Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
13 июня, 08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50

Галина Островская: "Остров Рикоту" в Приморском театре молодежи – спектакль-загадка

Театральный критик – об удачной постановке, ярких находках режиссера-"киношника" и вечных вопросах
7 декабря 2015, 18:15 Общество
Спектакль "Остров Рикоту" во Владивостоке предоставлено Приморским театром молодежи
Спектакль "Остров Рикоту" во Владивостоке
Фото: предоставлено Приморским театром молодежи
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Спектакль "Остров Рикоту" Приморского театра молодежи, впервые представленный на суд зрителя в этом году, прочно занял свое место в репертуаре "молодежки". По мнению профессора ДВГАИ, журналиста и театрального критика Галины Островской, авторская постановка худрука Юрия Гончарова еще раз однозначно подтвердила известное театральное правило: хорошая режиссура определяется уровнем актерской игры. Ближайший спектакль покажут уже 20 декабря. О спектакле-загадке, кинематографических приемах на сцене и вечных вопросах – в рецензии Галины Островской на РИА PrimaMedia.

Справка: ОСТРОВСКАЯ Галина Яковлевна. Профессор Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточная государственная академия искусств", преподаватель Высшей школы телевидения ВГУЭС, журналист и театральный критик.

Галина Островская

Галина Островская. Фото: Фото: РИА PrimaMedia

- Остров Рикоту - это что? И впрямь, что за такой неизвестный ни одному географу объект? Может, это земля обетованная, о которой давно и бесплодно мечтает человечество? А вдруг это место, где люди забудут о своих мирских заботах, и - как манкурты, вместе с заботами забудут и Родину, и близких, и вообще - все-все?

Эти мысли приходят невольно после просмотра спектакля краевого театра молодежи "Остров Рикоту". Эта странная, с необычным сюжетом пьеса Наталии Мошиной выбивается из привычного драматургического ряда.

Любопытно, что во Владивостоке второй раз ставится пьеса Мошиной. В театре Тихоокеанского флота уже который сезон идет отличный спектакль по ее пьесе "К звездам". И вот теперь - этот таинственный остров.

Театр сделал свои добавления и сценические комментарии к драматургическому материалу. Так, персонажи вскользь упоминают, что это "далекий дальневосточный остров". В отличном музыкальном сопровождении среди широко известных отечественных песен звучит хорошо известный приморский хит "Где-то на сопках багульник цветет". И среди немногочисленных обитателей острова появляется странное какое-то бесполое существо – местная сумасшедшая. Тоже - изобретение театра. Таких ярких находок в спектакле немало.

Спектакль "Остров Рикоту" во Владивостоке

Спектакль "Остров Рикоту" во Владивостоке. Фото: Фото: предоставлено Приморским театром молодежи

Итак, что же происходит на сцене? Думается, что несколько приблизительный пересказ сюжета только привлечет внимание к происходящему: на далекий-далекий остров приезжает молодой журналист столичного издания, чтобы сделать очерк о жителях Рикоту. Их, этих жителей, совсем немного. И их мир, их заботы, их мировосприятие, их быт - безумно далеки от наших сегодняшних реалий. Как в далекие времена, у них нет гаджетов, телевизоров, радио и прочих благ цивилизации. (И вообще - намеком звучит мысль: "А собственно, блага ли все это?"). Они живут естественной, какой-то первобытной жизнью, в основе которой бесконечный однообразный труд - ловля тюленей и их переработка.

И кроме этого - практически ничего, только у некоторых самые смутные воспоминания о прошлом, о какой-то будто нереальной жизни в другом, цивилизованном мире. А сейчас уже много лет - только тюлени и многочисленные, оцепляющие остров со всех сторон морские водоросли…

И при этом люди острова абсолютно свободны от всех, порой бессмысленных, условностей: от политики, которой нынче заражены даже бабушки, сидящие на лавочках, от материального расчета, от ненависти и всего того, чем, собственно, мы и озабочены сегодня. И невольно возникает вечный философский вопрос: кто при этом счастливее?

Волею судьбы журналист остается на Рикоту надолго. О происходящем впоследствии, как в хорошем детективе, говорить не будем. Скажем лишь об интереснейшей находке – открытом финале спектакля, о его многоточии. Финал каждый зритель может домыслить для себя сам и предсказать дальнейшую судьбу героя: останется ли он на ставшем родным острове навечно или вернется к прежней цивилизованной жизни.

