Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

Самоубийственные кредиты

Банки и коллекторские агентства доводят заемщиков до самоубийств
17 апреля 2007, 22:15 Бизнес

ВЛАДИВОСТОК, 17 апреля. PrimaMedia. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей КАШЕВАРОВ обнародовал статистику направляемых гражданами в его ведомство жалоб на действия банков при выдаче и обслуживании потребительских кредитов.

По словам чиновника, все поступающие в ФАС такого рода жалобы можно разделить на два типа, пишет «Независимая газета». Граждане жалуются на некорректные действия коллекторских агентств (компаний по взысканию долгов) в случае просрочки платежей по выданным кредитам, а также на нежелание банков отвечать на письменные запросы заемщиков.

Кашеваров сообщил, что в некоторых жалобах приводятся примеры, когда представители коллекторских агентств звонили заемщику домой в два часа ночи с требованиями погасить просроченную задолженность. По его словам, банки не имеют права переуступать права требования без уведомления физлица в кредитном договоре. Сейчас действия коллекторов слабо регламентированы, что порождает различные злоупотребления.

Сами коллекторы не скрывают, что стремятся создать вокруг неплательщика атмосферу неуверенности, при этом зачастую вмешиваются в частную жизнь заемщика и членов его семьи. Более точный регламент их работы может появиться только в законе «О потребительском кредитовании», принятие которого в первом чтении запланировано до конца весенней сессии Госдумы. Сейчас все агентства, по сути, находятся в юрисдикции параграфа Гражданского кодекса (ГК) «Переход прав кредитора к другому лицу», что, по мнению Кашеварова, нарушает права граждан.

Как объяснил начальник аналитического департамента юридической фирмы «Вегас Лекс» Максим ЧЕРНИГОВСКИЙ, практика работы коллекторских агентств выявила некоторые нестыковки с ГК. По его словам, теоретически звонки в два ночи могут стать причиной обращения заемщика в суд, так как это подпадает под статью 150 ГК, где, в частности, говорится о недопустимости вмешательства в частную жизнь. Однако практики по подобным делам еще нет. «Если суд первой инстанции и вышестоящие удовлетворят иск заемщика к банку или коллекторскому агентству, то он может получить компенсацию за моральный ущерб, а остальные заемщики - шанс отстоять неприкосновенность своей частной жизни через суд», - считает Максим Черниговский. Он напоминает, что помимо ночных звонков уже были случаи и более серьезного психологического давления, которые заканчивались нервными срывами и даже попытками суицида незадачливых заемщиков. В данном случае это уже предмет расследования правоохранительных органов: в Уголовном кодексе есть специальная статья - «Доведение до самоубийства». Однако на практике после проведения расследования в возбуждении уголовного дела было отказано, объясняет Черниговский. Таким образом, жалобы в ФАС на банки и коллекторские агентства в скором времени могут превратиться в судебные иски. Осталось только дождаться прецедента, считает юрист.

Что касается нежелания банков вступать в переписку с заемщиком, то по закону коммерческие учреждения не обязаны отвечать или вступать в переписку, если таковое обязательство не наложено договором или законом, объясняет юрист. Обязать банки отвечать на письма своих клиентов может только регулятор банковского надзора - Банк России, выпустив соответствующую инструкцию.

 

3577
43
7