Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50

Евгений Полянский: Остров Русский – это детище всей России

Администратор технико-внедренческого ТОРа "Остров Русский" - о будущем островной территории и "якорях" ее развития
9 июля 2015, 11:30 Бизнес
Евгений Полянский РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Евгений Полянский
Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Остров Русский близ Владивостока будет развиваться опережающими темпами. Этому поспособствует включение островной территории в список территорий опережающего развития (ТОР). Несмотря на свою будущую технико-внедренческую специализацию, только ей ТОР "Остров Русский" не ограничится – станет одной из главных точек притяжения туристов в Приморье. О будущем, которое готовят островной территории инициаторы проекта ТОР "Остров Русский", и "якорях" опережающего развития в интервью РИА PrimaMedia рассказал помощник губернатора Приморского края - администратор ТОР "Остров Русский" Евгений Полянский.

- Евгений, о том, что будет ТОР на Русском сказано уже немало. Как начинался этот проект для вас и когда он все-таки заработает и заработает ли вообще?

- Началось неожиданно. В начале марта меня пригласил к себе губернатор. Я тогда еще не представлял, что войду в эту историю с ТОРами. С Владимиром Владимировичем (Миклушевским- прим.ред.) мы разговаривали о развитии Приморья, он говорил что проводит обновление своей команды и пригласил меня войти в обновленный состав. Сказал, что есть интересное направление в области развития края – это ТОРы. И предложил мне заняться островом Русский. И я, конечно, согласился.

- Помнится, когда остров Русский курировал первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, он говорил: "остров Русский – мое родное детище". Полпред президента Юрий Трутнев неоднократно проявлял интерес к развитию острова. Не пугает такое внимание федеральных чиновников?  

- Остров Русский – это детище всей России.

 Началось все с Владимира Владимировича Путина и его идеи провести на Русском Саммит АТЭС. Саммит прошел, но, например, Юрий Петрович Трутнев во время приездов никогда не забывает уделить внимание тому, как развивается Русский. Это ведь гигантская территория – примерно 10 тысяч гектаров и очень большая ответственность. А пристальное внимание первых лиц налагает дополнительную ответственность, без права на ошибку. Я к этому готов, поэтому и согласился. На мое решение повлияло то, что этому проекту уделяет большое внимание губернатор. Возникла полная уверенность, что без поддержки я не останусь. Губернатор мне сказал: "если надо, в любое время приходи, будем смотреть". Большим плюсом в принятии положительного решения было то, что проекты ТОРов курирует Сергей Викторович Нехаев (вице-губернатор Приморья – прим. ред.). Работал с ним и по своему предыдущему месту работы и видел, что человек никогда не бросит начатое, не оставит то, за что он принял ответственность.

- Как дальше будет этот проект развиваться? Что делается сейчас?

- Сейчас мы проводим отбор потенциальных инвесторов - будущих резидентов ТОР. Этим проектом мы занимаемся совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока. Министерство курирует, прежде всего,  передачу земель. Финансирование инфраструктуры на Русском будет совместное - его разделят федеральный и краевой бюджеты. Город может поучаствовать в передаче каких-то объектов инфраструктуры непосредственно в ТОР.

Что делается уже сейчас: прорабатывается концепция того, что там будет, какие нужны объекты инфраструктуры, какие требуются мощности по газу, электричеству, воде, водоотведению, строительству дорог, подводу электричества. Ведь чтобы пришли инвесторы, им сначала необходимо подготовить определенные условия. 

Огромный плюс этого проекта – инфраструктура будет создаваться за счет государственных средств.

- Но ТОРа как такового на Русском еще нет, официально правительство еще не утвердило эту площадку…Что еще нужно сделать для того, чтобы это произошло?

- Когда мы будем полностью уверены в том, что нам есть, что предложить для официальной регистрации ТОРа, то мы сразу подадим заявку. Вообще там несколько этапов. Первый – подготовительный. Сначала проект будет рассмотрен на правительственной подкомиссии под руководством Трутнева, а потом, если мы пройдем в стадию утверждения, то уже следующий шаг -  подача документов в правительство для официальной регистрации ТОРа. На данный момент на Дальнем Востоке этот путь уже полностью прошли три ТОРа, один из них наш, приморский. Их уже утвердили официально. Надеюсь, что ТОР "Остров Русский" будет одобрен правительством в этом году.

- В Приморье будет создано несколько ТОРов, планируется, как минимум, пять, одна площадка уже зарегистрирована. Как они будут между собой взаимодействовать, не возникнет ли конкуренции между ними?

