ВЛАДИВОСТОК, 26 июня, PrimaMedia. Планам ЗАО "Сибуглемет" по строительству порта по перевалке угля в бухте Суходол в Приморье активное противодействие оказывает население ЗАТО Большой Камень.
О планах по возведению порта в Приморье, проектной мощностью 8 млн тонн угля в год, холдинг из Кузбасса объявил в 2006 году. Ориентировочно порт может быть введен в эксплуатацию к 2010 году, однако начало строительства, к которому должны были приступить в этом году, находится под вопросом.
В Большом Камне прошло уже несколько митингов протеста против планов строительства угольного терминала в бухте Суходол и создания здесь промышленной зоны (только порт в этой зоне должен занять 16 га суши и 40 га акватории). По мнению жителей ЗАТО, наоборот, в Суходоле необходимо создать рекреационную зону, поскольку бухта является традиционным местом отдыха, здесь расположены два детских оздоровительных лагеря и находится уникальный культурно-исторический памятник мирового значения - городище эпохи чжурчжеэней. Кстати, проект решения, в котором бухта Суходол объявляется рекреационной зоной, должен быть рассмотрен на ближайшем заседании Думы Большого Камня.
Позиции исполнительной власти - прямо противоположные. Если администрация ЗАТО во главе с Александром ХОЛЯВКО однозначно выступает против строительства угольного терминала в Суходоле (пока, во всяком случае), то губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН не раз заявлял о своей поддержке проекта.
По сведениям РИА PrimaMedia, компания «Сибуглемет», настаивая на землеотводе, до настоящего времени не предоставила в администрацию ЗАТО Большой Камень даже проект угольного порта.
Между тем "Сибуглемет" - не единственная российская компания, которая объявила о планах строительства собственных портовых мощностей на Дальнем Востоке.
В порту Ванино Хабаровского края холдинг СУЭК в настоящее время занимается строительством угольного терминала проектной мощностью 12 млн тонн угля в год. Кроме того, в рамках проекта по разработке Эльгинского угольного месторождения в Якутии СУЭК также рассматривает возможность строительства на Дальнем Востоке порта для вывоза около 20 млн тонн угля в год.
В настоящее время порт Восточный (крупнейший по перевалке угля в России), через который экспортируется ежегодно в страны АТР более 14 млн. тонн угля, сейчас работает на пределе мощностей. Общий экспорт через дальневосточные порты составляет около 16 млн тонн в год (около 40% экспорта угля через российские порты).По мнению участников рынка, российские компании уже сейчас могут экспортировать в направлении АТР не менее 20 млн тонн угля в год. Этому способствуют увеличившиеся за последний год в два раза, до $120-130 за тонну, мировые цены на уголь.