Состояние акваторий Приморского края вызывает озабоченность общественности, ученых и представителей административных структур. Во Владивостоке бухта Золотой рог и Амурский залив, по-прежнему, остаются зоной экологического бедствия. Назрела необходимость создания собственной "службы безопасности акваторий", делать ставку на современное оборудование и технологии. Это позволит не только уничтожить мазутные пятна в акваториях, сделать регион намного чище и привлекательнее с экологической точки, но при возникновении аварийных ситуаций в случае нефтяного выброса быть готовыми к их быстрому и качественному уничтожению. И здесь административные органы и бизнес должны выступать единым фронтом. Более того, Приморский край может стать одними из первых регионов в России, использующим современные технологии при очистке акваторий от мазутных пятен и "нечаянных" разливов нефти, сообщает PrimaMedia.
Сегодня Приморский край активно позиционирует себя динамично и прогрессивно развивающейся территорией. Тут и туристическая привлекательность, и природная уникальность, инвестиционные проекты и площадки ТОРов. Об этом говорит и пристальное внимание руководства страны к Дальнему Востоку. Но достаточно ли у нас сегодня сил и средств, чтобы защитить наши моря и океаны от воздействия нашей же активной деятельности?
За последние 35 лет, и это только из открытых источников, в мире произошло более двух десятков морских катастроф глобального характера, связанных с непогодой, навигационными ошибками и иными причинами, определяющимися понятием "человеческий фактор".
Мировая статистика морских аварий свидетельствует, что ежегодно в море сбрасывается от 200 тысяч до 1 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
К сожалению, советская и российская статистики не в полной мере отражают ситуацию в этой области.
Но в печальном списке нет и, очевидно, не будет последней страницы. Взять приморский регион - активное морское судоходство – одна из основных составляющих Дальневосточной экономики. И там, где судоходство, всегда присутствует фактор риска аварий и катастроф.
Все помнят 1997 год, когда в Японском море переломился и затонул танкер "Находка". На поверхность моря вылилось до 26 тысяч тонн нефти.
Но, морские катастрофы не имеют ни региональных, ни государственных границ. В 2007 году в Керченском заливе в один день затонуло сразу пять судов, среди которых два танкера, разлив нефти составил более 9 тысяч тонн. Нефтяное пятно дошло до Азовского и Черного морей.
В январе 2011 года разлив нефтепродуктов из сухогруза "Ибрагим-Яким" создал угрозу экосистеме Черного моря. Столкновение нефтеналивной баржи с сухогрузом в судоходном канале Хьюстона в марте 2014 года - лишнее подтверждение тому, что даже строгие законы не являются преградой человеческому фактору.
"Внезапный" разлив 600 тонн нефти вблизи от заповедников оказался неожиданным для морских служб в силу отсутствия готовых к работе адекватных средств ликвидации масштабных разливов. Нефтяное пятно накрыло курортные пляжи (по сообщениям американских СМИ в ликвидации разлива участвовали 380 человек, четыре танкера), однако средства сбора нефти оставались традиционно отсталыми. И такие примеры можно приводить до бесконечности.Тяжесть последствий разлива определяется не только количеством вылившейся нефти, но и оперативностью и подготовленностью спасательных служб, наличием эффективных средств локализации и ликвидации нефтяного выброса.
Но вернемся в Приморский край. Летом 2014 года в районе мыса Молот в Хасанском районе зарегистрировано загрязнение акватории площадью порядка 20 кв. км и пляжной полосы. Ни система космического мониторинга, ни система предупреждения и оповещения не сработали. В октябре того же года соответствующие службы "вели борьбу" с нефтяной пленкой анонимного сброса нефтив бухте Попова в городе Находка. И в то же самое время, другое нефтяное пятно на акватории залива Петра Великого, после 20-дневного контролируемого дрейфа все-таки вышло на побережье.
Сотрудники МЧС бросили силы на очистку береговой полосы Хасанского заповедника. В общей сложности с июня по ноябрь 2014 года в акватории залива Петра Великого произошло три масштабных разлива нефтепродуктов. По оценкам специалистов, размер причиненного экологического ущерба при загрязнении морской среды и почв в водоохранной зоне Приморья составил около 10 млн рублей.
И, хотя судно, сбросившее льяльные воды, осталось не установленным, мера ответственности за загрязнение акваторий нефтепродуктами не сопоставима с ущербом, нанесенным природной среде, восстановление которой длится десятилетиями.
Во Владивостоке бухта Золотой рог и Амурский залив, по-прежнему, остаются зоной экологического бедствия. Состояние акватории специалистами оценивается как критическое и вызывает тревогу общественности. По мнению туристов, посещающих Владивосток, загрязненная акватория Золотого рога омрачает впечатление от парадного морского фасада города и портит общее впечатление от экскурсий. К сожалению, такая оценка наносит не только экономический ущерб туристической индустрии Приморья, но и негативно влияет на деловую репутацию принимающей стороны, в том числе властей.