- Конкуренции между ТОРами нет, и не будет, так как у каждого будет свое направление, своя специализация. Не будет даже конкуренции между ТОРами и территорией свободной экономической зоны, такой, как "Соллерс". Приведу пример. У нас есть проект по строительству туристических маломерных судов. Здесь два направления – проектирование и строительство. Так вот, проектирование инвестор, допустим, размещает в ТОР "Остров Русский", где будут разрабатываться технологии - как раз то технико-внедренческое направление, которое мы предполагаем для ТОРа. А уже строительство этих проектов будет проходить, например, в свободной экономической зоне "Соллерс". 

То есть, тут у нас получится сотрудничество и взаимодействие.

- Вернемся к управлению. Будет ли создана некая дирекция ТОРов, чтобы в одном месте все управление аккумулировалось? Как будет проходить администрирование?

- Сейчас в Москве уже зарегистрирована Корпорация развития Дальнего Востока, которая будет управлять всеми дальневосточными ТОРами, сколько бы их ни было построено: 10,20, 30… И в каждом ТОРе, либо в нескольких, объединенных одним направлением, будет только одна управляющая компания. Но ТОР на Русском очень перспективный, и мы предполагаем, что это будет отдельная управляющая компания – филиал федеральной Корпорации.

- А технико-внедренческое направление территории – это что?

- Предполагается строительство на Русском большого технопарка. Об этом уже давно говорят. В рамках ТОР, думаю, мы сможем это реализовать, в этом у нас есть большая поддержка в лице ДВФУ. Я общался с ректором, Сергеем Иванцом, он сказал, что университет очень надеется, что такой центр будет построен. Заинтересованность технопарком проявляет и крупный федеральный бизнес.

- Кроме технопарка, что еще войдет в это направление?

- У нас есть несколько проектов, один из них, например, по созданию морского биотехнологического парка по выращиванию и изучению гидробионтов.

- Это маленькое ТИНРО в большом масштабе?

- Примерно так. Нашу позицию по этому проекту активно поддерживает ДВО РАН. Во всем мире сейчас развиваются морские огороды, марикультура. А Россия пока находится на начальном уровне, хотя имеет хорошие технологии. Направление очень перспективное и интересное. Нет лучших условий для выращивания гребешка и трепанга, чем в Приморье. Так сейчас возможность инвестирования в этот проект рассматривает одна из китайских компаний. Сейчас мы его предложение просчитываем.

Китайцы готовы вкладывать средства, но мы ставим условие: работа должна вестись только в сотрудничестве с учеными ДВО РАН.

 Есть проект создания Дальневосточного лазерного центра, который предложил известный ученый  Юрий Кульчин. Это центр по использованию современных лазеров в рамках медицины, инноваций, промышленности и прочего. Это чистка дна судов, наплавка металлов – огромный спектр. Проект хорошо продуман с научной точки зрения, поэтому мы уже работаем над его реализацией.  Если это будет реализовано, мы уйдем далеко вперед от всего мира, и все будут к нам ездить за этими технологиями.

- Что будет входить в другие направления ТОРа?

- С научно-образовательным направлением, вроде бы, все понятно: есть ДВФУ, потрясающая база, великолепный Медицинский центр. Следующим шагом станет создание центра ядерной медицины, который будет обеспечивать изотопами лаборатории и аппаратуру Медцентра. Когда мы построим научный технопарк, они будут работать в одной связке. Тем более, что и специалисты нужные будут готовиться здесь же.

Вообще все проекты, которые мы планируем реализовывать на Русском, мы хотим увязать в один круг, все три направления. Чтобы, например, переводчики, которые учатся в ДВФУ, могли работать в компаниях ТОРа, лаборанты, инженеры и так далее.

 Поэтому мы уже сейчас продумываем планировку размещения объектов ТОРа "Остров Русский" так, чтобы инновационные технологические направления находились рядом с ДВФУ, чтобы все было компактно и без преград к взаимной интеграции.

- Что касается туристско-рекреационной зоны, то какие направления здесь есть?