Наверное, постановщик "Рикоту", художественный руководитель театра Юрий Гончаров неслучайно выбрал эту пьесу, как отвечающую его творческим устремлениям. И неслучайно он так много привнес в нен. Гончаров в последнее время редко ставил на профессиональной сцене. Потому понятно и его и наше зрительское волнение на премьере в марте этого года.

Не буду интриговать: мне спектакль понравился. 

Понравилась сценографии Виктора Шматка. На сцене привычный стол, лавки, над кроватью - коврик, да-да, с обязательными белыми лебедями на жутком кричащем фоне. Внизу в оркестровой яме угадывается море, мы слышим его шум, от него исходит голубое сияние. А сверху свешиваются водоросли. Они шевелятся, как огромные щупальца, от них никуда не деться и не спрятаться.

В пьесе не так много действующих лиц. А режиссер занял в спектакле почти всю труппу, во всяком случае, ее мужскую часть. И на сцене то и дело ходят мужики, суровые и молчаливые, занятые тяжелым рыбацким трудом. Уж кому-кому, а нам, жителям морского города, многое понятно про этот труд.

А еще в спектакле замечательно придуманы рыбачки, одинаково одетые, в одинаковых огромных прорезиненных фартуках и надвинутых на глаза косынках. Кажется, они утратили свою женскую сущность, они уныло однообразны и бесполы, пьют, как мужики, и как мужики - вкалывают. И когда однажды они снимут фартуки и окажутся в длинных светлых платьях-балахонах, они неожиданно напомнят персонажей древних легенд.

Юрий Гончаров последние годы много занимался кино, и может быть потому многие мизансцены "по-киношному" выразительны и порой напоминают планы разной крупности на экране. Например, рыбачки, скучным рядом сидящие на кровати – это общий план, журналист с тетей Сашей - план средний и замечательный крупный план - свешивается с кровати голова Анны с красивыми длинными волосами и к ней прислоняется голова сидящего на полу журналиста Игоря. Подобную "раскадровку" в театре интересно наблюдать и интересно анализировать.

Точно спектакль простроен и ритмически. Сценическая жизнь течет в спокойном размеренном ритме, так, как собственно и живут на Рикоту. И разговаривают все негромко, без лишней неестественности. И кажется - ничто не может взволновать, выбить из привычного ритма обитателей странного острова.

Есть четкое театральное правило: хорошая режиссура в спектакле определяется уровнем актерской игры. Актеры в спектакле "Остров Рикоту" - радуют. Прежде всего, это удивительно достоверная и узнаваемая пожилая работница тетя Саша в исполнении Ирины Тарасюк. Грузная, с вечно натруженными руками, ни в коей мере не ропщущая на судьбу, сохранившая чувство юмора и нерастраченную материнскую теплоту. Она поистине душа острова Рикоту.

И конечно - это странное существо, придуманное режиссером и названное Татой. Какая-то круглая, бесформенно обтекаемая, в немыслимых розовых одеждах и такой же шапке с длинными болтающимися ушами, с огромными глазами, бессловесная, порой что-то мычащая, бесконечно добрая - вот такая она, Тата, в исполнении Марии Зизенковой. И непонятно каким образом она напоминает одновременно и подросшего "дауненка", и детеныша-тюлененка. И эта лишенная мыслей Тата тоже в какой-то мере олицетворяет Рикоту.

Впервые по-настоящему раскрылась на сцене молодая героиня Елена Андреева в роли Анны. Загадочная колдунья, повелительница водорослей, стройная и величественная красавица в начале действия, к финалу превращается в грубовато-простоватую тетку, к которой больше всего подходит хорошее русское слово "обабилась".

Достаточно убедителен, во всяком случае абсолютно современен, будто молодой человек, поднявшийся из зрительного зала на сцену, герой спектакля журналист Игорь в исполнении Олега Демчука.

Спектакль состоялся. Но главное его достоинство, думается, в том, что любой зритель, даже не принявший его эстетику, все равно задумается над смыслом жизни, будет домысливать и изобретать свой финал, будет спорить об увиденном.

И кто же все-таки счастливее: мы, технически упакованные, образованные, или они, работящие и бесхитростные обитатели странного острова Рикоту?

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Галина Островская: постановка Приморского театра драмы сделала с "Женитьбой" Гоголя чудеса

Галина Островская: "Крах" обернулся удачей для Приморского театра молодежи

Приключения столичного журналиста среди "нелюдей" покажут театралам Владивостока

16842
43
37