Об отсутствии равнодушных к проблемам города свидетельствуют многочисленные выступления экспертов в разных областях науки во время экологических форумов, круглых столов, совещаний, встреч.
Совсем недавно полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев был крайне возмущен безобразным состоянием Амурского залива и особенно бухты Золотой Рог и лично сформировал повестку очередного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биоресурсов в Приморском крае. Есть также надежда, что меры, предпринятые правительством РФ (ПП от 14.11.2014г. № 1188, №1189), по отнесению ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на море, к категории аварийных и их привязке к функциональным обязанностям вновь созданной "Спасательной службы "Росморречфлот", положительно отразятся на экологическом состоянии Владивостока и Приморского края.
Если учесть, что затраты на ликвидацию разлива и ущерба природной среде в Керченском проливе по расчетам ФС Росприроднадзора РФ составили 6,5 млрд рублей и что на эти деньги в упреждающем порядке можно было бы технически вооружить спасательные службы всех российских морей современными устройствами, очищающими море от нефтепродуктов, и соответственно уменьшить последствия и ущерб аварии, то практика экономить на технической оснащенности морских спасателей представляется ничтожной.
Зарубежный и отечественный опыт аварийности флота свидетельствует о том, что катастрофические разливы нефтепродуктов и их масштабы по понятным причинам предсказать невозможно, но моделировать ситуации и быть готовыми активно реагировать на них, максимально снизить последствия аварии следует до того, как это произойдет.
"Сегодня внимание специалистов приковано к Голландской установке FORU, которая отвечает всем требованиям применяемых для этих целей новых современных технологий", - считает Виктор Звягольский (Владивосток), представляющий интересы SolutionB.Vи EuropeanStaff B.V(Голландия).
Эта плавучая морская насосная станция имеет колоссальную производительность - за сутки она может собрать 45 тысяч баррелей нефти при волне до 2,5 метра.
Для сравнения: за пять месяцев ликвидации катастрофы в Мексиканском заливе сотнями различных устройств было собрано 165 тысяч баррелей нефти, это всего четыре дня работы для голландской установки. Норвежский государственный орган по контролю за загрязнениями испытал установку в море и выдал заключение о том, что с задачей по быстрой и качественной ликвидации масштабных катастроф на море "новичок" способен справиться. После 10-летних испытаний в 2013 году установка была сертифицирована и запущена в производство:
Знакомство с техническими характеристиками установки FORU, безусловно, может вызвать интерес экспертов и специалистов, связанных с предупреждением и ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне России.
Впечатляют размеры, мощность и производительность установки, способность сепарировать принимаемую нефтеводяную смесь до концентрации нефтепродукта 75%, в то время когда применяемые при ликвидации ЧС скиммеры обеспечивают сбор смеси с концентрацией нефти 10% и воды 90%.
Отмеченное соотношение позволяет с большей эффективность использовать суда, принимающие нефтеводяную смесь от устройства. Применение устройства вблизи аварийного судна, за счет его высокой мощности, позволит откачивать нефть с поверхности и в короткие сроки локализовать растекание нефти по акватории. Устройство работает в центре разлива и не требует заграждений, но в комбинации с боновыми заграждениями может ликвидировать загрязнение полностью и в короткий срок.
Наличие на корпусе устройства клапанов и окон для приема эмульгированного тонущего топлива обеспечивает снижение вероятного ущерба водоема.
Размеры устройства (осадка корпуса до 2 метров) ограничивают его использование на малых глубинах вблизи берега, но оно и создано для мгновенного развертывания, чтобы ликвидировать загрязнение до того, как оно подойдет к берегам. Кроме того глубины у причалов морских портов позволяют установке работать прямо у стенок причалов.
Конечно, появление нового и современного устройства под названием FORU заслуживает внимания, его мощность, мобильность и простота в эксплуатации ставит его в первые ряды оборудования, которое хотелось бы видеть в службах, ответственных за ликвидацию нефтяных разливов любых масштабов.
В упомянутом постановлении правительства говорится не только о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о привлекаемых средствах, что говорит о том, что ликвидация разливов – это не только задача государственных структур, свою помощь может оказать и бизнес.
Правительство подсказывает, что можно и надо создавать и собственные "службы безопасности акваторий", хорошо вооруженные современными средствами сбора разлитых нефтепродуктов. Одним из последних достижений в этой области можно назвать голландскую плавающую установку для сбора нефти– FORU, аналогов которой пока нет. Одна такая "дежурная" установка, запуск которой занимает считаные минуты, удобная для срочной транспортировки в любой район бедствия, могла бы охранять все акватории Приморского края от тяжелых последствий морских аварий.
"А ежедневную работу по очистке и мониторинг акватории с успехом могут вести специальные малотоннажные суда, оснащенные нефте- и мусоросборочным оборудованием, которых тоже не видно в наших портах, но можно рассказать и о них", - добавил Виктор Звягольский.
Создание благоприятных условий для проживания и работы в Приморье, экологическая безопасность - здесь государственные структуры и бизнес могут и должны выступить единым фронтом.