- Этим направлением мы сейчас плотно занимаемся. Потому что, например, в научно-внедренческом мы больше рассчитываем на участие федеральных компаний, и в этой части Министерство нам помогает. С образовательным тоже все ясно. А вот туристическое направление – это то, где мы можем максимально проявить себя. В Приморье сейчас много внимания уделяется привлечению туристов в регион и развитию отрасли. Остров Русский сейчас воспринимается как часть формирующегося туристического кластера Владивостока, такого туристического хаба. В который входят остров Русский, "Приморское кольцо", Владивосток с его маршрутами и туристическими объектами и интегрированная развлекательно-курортная зона "Приморье". И все это - в полуторачасовой доступности. Есть дороги, есть аэропорт, есть ЖД-вокзал, но нет комфортного морского терминала. Именно поэтому мы сейчас активно продвигаем проект и надеемся, что он будет реализован, - это строительство морского вокзала на острове Русский. Существующий сегодня морвокзал Владивостока имеет ограничения в характеристиках причальной стенки – и по длине, и по глубине. Туда может подходить ограниченное количество судов. Когда мы проводили переговоры с компаниями, которые занимаются морскими круизами, они нам сказали: "нам необходимо хотя бы 13,5 метров, чтобы полностью замкнуть линию". Выдергивать из туристической линии отдельные малые суда, которые могут зайти в порт Владивосток, сложно, есть определенные логистические трудности. Из-за этого мы сегодня не имеем того потока туристов, который мог бы у нас быть. А ведь интерес огромный. Поэтому сегодня активно работаем над реализацией проекта создания причала с возможностью подхода одновременно двух судов класса "Принцесс", и всей необходимой инфраструктуры, включая морвокзал и таможню.

В рамках Свободного порта мы получим 8-дневный облегченный визовый режим. И поэтому дополнительная инфраструктура просто необходима.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов отмечал, что только так мы сможем получить 2 млн туристов в год.

- Появление Морвокзала на Русском как-то поспособствует развитию внутреннего морского сообщения, которого у нас в Приморье никогда толком и не было? Наши отдаленные районы - Ольгинский, Кавалеровский, Тернейский, там тоже есть на что посмотреть. В Тернее, например, есть гольф-клуб. У нас вот сейчас возродили малую авиацию,  но красивые современные паромы или современные катера на этих направлениях точно лишними не были бы…

- Думаю, это будет вторым этапом. Потому что все-таки причал для судов океанского класса, требует иного обслуживания. Но для маломерных судов вполне возможно приспособить, например, причал в районе Поспелово, он  мог бы прекрасно справиться с задачами обеспечения внутреннего туризма морским путем.  А с появлением хорошей дороги, соединяющей Морской вокзал с этим причалом, по которой туристов можно комфортно туда доставлять за 15 минут, это направление может получить новый импульс развития.

Именно поэтому в Приморье хорошо создавать туристический хаб, такой, чтобы иностранные тургруппы, приезжая сюда, потом продолжали путешествовать по всей России.

 Также и наши сограждане из других регионов смогут приезжать во Владивосток и организованно на тех же лайнерах отправиться в путешествие по всей Азии и так далее. Ростуризму очень нравится это предложение, они нас поддерживают. Что касается гольф-поля, то оно может появиться и на Русском. По этому направлению мы уже подходим к оформлению отношений с японской компанией "Iida", которая выступила с предложением построить гольф-курорт. В зимнее время он будет полноценной лыжной базой со всеми условиями.

- Какие еще объекты туристической направленности планируется создать на Русском?

- Вообще у нас есть несколько таких "якорей", главный и из которых, конечно же, строящийся океанариум. Мы ждем его открытия осенью 2015 года. Это потрясающая научная база. Но мы нашли первоначальный проект океанариума, который предполагал строительство аквапарка, подводного ресторана, гостиницы, открытой бухты, где будут представления животных на открытой воде, марины для яхт и маломерных катеров. Мы пытаемся это все реанимировать, найти инвесторов. Недавно мы презентовали проект китайским инвесторам. Сейчас ждем обратной связи.

- Может ли на Русском появиться какой-нибудь большой парк аттракционов, какие есть у наших соседей? Как правило, такие объекты пользуются большой популярностью у туристов…

- Парк с горками мы пока не рассматриваем. Климатические условия у нас и соседей разные. Но, например, в Йокогаме есть парк крытого типа, только часть открытая. Это реализовать можно, но русские горки при -15 и нашем хорошем ветре – это вопрос спорный. На уровне идеи, конечно, парк есть. Предложений по туробъектам много и мы все готовы рассматривать. Пока у нас предполагается строительство русской национальной деревни, где будет кузница, избы, печь, ярмарки – все то, что иностранцы хотят видеть в России. Масленицу там будем проводить. Планируем и строительство сафари-парка.

Дикая природа – это то, чего не хватает людям во всем мире. И такой парк мы тоже планируем.

В общей сложности, в проекте пять парков, сейчас мы прорабатываем варианты строительства. Есть интерес к ряду объектов со стороны ЮНЕСКО. Также нельзя забывать о нашей Владивостокской крепости. Это то, чего точно в мире нет и не будет и ее обязательно надо восстанавливать. А ведь это тоже "якорь", притом один из основных, для развития туристического кластера в Приморье. У нас уже есть - Театр оперы и балета, "Фетисов Арена", их тоже необходимо в кластер включать. Планируется строительство нескольких спортивных объектов, это дворец единоборств, центр игровых видов спорта, два легкоатлетических манежа – открытый и закрытый. Все это будет построено в рамках подготовки наших спортсменов к Олимпиадам в Корее и Японии, чтобы они могли у нас тренироваться. А далее площадки станут полноценными туристическими объектами, которые успешно дополнят туристический потенциал острова Русский и Владивостока. 

