Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

Владимир Пехтин: Дальний Восток - наше конкурентное преимущество

По мнению вице-спикера Госдумы, огромный регион имеет все возможности в будущем качественно развиваться
25 июня 2007, 18:15 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 25 июня, PrimaMedia. Указом президента России в начале 2007 года была образована Государственная комиссия по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Одним из ее руководителей стал вице-спикер Госдумы Владимир ПЕХТИН. О перспективах Дальневосточного региона он рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.

- Владимир Алексеевич, поясните, зачем нужна новая госкомиссия?

- Это решение было принято на заседании Совета Безопасности.  Еще в 90-ые годы  и экономика, и социальная сфера Дальневосточного федерального округа по всем показателям отставала от общероссийского уровня. Проведенная контрольным управлением президента проверка региона показала неутешительные результаты. Объем промышленной продукции уменьшился более чем наполовину, инвестиций - почти на 80%. Доля продукции, поставляемой на внутренний рынок страны, сократилась в 4 раза. Стали утрачиваться экономические связи между Дальним Востоком и остальной частью страны.

Еще в 2000 году президент в одном из своих выступлений подчеркнул, что вопрос о перспективах развития Дальнего Востока и Забайкалья стоит для страны очень остро, даже драматично и, по сути,  речь уже шла о существовании региона как неотрывной части России. Выполнение правительственной федерально-целевой программы осуществлялось крайне неудовлетворительно. Намеченные цели достигнуты не были, уровень жизни дальневосточников упал в несколько раз, смертность среди населения региона, наоборот, увеличилась.

В целом, за 1996-2001 годы на выполнение программы было направлено менее 20 процентов от запланированных средств. На начало 2002 года в эксплуатацию введена лишь треть от  предусмотренных объектов. Начали рассматриваться вопросы замораживания так называемых «строек века». Например, Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области: только благодаря личному вмешательству президента финансирование не прекратилось.  Оказались незавершенными строительство таких важных объектов, как  теплоэлектроцентраль г. Находка, линии электропередачи ВЛ-500 «Гусиноозерская ГРЭС - Чита» и ряда других объектов, которые позволили бы значительно повысить устойчивость работы топливно-энергетического комплекса региона.

Оказалась не сформированной система транспортных коридоров, способствующих более полному вовлечению потенциала региона в экономику страны. Остановлены строительство автодороги Якутск-Кюбюме, реконструкция аэропортов в Магадане, Улан-Уде, Чите. Не созданы благоприятные условия для развития рыбохозяйственного комплекса. Добыча морских биологических ресурсов сократилась в 2,3 раза.  Из-за снижения жизненного уровня произошел отток населения в центральные части России. К началу 2002 года мигрировало около 1,3 миллиона человек, или 12% постоянного населения.

В последующие годы за счет того курса, по которому президент направил страну - сегодня мы его называем «План Путина», экономика начала развиваться бурными темпами. Ситуация начала стабилизироваться и в ДФО. В стране появились деньги - конечно, в первую очередь, за счет продажи углеводородов - и президент в своих выступлениях стал неоднократно подчеркивать необходимость энергичного и поступательного развития Дальнего Востока. То есть критическая масса накопившихся за многие годы проблем уже достигла апогея, и самое главное, что помимо желания у нас появились возможности реально исправить ситуацию. И в это самое время президент принимает абсолютно правильное решение об образовании соответствующей государственной комиссии.

- Получается, что уже около 10 лет регионы и Дальнего Востока, и Забайкалья пытаются вылезти из, можно сказать, трясины. Расскажите, что конкретно уже удалось сделать?   

- Разработка Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья будет завершена в ближайшее время, а срок действия программы продлен до 2013 года. Действительно, на мой взгляд, за 6 месяцев было сделано достаточно много и именно это обуславливает высокую степень готовности документа. Кроме этого, уже начата работа над стратегией развития Дальневосточного региона на период до 2025 года. Это вопрос архисложный, и поэтому мы считаем, что необходима экспертная оценка основных направлений. При государственной комиссии даже создан научный совет. Мы не ставим нереальных планов, а определяем конкретные сроки, делаем программу понятной регионам, бизнесу.

При этом цели достаточно амбициозные, и некоторые из них рассчитаны на ближайшую перспективу. Например, мы рассматриваем возможность отработки на Дальнем Востоке в "пилотном" режиме президентской задачи по расселению граждан из аварийного и ветхого жилья.  Кроме этого, в 2012 году во Владивостоке планируется провести саммит АТЭС, поэтому важно предусмотреть все, чтобы город стал международным центром общения представителей российского и зарубежного бизнеса, научных кругов и государственных структур по вопросам инвестиционного, инновационного, торгово-экономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

А если более конкретно по работе Госкомиссии, то мы определили одним из главных приоритетов развитие объектов энергетики и модернизации транспортной инфраструктуры в регионах. Как говорил Сергей Витте,  железные дороги - это, прежде всего, вопрос политический, потом - военно-стратегический, а потом уже экономический.  В начале апреля в рамках работы Госкомиссии я принял участие в поездке Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова на Чукотку, Камчатку и в Магадан. На Камчатке премьер-министр жестко охарактеризовал ситуацию в рыбной отрасли, назвав ее неудовлетворительной. В результате глава Росрыболовства был отправлен в отставку.

