Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в рознице может привести к закрытию многих торговых точек, осуществляющих продажи алкогольной продукции в городах и сельской местности Приморского края, а также спровоцировать рост цен на алкоголь и развитие нелегального рынка. К такому мнению пришел автор материала "Водка подорожает?", опубликованного деловым еженедельником "Конкурент". РИА PrimaMedia публикует авторский материал полностью, без изменений и сокращений.
"Согласно Федеральному закону № 171-ФЗ, розничным магазинам для продажи алкоголя необходимо установить на каждую торговую точку программный модуль, с помощью которого данные о продаже алкоголя автоматически передаются в единую систему. В данный момент для представителей розничной торговли система работает в тестовом режиме, но уже с 1 января 2016 года они будут обязаны работать с системой в части подтверждения факта закупки, а с 1 июля 2016 года - в части фиксации продаж.
Алексей Кабанченко, заместитель генерального директора ОАО "Синергия-Восток": "ЕГАИС в рознице должна заработать в два этапа. С 1 января 2016 года мы должны проводить через ЕГАИС всю алкогольную продукцию, поступающую от оптовиков. А с 1 июля будущего года без использования ЕГАИС уже нельзя будет продавать алкоголь в розницу. Подобные государственные меры в отношении алкогольной продукции мы рассматриваем как положительное явление. Ведь цель внедрения данной системы заключается в дополнительном контроле алкогольных потоков и борьбе с контрафактной продукцией. Приведу простой пример: официальная минимальная розничная цена бутылки водки емкостью 0,5 литра составляет сегодня 185 рублей. Но "Синергия", как и любой другой крупный производитель, не может уложиться в сумму меньше 220 рублей за бутылку, ведь с каждой бутылки более 125 рублей идет в бюджет в виде акцизных платежей и НДС, плюс оптовая и розничная наценки, не говоря уже о себестоимости производства, логистики и минимальной рентабельности производителя. Однако в рознице встречается водка по 185 рублей либо чуть дороже, и нам, как экспертам рынка, очевидно, что это так называемая схемная продукция, с которой не уплачены налоги, иначе она стоила бы гораздо дороже. И поэтому нам интересны государственные меры, направленные на контроль алкогольного рынка, потому что они помогают отсеять нелегальный, схемный продукт".
Сейчас системное выявление нелегальной водки в магазинах затруднено: спиртным торгуют десятки тысяч точек, проверки носят точечный характер. Выявление отдельных случаев торговли нелегальным алкоголем не меняет общую картину. Внесенный правительством законопроект предлагает оборудовать кассовые аппараты ретейлеров программным обеспечением, позволяющим передавать информацию о каждой проданной бутылке в систему ЕГАИС.
Таким образом регулятор будет иметь возможность отследить весь жизненный цикл каждой зарегистрированной в системе водочной бутылки: от ее производства до продажи конечному потребителю. Если покупатель попытается приобрести в магазине нелегальную бутылку водки, информация о которой отсутствует в системе, то кассовый аппарат отклонит такую операцию и продукт будет невозможно провести по кассе. Проблема лишь в том, что игроки рынка пока не совсем понимают, как процесс внедрения ЕГАИС будет происходить в мелкой рознице.
"Сейчас мы ожидаем ответа РАР на запрос для уточнения, что необходимо приобрести и к какому сроку. Пока мы еще сами не совсем понимаем, как это все будет происходить", — призналась Алена Артамонова, начальник отдела маркетинга ОАО "Уссурийский бальзам".
Александр Мухтасипов, системный администратор ЗАО "Тихоокеанская торгово-производственной компания": "На данный момент мы ждем ответа от разработчика, что конкретно нужно. Оборудование, необходимое для внедрения ЕГАИС, очень дорогое. Только сканер штрихкода стоит 20 тысяч рублей. В целом, во сколько выйдет программное обеспечение, трудно сказать. Еще не совсем понятно, потребуется модернизация старого оборудования или нужно будет покупать все новое. Но в любом случае сумма превысит 100 тысяч рублей. Мне кажется, небольшим магазинам более выгодно отказаться от торговли алкоголем".
