Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
13 июня, 08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50

Главы муниципалитетов Приморья оказались в некомфортном положении – "Конкурент"

Реформа МСУ, призванная устранить разрывы между местной элитой и гражданским обществом, на деле ситуацию мало меняет
1 июля 2015, 12:35 Политика

Реформа местного самоуправления (МСУ), призванная устранить разрывы между местной элитой и гражданским обществом, на деле ситуацию мало меняет. Главами администраций, избираемыми не напрямую, а конкурсными комиссиями, становятся те же люди. А количество жалоб с уровня МСУ только растет, как и "посадок". Об этом говорится в материале делового еженедельника "Конкурент", передает РИА PrimaMedia.

Каждый год в Приморье возбуждается несколько  уголовных дел против глав муниципальных образований или их заместителей. Всего против муниципальных служащих, по данным прокуратуры Приморья, в первом квартале 2015 года в суды направлено 48 коррупционных уголовных дел в отношении 53 обвиняемых. Общий ущерб от преступлений составил свыше 138 млн рублей. И если в целом по стране количество выявленных коррупционных преступлений снижается, то в Приморье за прошлый год оно выросло на 4,9% — с 366 до 384. В первом квартале нынешнего года отмечается рост установленных фактов взяточничества (с 33 до 54) и коммерческого подкупа (с 2 до 24). Увеличился удельный вес фактов получения взяток (с 39,4 до 57,4%), а также среднего размера взяток — с 13 тысяч до 62 тысяч рублей, коммерческого подкупа — с 18 тысяч до 914 тысяч рублей.

В 2014 году осуществлялось уголовное преследование в отношении глав Ольгинского, Пограничного, Надеждинского муниципальных районов, Лесозаводского городского округа, одного из сельских поселений Пограничного района. Им предъявляли нарушения в сфере закупок и распоряжения бюджетными деньгами: хищения, злоупотребления полномочиями, служебные подлоги. Также прокуратура предложила губернатору края обратиться в думы Кавалеровского, Лазовского, Спасского районов с инициативой об отставке местных глав за нарушение антикоррупционных стандартов.

Руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев: "Дело не в том, что местное самоуправление более коррумпировано, чем другие властные структуры. Дело в том, что в ходе борьбы с коррупцией в сеть идет мелкая рыба, зато — много. МСУ более уязвимо с точки зрения места в "пищевой цепочке". Быть главой местного самоуправления в России было не так-то просто и раньше. А в условиях сокращения финансовых потоков, реформы МСУ и антикоррупционной кампании работать главой стало еще сложней".

Возможно, сети правоохранительных органов не пустуют отчасти и потому, что квалификация кадров, работающих в систему МСУ, оставляют желать лучшего. Отсюда — ошибочные решения и правовой нигилизм отдельных представителей

Глава Пожарского муниципального района Владимир Синицын: "Особенно сложна ситуация с кадрами в периферийных районах края. Плотность населения низкая, люди уезжают. Чем мне заманить в деревню учителя или врача? На уровне администрации муниципального образования — такая же сложность с квалифицированными кадрами. Мы воспитываем грамотного сотрудника, а его переманивают. Единственный выход — возрождать распределение молодых специалистов на 3-5 лет, но такой порядок не могут законодательно утвердить".

Экс-глава Владивостока Юрий Копылов ратует за старую добрую советскую систему: "Кадровая проблема в администрациях муниципальных образований Приморья серьезная. В советское время, когда я формировался как управленец, на каждом предприятии был спецотдел, в котором присматривались к людям, формировали кадровый резерв. Собирали его преимущественно из людей с производства. Освобождались вакансии, потихоньку они продвигались по карьерной лестнице — без шумихи и громких заявлений. Нормальным считалось, что человек станет бригадиром, потом начальником цеха, заместителем руководителя, потом, глядишь, поднимется выше. Допустим, моя партийная карьера началась на посту руководителя судовой комсомольской организации, где было-то всего 16 человек. Постепенно пришел к тому, что меня назначили первым секретарем крупнейшей в СССР районной организации КПСС. Главный критерий — человек должен показать себя на производстве, уметь выполнять задачи, которые перед ним ставят. Хорошая физподготовка, приличный внешний вид, умение ясно донести до людей свои мысли также шли в зачет.

У нынешних чиновников мотивация такая — если мне ничего с того не будет, зачем буду муниципалитетом заниматься? В МСУ стало много коррупционеров и авантюристов. Критерии конкурсов, которые проводят на замещение муниципальных должностей, мне кажется, мало чем помогают. Как я должен выбрать лучшего из 10 незнакомцев?"

Впрочем, заведующая кафедрой политологии ШГН ДВФУ Наталья Коломейцева считает, что озвученная проблема дефицита кадров не совпадает с эмпирическими данными. "Многие наши выпускники из районов не против вернуться домой и работать по специальности. Администрация поселения или района — неплохой стартап, — говорит политолог. — Однако с вакансиями там проблема. Знаю, поскольку сама занималась трудоустройством выпускников. Зато зачастую на местах работают люди с незаконченным средним образованием, непонятно, как туда попали. И глав понять можно: они трудоустраивают родственников и знакомых, а больше на селе работать негде. С другой стороны, на уровне МСУ люди должны заниматься самыми простыми проблемами территорий. Суперспециалисты там не нужны".

Владимир Синицын считает, что в настоящее время деятельность главы муниципального образования тяжела и ответственна. Тем более если понимаешь, в чем суть этой работы. "Муниципалитеты находятся под постоянным прессингом контролирующих органов. Огромный объем полномочий, которыми наделены муниципальные образования, не обеспечен в полном объеме финансами. Если раньше наш район получал 60% сборов по НДФЛ, то сегодня поступления по налогу в разы уменьшены. Десять лет назад бюджет Пожарского района составлял 700 млн рублей, в нынешнем — меньше 500 млн. В связи с недостатком средств долговые обязательства МО неизбежно растут", — посетовал Синицын.

Наталья Коломейцева, впрочем, не считает, что ситуация тупиковая: "Много слышала про проблемы муниципалов от них самих, но почему они зачастую не доносятся до губернатора? Обратите внимание — то, что озвучено, постепенно разрешается. Владимир Миклушевский, как любой другой руководитель, заинтересован в достоверной информации с мест, в обратной связи. Считаю, в ментальности приморцев заключается некая зашоренность, которая не позволяет озвучить проблемы. Кроме того, зачастую между главами районов и поселений на местах существуют конфликты, борьба за власть. При этом правовые механизмы решения проблем МСУ есть, они работают. Многие вопросы можно решить на уровне краевого Законодательного собрания, не обязательно федеральном.

Что касается существующих законов, то они должны соблюдаться в любом случае. Прокуратура на то и нужна, чтобы за этим следить. Представьте, прокурор решает, прореагировать ли в данном случае на нарушение или нет. А он тоже человек и может ошибиться. И что, наши главы никогда не нарушают законы, не злоупотребляют полномочиями? Нарушают. По поводу того, что контроль повышен — так главы прекрасно знали, куда шли, когда баллотировались. Впрочем, случаи, конечно, бывают разные. Лично наблюдала, как в одном районе глава приказал вести незаконную вырубку леса. Только таким образом он спас село от наводнения, а бюджет — от последующих огромных расходов на ликвидацию последствий ЧС".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Отдать судьбу мэров в руки губернатора Приморья готовы не все

"Губернаторскую вертикаль" достраивают депутаты в Приморье

Муниципальные депутаты в Приморье смогут примерить "боярские шубы"

113536
43
8