Кстати, в 2006 году приморские рыбаки обратились в «Единую Россию» с просьбой принять закон, упрощающий процедуру пересечения Государственной границы промысловыми судами. Мы это сделали в приоритетном порядке и спасли от банкротства сотни представителей малого и среднего бизнеса. На Камчатке Фрадков поручил Минпромэнерго совместно с РАО «ЕЭС России»  и «Газпромом» выработать решение по достройке магистрального газопровода и создании Гозоэнергетического холдинга. На Чукотке по поручению главы кабинета министров начались изучения возможностей геологоразведки нефтегазовых ресурсов, а в Магаданской области Минприроды готовит проект Федеральной целевой программы по стратегии освоения континентального шельфа.

Для решения проблем энергосбережения прорабатывается вопрос применения в ДФО дифференцированных тарифов. Эта проблема нашла законодательную поддержку еще при формировании бюджета на 2007 год. На очередном заседании Государственной комиссии 19 июля мы обсуждали вопросы по долгосрочному развитию топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.На сегодняшний день во всех указанных регионах в значительных объемах ведется добыча угля.

Например, в 2006 году общий объем составил более 58 миллионов тонн. При этом, к уровню 2000 года добыча угля в Иркутской области и Забайкалье снизилась почти на 20 процентов, а по регионам Дальнего Востока, напротив, возросла на 21 процент. Наличие уже разведанных крупных месторождений нефти и природного газа дает все основания утверждать, что на востоке России можно создать крупномасштабные газовую и нефтедобывающую промышленности, способные удовлетворить не только внутреннюю потребность регионов в природном газе, сырой нефти, продуктах их переработки, но и поставлять излишки углеводородов, а также электроэнергии, на экспорт в Японию, Китай, Корею и другие страны АТР.

Госкомиссия обсудила и вопросы строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий Океан», освоение Эльгинского месторождения каменного угля. Что касается электроэнергетики, то по расчетам, в регионе Дальнего Востока ожидаемый рост электропотребления в ближайшие 7-10 лет увеличится почти в 2 раза. По расчетам,  суммарные потребности в капиталовложениях на объекты генерации до 2020 года составят примерно 250 миллиардов рублей. Президент в своем послании Федеральному Собранию по сути объявил новый национальный проект в области электроэнергетики, задача которого к 2020 году увеличить на две трети производство электроэнергии в России. Для этого государством и частными компаниями будет проинвестировано порядка 12 триллионов рублей. 

- Какие средства пойдут на реализацию этих проектов? 

- О точных цифрах говорить преждевременно до утверждения программы в правительстве. Но одно могу сказать точно, это будут колоссальные финансовые вливания, основанные в том числе на механизме государственно-частного партнерства. В бюджете прошлого года по инициативе «Единой России» был создан Инвестиционный фонд,  предусматривающий частное государственное партнерство при строительстве крупных инвестиционных объектов. Эти деньги уже работают в Магаданской области на месторождении «Матросово», геологоразведка ведется на Камчатке. Инструмент государственно-частного партнерства будет эффективно использован для создания электросетевой и транспортной инфраструктуры во всех субъектах Дальневосточного федерального округа.

Кроме того, программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года в объеме почти 360 миллиардов рублей уже подготовило Минэкономразвития.

Мы понимаем, что для того чтобы Дальний Восток перестал быть дотационным, необходимо максимально эффективно использовать появляющиеся инвестиционные возможности во всех направлениях экономики Дальневосточного федерального округа. При этом важно добиться, чтобы ресурсы не распылялись, каждая копейка доходила до места назначения и вкладывалась с максимальной отдачей.

Сегодня мы проводим детальную проработку объектов, требующих первоочередного финансирования, составляем кадастр приоритетных направлений, по которым нужно работать, чтобы, как Вы сказали, вытянуть регион из трясины.

- Скажется ли работа госкомиссии на уровне жизни дальневосточников и жителей Забайкалья?

- Безусловно! В этом и состоит наша главная задача. За каждой конкретной идеей прежде всего стоит человек, его благосостояние. Повестка заседании Государственной комиссии - это вопросы соцподдержки населения регионов, разрешение проблем ветхого и аварийного жилья, развитие конкретных отраслей экономики: это промышленное рыболовство, развитие особых экономических зон, совершенствование информационного обеспечения, развитие сетей телерадиовещания и расширение услуг связи пользователями Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, развитие сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности, развитие лесоперерабатывающего комплекса и системы научно-инновационной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы свидетельствуют, что Дальневосточный регион сможет качественно развиваться, а проживающие здесь люди почувствуют реальные, а не декларированные возможности повысить уровень своей жизни.  Во-первых,  будет создано 52 тысячи новых рабочих мест. Во-вторых, за счет этого значительно увеличится рост валового регионального продукта - по сравнению с 2007 годом планируется двойной прирост. В третьих, объем промышленной продукции увеличится в 1,7 раз. И последнее, вклад программы в увеличение доходной части бюджета  составит более 40 млрд. рублей, в том числе около 20 - в федеральный  бюджет.

Сегодня Дальневосточный федеральный округ занимает практически третью часть всей российской территории, а это значит, что Дальний Восток для России - не "Большая земля", а ее неотъемлемая часть.  Большая территория - наше конкурентное преимущество. Развитие России, ее экономики, во многом зависит от эффективного использования потенциала именно таких регионов, как Дальний Восток и Забайкалье, потому что именно здесь сосредоточены колоссальные природные богатства, производственные, технологические и научные ресурсы. 

Уверен, что Россия выбрала правильный курс своего развития, который в полной мере  обеспечивает увеличение инвестиций в отечественную экономику, способствует ее диверсификации. Этот курс политической стабильности, направленный на модернизацию и возрождение с полным правом можно назвать «Планом Путина», и «Единая Россия» намерена обеспечить преемственность этого пути.  

 

3577
43
37