Наталья Иванова, заведующая магазином сети алкомаркетов "Винный погребок": "Мы отказаться от торговли алкоголем не можем, так как на этой продукции основан наш бизнес. Сейчас этот вопрос активно обсуждается среди игроков алкогольного рынка. Потому что внедряемая система очень неудобная. Каждая проданная бутылка должна фиксироваться в системе. На данный момент достаточно просто считывать штрихкод для продажи. После введения ЕГАИС будет необходим четырехмерный сканер, который будет считывать всю информацию о товаре с акцизной марки. Возможно, если эта марка будет содержать в себе исчерпывающую информацию, то штрихкод тогда считывать будет необязательно. В общем, мы пока плохо еще представляем, как вся эта система будет работать. Одно понятно - система ЕГАИС должна быть установлена в каждом магазине. И всю расчетно-кассовую систему нужно будет менять, а это стоит дорого. Поэтому небольшие магазины "смешанного" типа, где продается алкоголь, возможно, от этой части дохода откажутся. В таких точках, где маленький ассортимент алкоголя, порой при сдаче декларации в Росалкогольрегулирование возникает столько сложностей, что они выбирают как вариант отказ от продажи алкоголя. Кроме того, надо не забывать о человеческом факторе, так как вся информация будет сразу направляться в центральные органы РАР. А ошибки неизбежны. И как в случае ошибок их исправлять? В какой срок? Как за эти ошибки будут наказывать? Несмотря на то, что у нас сеть магазинов, мы, как работники розницы, сейчас в замешательстве".
ЕГАИС была создана в 2006 году, чтобы контролировать обороты алкогольной продукции от завода до прилавка магазина и тем самым побороть нелегальный рынок. При этом начало внедрения системы практически парализовало рынок, который оказался технически не готов к введению ЕГАИС. Производители и импортеры оценили свои убытки за 2006 год в 1 млрд долларов неполученной выручки, не считая расходов на ЕГАИС. В Приморском крае из более чем 6 тысяч розничных точек 2,2 тысяч имеют лицензии на продажу алкогольной продукции (на конец 2014 года). Поскольку установка необходимого оборудования повлечет допрасходы, а уровень прибыли ретейлеры захотят сохранить, реализация проекта наверняка скажется на цене конечного продукта и, возможно, увеличит долю теневого рынка.
Ольга Егорова, руководитель направления по связям с общественностью и корпоративной культуре,РН ГК "Невада" ("Самбери"), Хабаровск: "Внедрение ЕГАИС для алкогольной продукции не окажет существенного влияния на работу крупных торговых сетей, так как мы и сейчас продаем только легальную и качественную продукцию, а репутация крупной фирмы стоит очень дорого. Проблемы могут возникнуть у некоторых сравнительно небольших продавцов, которые любыми способами (не всегда законными) стремятся снизить себестоимость. В то же время на заведомо нелегальную торговлю алкоголем, которая и сейчас ведется без всякого учета, ЕГАИС не окажет никакого влияния, здесь нужны другие способы госрегулирования".
Асад Шамои, генеральный директор ГК "Дилан": "Поспешность введения системы приведет к серьезным проблемам. На наш взгляд, пострадают мелкие предприятия розничной торговли, у которых нет финансовой возможности приобрести оборудование для подключения к ЕГАИС. Таким предприятиям придется прекратить торговлю, и многие граждане могут остаться без работы, соответственно, уменьшатся поступления налогов в бюджет. На месте закрывшихся предприятий появятся недобросовестные предприниматели, которые организуют нелегальную торговлю алкогольной продукцией, теневой рынок алкоголя будет процветать".
Юлия Пак, председатель Общественного совета предпринимателей Приморья: "Идея внедрения ЕГАИС — неплохой механизм для контроля за оборотом алкогольной продукции и отслеживания контрафактной продукции, особенно если бы это могло исключить уже существующие сложные системы отчетности, декларирования и излишнего документооборота. Но необходимое программное обеспечение для ее реализации — это непосильная финансовая нагрузка для бизнеса, которая может привести к обратному эффекту. По предварительным подсчетам, затраты на оснащение необходимым оборудованием для розничной точки в связи с введением ЕГАИС составят до 150 тысяч рублей на одно предприятие. Кроме этого, практически не был предоставлен переходный период, чтобы бизнес успел сориентироваться в новых условиях и переоснастить свое оборудование. И магазины, особенно в сельской или отдаленной местности, либо закроются, либо будут продавать алкоголь нелегально. В любом случае это приведет к снижению налоговых поступлений, сокращению рабочих мест, обратному эффекту развития продажи контрафактного некачественного алкоголя и другим проблемам экономического характера. И если супермаркеты города смогут оснастить себя необходимым оборудованием, то как быть владельцам небольших магазинов, где продажа алкогольных напитков является одной из основных статей рентабельности предприятия?", - завершается публикация делового еженедельника.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Публичные слушания закона о регулировании продажи алкоголя стартовали в Приморье
Эхо девальвации рубля докатится до алкогольного рынка Приморья не сразу – Марина Станина
Мнение на РИА PrimaMedia: Повышение цены на спирт может сработать на руку бутлегерам