Предприятия Сибирской угольной энергетической компании (АО "СУЭК") добыли 46,5 млн тонн угля в январе-июне 2015 года. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост добычи составил 1%, сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе компании.
Объемы реализации в январе-июне 2015 года увеличились на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 49,1 млн тонн угля.
Рост продаж на внутреннем рынке составил 20%. Российским потребителям реализовано 26,3 млн тонн угля, 21,6 млн тонн из которых было отгружено на предприятия электроэнергетики. Рост продаж на внутреннем рынке связан с повышенным спросом на уголь со стороны российских энергогенерирующих компаний по причине маловодности рек и снижением выработки энергии гидроэлектростанциями.
Объем международных продаж увеличился на 2% и составил 22,8 млн тонн угля. Основные направления международных продаж - Китай, Южная Корея, Япония, Нидерланды, Тайвань, Великобритания, Германия.
По словам основного акционера и председателя Совета директоров СУЭК Андрея Мельниченко, стратегия СУЭК - быть наиболее конкурентным и самым надежным поставщиком российского угля на внутреннем и экспортном рынках. При этом он отмечает, что хорошие перспективы просматриваются на Востоке, рынок торгуемого угля в Тихоокеанском бассейне продолжает расти, и СУЭК планирует несколько подрастать там, в первую очередь за счет развития добычи в регионах, более близких к рынкам сбыта, чем традиционный для российского энергетического экспортного угля Кузбасс.
Андрей Мельниченко в недавнем интервью журналу "Эксперт" отмечает, что из-за "сланцевой революции" в США и одновременного замедления экономик стран — крупнейших потребителей угля произошло циклическое превышение объема производства угля над спросом. Это вызвало обвал цен вдвое — со 110 до 55 долларов за тонну. Это самый низкий ценовой уровень с 2005 года. При этом он уверено, что через три-четыре года рынок сбалансируется растущим спросом.
По словам Мельниченко, важное конкурентное преимущество СУЭК по сравнению с коллегами в России — производственные активы в семи российских регионах, что позволяет нивелировать риски перебоев в производстве и доставке. При этом компания активно развивает добычу и обогащение угля на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, что позволяет опережающими темпами наращивать сбыт на приоритетных азиатских рынках.
Одновременно идут инвестиции в оптимизацию стоимости доставки продукта к потребителю: вагоны, порты (в том числе построенный с нуля современнейший угольный порт в бухте Мучке, который за несколько лет выводится на мощность свыше 20 млн тонн перевалки в год, модернизируемый порт Мурманск), фрахт, сеть продаж на целевых рынках.
Андрей Мельниченко уверен и в дальнейших перспективах угля в мировом топливном балансе. Он подчеркивает, что не верит в полную и окончательную победу газа над углем, особенно в Азии, где быстро растет энергопотребление. Уголь существенно дешевле и доступнее, его запасы гораздо более равномерно распределены по планете.
"В отношении перспектив развития угольной генерации в России ключевой задачей должно стать развитие когенерации — совместной выработки тепла и электроэнергии. Например, КПД сжигания угля на станции, работающей в режиме когенерации, достигает 70–80%, в отличие от среднего КПД при переработке в электроэнергию, составляющего примерно 30–35%. При этом доля газа в производстве энергии будет увеличиваться, в первую очередь за счет снижения себестоимости его производства, вызванного прогрессом в развитии технологий добычи и транспортировки. К примеру, в США в последние годы сланцевый газ серьезно теснит уголь в секторе поставок на электростанции. Плюс капитальные затраты на строительство газовых станций ниже, чем на строительство станций угольных", - отмечает Мельниченко.