетишизма (атеист Олег, например, разговаривает со своим кларнетом), до тотемизма, как в случае с Боцманом и ритуальной африканской маской. Даже православный ортодокс Наталья Степановна не смогла избавиться от осколков прошлого и отмечает языческую Масленицу. Вот и получается, что традиционным в России (да и других бывших славянских республиках СССР) является язычество, настолько укоренившееся в нашем быту и сознании, что его не вытравишь даже тысячелетним диктатом православия.

Не поймите превратно, Анна Яблонская, а уж тем более автор этих строк не призывают к возвращению к истокам и язычеству. Все-таки более половины всех верующих в России исповедуют православие в рамках РПЦ. Но вот что касается ритуалов, я более чем уверен – они необходимы. В качестве эпиграфа автор рецензии поставил текст песни, которая рефреном звучит в течение всего спектакля. Обращаю внимание, что речь в песне идет о ритуале поклонничества и она (эта песня) спасает всю первую, беспросветную часть спектакля от полной безнадеги, в которую можно впасть вместе с героями. Это очень точный режиссерский ход – красотой спасти мир. Кстати, песня – это тоже ритуал, используемый во многих обрядовых действий, откуда она, собственно, и родилась.

Смысл ритуалов не только в их красоте, хотя эстетическая составляющая – необходимое качество для влияния на мысли и души людей. Ритуалы, от бытовых до сакральных – это то, что дает формулу поведения как в простейших ситуациях, так и в сложных жизненных перипетиях. Есть архетипы, наработанные веками и изменять их опасно для духовного, так и для физического здоровья. Если бы об этом помнили все язычники (к ним относятся не только герои пьесы Яблонской, но и многие из нас), то не оказались в жизненном тупике, как герои пьесы Яблонской, а если бы и оказались, то поступили бы совершенно по-иному. Ведь для того, чтобы решать семейные и личные проблемы, вовсе не надо уходить в монастырь или прыгать с балкона. Есть же более простые ритуалы. И главное - более приятные.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Молодая сцена Приморья: "Маленькие трагедии" покажут в Театре молодежи

Галина Островская: "Остров Рикоту" в Приморском театре молодежи – спектакль-загадка

Галина Островская: "Крах" обернулся удачей для Приморского театра молодежи

16842
43
37