Если мы создадим структуру, которая сможет логистически связать все перечисленные объекты, то та цифра, которую губернатор поставил по увеличению турпотока, она точно будет реализована.

- Как обстоят дела с передачей земли? Есть ли в этом вопросе проблемы?

Основная часть земель острова Русский – это земли министерства обороны. Но работа в этом направлении ведется постоянно. Там много сложных вопросов в юридическом плане, есть, конечно, ряд непростых бюрократических процедур. Но я вижу, что и у Минобороны есть желание завершить этот процесс, Минвостокразвития прилагает большие усилия, губернатор держит ситуацию на контроле, полпред. Думаю в ближайшее время процесс передачи земель ускорится.

- Сколько примерно времени понадобится, чтобы мы увидели воочию все эти прелести, о которых сегодня говорим? Помимо тех, что пока еще не утверждены…

- Вообще ТОР организуется на 70 лет, поэтому мы делим процесс на несколько этапов. Первый год – это период административный, формирование перспективных направлений, подготовка команды, определение источников финансирования. Основу нельзя строить по кусочкам, ее нужно заложить максимально полно, чтобы потом наращивать.

Базу, особенно инфраструктурную, надо создать сразу с учетом развития хотя бы лет на десять. Ведь бизнес не любит приходить на пустое место. И если мы построим узловые точки, то это станет сигналом всем остальным приходить.

Следующий этап – примерно три года –  на завершение инфраструктуры. За это время нужно построить дороги, подвести мощности, построить причал и так далее. Следующий этап – 5-10 лет и его наполнение зависит от инвесторов, с которыми мы сейчас ведем переговоры, чтобы подписать конкретное инвестиционное соглашение с обязательствами обеих сторон. Инвестор тоже должен нести обязательства. Государство не может тратить огромные средства на то, чтобы кто-то сегодня сказал: "я буду строить", а уже завтра "нет, не буду". Поэтому в соглашении прописывается все - объем финансировании, сроки, количество рабочих мест и так далее. Наши резиденты получат огромные преференции, инфраструктуру, упрощенный порядок администрирования. Но взамен должны предоставить гарантии исполнения своих обязательств. Думаю, это правильно и справедливо для всех сторон.

- О каких суммах идет речь на первом этапе создания ТОРа? Это будет федеральное финансирование или какое-то другое?

- Пока не могу сказать. Сейчас мы сводим именно "якорные" проекты, по итогу увидим сумму инвестиционных вложений. Она же, кстати, и определит размер федеральных вливаний. При этом важно понимать какая инфраструктура и какие мощности нам будут необходимы, все это требует тщательного просчета. Взять тот же морвокзал, как объект инфраструктуры. Его ведь можно построить как за федеральные средства, так и за средства инвесторов. Поэтому мы все сводим, укладываем в таблицы, графики. Когда будет все сформировано, мы подойдем к этапу подачи заявки.

- Все знают вас как эффективного топ-менеджера одного из ведущих СМИ Приморского края. Сейчас вы администратор перспективного ТОРа, направления, в общем-то, совершенно нового для России. Интересно ли? Какие сложности вызывает нынешняя работа?

- Мне достаточно легко дался этот переход. Базовое образование у меня техническое, кроме того повышал квалификацию в Высшей школе экономики. Как экс-руководитель предприятия, которое имеет 18 объектов недвижимости, большой автопарк, свои собственные финансы, могу сказать, что с тем, чем занимаюсь на новой работе, успешно справлялся и на старой. Когда ты поднимаешься на определенный уровень руководства, все дальше отходишь от профессиональной специфики своей компании. То есть, со временем я все дальше отходил от журналистики и все больше становился менеджером. Так что проблем не вижу. То, что губернатор доверил мне этот проект, это, конечно, огромная ответственность. Повторюсь,

"Остров Русский" на мой взгляд, это самый сложный ТОР.

Не хочу при этом умалять достоинства других площадок. В нем множество направлений, которые никак не пересекаются, но мы их все равно пытаемся как-то увязать между собой. И поэтому он самый перспективный.  За 3-5 лет мы реализуем этот проект, вот увидите.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: 

Китайская корпорация примет участие в проекте ТОР на острове Русском – Алексей Старичков

Александр Галушка – о ТОРах , свободном порте, бесплатных гектарах и "китайской экспансии"

Китайские инвесторы готовы вложить 15 млрд рублей в приморский морской биотехнопарк

96886
43
7