Глава Октябрьского района, депутат Законодательного собрания Приморья, первый вице-губернатор края - на всех этих постах, и ныне как руководитель фракции партии "Единая Россия" в приморском парламенте, Сергей Сопчук всегда отличался отстаиванием интересов сельских территорий. Корр. РИА PrimaMedia встретился с депутатом по избирательному округу №11, представляющим Октябрьский, Хорольский, Ханкайский и Пограничный районы в Законодательном собрании Приморского края, проблемы которых во многом характерны для всех сельских муниципалитетов.
- Сергей Андреевич, насколько сегодня городские жители осведомлены о проблемах сельских территорий? И как это знание или незнание сказывается на жизни края в целом?
- Думаю, не очень хорошо осведомлены. Это объяснимо и нормально. Граждане живут, в основном, своими заботами и заботами своего населенного пункта. Другое дело, что чиновники и депутаты должны быть хорошо осведомлены о проблемах всех территорий, знать их и учитывать в своей работе при принятии решений. Но вот тут-то и начинаются сложности.
Дело в том, что в общественном мнении доминируют именно городские проблемы, причем, в первую очередь – проблемы столиц регионов.
В Приморском крае самые обсуждаемые проблемы – это проблемы Владивостока: парковки, дороги, тротуары, театры, гостиницы и т. д.
Краевые средства массовой информации активно обсуждают именно городские проблемы, поскольку территориально располагаются во Владивостоке. В обсуждение этих вопросов вовлечены все: депутаты, чиновники, общественники.
В итоге общественное мнение начинает давать оценку эффективности работы всех уровней власти именно по факту решения проблем Владивостока и других крупных городов. Сельские же территории "медийно" сильно проигрывают. О них вспоминают гораздо реже, хотя там ситуация в области благоустройства, как одной из самых обсуждаемых, значительно сложнее.
- Но такие тенденции характерны для очень многих стран. Число городских жителей растет, сельское население уменьшается. Сейчас на юге Приморья создается агломерация, что еще больше увеличит число жителей, в том числе и за счет "мигрантов" с сельских территорий.
- Согласен, эти процессы не остановить, и они будут продолжаться, но сельские жители имеют право на определенный уровень комфортной жизни "здесь и сейчас". Мы в законодательной работе оперируем понятиями "прожиточный минимум", "потребительская корзина", "минимальная заработная плата", соответственно, должен быть и "обязательный минимальный набор услуг" в повседневной жизни.
Не обязательно строить асфальтовую дорогу ко всем селам, если там мало жителей, но хорошая грунтовая дорога обязательна.
Если мы первичным звеном в медицине делаем фельдшерско-акушерские пункты, то до них и от них должна быть возможность доехать. В крупных поселках, где относительно интенсивное дорожное движение, должны быть безопасные тротуары, поскольку по ним ходят такие же пешеходы, в том числе и дети, как и в городе. Должно быть освещение, светофоры.
Сергей Сопчук, Фото с места события из других источников. Фото: Автор фото: Александр Маслянко, пресс-служба ЗС ПК
- Сказывается ли такое доминирование городских проблем на работе Законодательного собрания?
- Конечно, сказывается. И дело даже не в том, что большинство кандидатов и затем депутатов – жители городов, а именно в "численном превосходстве" города над селом в общественном мнении. От этого зависит и оценка депутатского труда. Уверен, что жители крупных городов края относятся более скептически к эффективности работы депутатов, чем жители сельских территорий. Несмотря на то, что во Владивостоке появляются новые мосты, театры, арены, набережные.
Тем не менее, в своей законодательной работе мы стремимся учитывать интересы всех территорий, даже самых отдаленных. Понимаю, что данная фраза звучит очень стандартно и банально, однако за этим стоит готовность депутатов поддерживать своих коллег, какую бы территорию они не представляли. Особенно во время обсуждения бюджетов на текущий и последующие годы.
Не надо в каждом районе строить по театру оперы и балета или пятизвездочной гостинице, но хороший районный клуб, типовой спортивный комплекс и иные элементы общественной инфраструктуры должны быть.
И они появляются. В этих вопросах у нас, депутатов, общая позиция и с администрацией Приморского края, и с муниципальными властями, которые участвуют в краевых государственных программах на условиях софинансирования.
Есть, правда, и дискуссионные моменты, к примеру, по размерам и условиям софинансирования со стороны муниципалитетов, особенно сельских. Не у всех есть возможность выделять 30% от общей стоимости строительства той же универсальной спортивной площадки, поэтому депутаты ставят вопрос об уменьшении муниципального софинансирования до 20%. Мы внимательно следим за эффективностью реализации программных решений и настаиваем на внесении корректировок с учетом возможностей территорий.
- Могут ли помочь в вопросах отстаивания интересов сельских территорий общественные советы, Общественная палата Приморского края?
- Надо признать, что во всех общественных структурах опять же доминируют представители крупных городов, прежде всего, Владивостока. Кстати, я очень благодарен, что коллеги по Законодательному собранию поддержали кандидатуру заведующего хирургическим отделением Октябрьской центральной больницы Владимира Глухова при выдвижении его от Законодательного собрания в Общественную палату края.
Надеюсь, что с наработкой опыта у общественных структур появятся механизмы более активного вовлечения в их деятельность представителей сельских территорий, даже самых отдаленных. Понятно, что для этого надо предусмотреть финансовые затраты на поездки таких представителей во Владивосток. Но это необходимо делать для того, чтобы все территории края находились в равных – "лоббистских" – условиях.