Владивостоку не хватает места для общения, где проводились бы творческие встречи с поэтами и музыкантами, литературные вечера и мастерские. Горожане всех возрастов нуждаются в общегородской культурной площадке, которая могла бы их объединить. Об этом, а также о поэзии, проблемах издательского дела и нехватке по-настоящему хороших авторов рассказала в прямом эфире PrimaMediaLIVE поэт, член Союза писателей России, издатель, профессор кафедры журналистики и издательского бизнеса, кандидат исторических наук Татьяна Прудкогляд.
— В каком состоянии находится поэзия в Приморском крае?
— Многие студенты факультетов журналистки и издательского дела пишут стихи. Сейчас в рамках авторского проекта в университете готовят третье издание альманаха "Второй этаж". На протяжении семи лет в ДВГУ выходил журнал "Фишка". Пришло время, когда наше общество начинает пробуждаться, интересоваться литературой, культурой, начинает думать о будущем. В издательствах "Рубеж", "Русский остров", "ДальИздат" выходят интересные книги, продолжает работу издательство Дальневосточного университета, существующее, кстати сказать, с 1982 года. Сейчас каждый, кто хочет издаваться, печататься, может найти для себя такую возможность. Мы можем выпустить и очень маленький тираж, например, 50 книг на память автору, все зависит от желания.
— Дорогое удовольствие - печатать книги?
— Молодые авторы, как правило, выпускают небольшие сборники. В Союзе писателей есть люди, которые занимаются с молодыми авторами, проводят семинары, выпускаются сборники. Например, Александр Бондаренко оплатил издание очередного сборника наших молодых авторов. На самом деле небольшой тираж можно издать за десять тысяч рублей.
— Хватает ли кадров среди преподавательского состава?
— У нас есть молодые преподаватели, кандидаты наук, например, издатель Дмитрий Куманев - разбирается в дизайне, верстает, выпускает вместе со студентами журналы, занимается телевидением. И я их поддерживаю, пусть студенты пробуют свои силы, вдруг они в себе откроют что-то, какие-то способности. Сейчас, глядя на университет, на своих студентов, я даже немного им завидую - какие у них есть возможности, когда мы учились, таких возможностей не было. Многое изменилось, появилась новые технологии. В свое время мы выпускали одну газету - "Молодой журналист", и все, а сейчас на каждом курсе есть масса интересных проектов и каждый я стараюсь поддержать, найти спонсора. Для меня важно, чтобы студент увидел произведение своего труда, смог подержать его в руках и оценить.
— Есть ли молодые писатели в Приморском крае, вне стен университета?
— Конечно! У нас есть меценаты, которые занимаются молодыми писателями, например, Иван Шепета в Интернете выискивает молодые таланты. Сейчас при поддержке администрации города у нас выходит альманах "Литературный Владивосток", его редактирует Раиса Мороз - великолепная поэтесса, член Союза писателей, она выбирает действительно достойные произведения для нашего альманаха.
— Вы, являясь членом Союза писателей России, знакомы со многими владивостокскими издателями и писателями. Организовываете ли вы для студентов встречи с писателями и издателями? Хорошо ли студенты факультета издательского бизнеса знакомы с проблемой издания и реализации краевой книги и, если такие встречи проходят, есть ли у студентов интересные идеи по поводу издания книг, посвященных Приморскому краю и Дальнему Востоку в целом?
— В октябре этого года планируется великолепная выставка "Печатный двор". В планах организовать фестиваль книги, и уже в рамках этого фестиваля проводить и "Печатный двор", и международные конференции, и встречи с писателями и издателями. Наши студенты регулярно участвуют в подобных выставках в качестве волонтеров, общаются с писателями и издателями. В государственной комиссии в этом году сидят три издателя: директор издательства "Русский остров" Александра Яковец, главный редактор альманаха "Литературный Владивосток" Раиса Мороз и директор издательства ВГУЭС Людмила Александрова. Они оценивают работы, им интересно, часто бывает, что члены госкомиссии и не ожидают, что наши выпускники могут показать такой высокий уровень знаний и умений.
— Какая, по-вашему, сейчас самая большая проблема в издательском деле?
— Конечно, финансы, это сложный момент. Здесь как раз и необходим менеджерский подход, нужно находить интересных авторов, но проблема и заключается в том, что автор идет на имя, идет в издательство, которое ему известно. Сейчас министерство образования изменило свое отношению к вузовским издательствам, идет ориентация на заграницу, и это, бесспорно, хорошо, но монографии и учебные пособия должны издаваться на местах. Большой проблемой по-прежнему остается нехватка хороших авторов. И наши, и центральные издательства ищут их, и готовы зачастую не только издавать их бесплатно, но и выплачивать гонорар.
— Какая книга лучше, цифровая или печатная?
— Конечно, я люблю печатные книги, о чем вы говорите. Печатная книга пропитана духом, вобрала в себя все человеческое тепло. Вы берете книгу, перелистываете страницы, чувствуете запах типографской краски, это поэзия. Я человек старой формации, я люблю печатные издания, продолжаю выписывать и читать газеты.
— Как вы относитесь к молодым поэтам во Владивостоке? Надо ли им помогать?
— Конечно, надо! Я давно хотела ввести какую-нибудь мастерскую, надеюсь, мы это сделаем. Пока же у нас не хватает помещений для всех наших творческих начинаний.
— А кампус ДВФУ может стать неким центром культурного притяжения?
— Во-первых, это Русский остров, не все дети поедут сюда. Во-вторых, у нас пропускной режим. Я думаю, надо открывать общегородскую площадку где-то в центре города. Недавно я была на поэтическом семинаре "Третья пятница" - это встречи с поэтами и музыкантами, которые читают свои стихи, поют песни. Это встреча взрослых людей, но ведь и они хотят общаться, у них нет своего помещения. Поэтому, надо организовывать людей.
— Где потом работают выпускники вашей кафедры?
— Кто такой издатель? - Это директор книги. При желании, он может и дома поставить себе компьютерную технику, настольную типографию, но главное - найти хорошего автора. У нас есть разные специализации, кто-то выходит хорошим редактором, из кого-то получается дизайнер или верстальщик, а кто-то - прирожденный менеджер, он может работать где угодно, например, помощником любого руководителя. Естественно, что не все выпускники будут издателями или журналистами, мы готовим специалистов широкого профиля, которые смогут работать там, где будет их место и душа. Издатель же может работать не выходя из дома, творить и создавать книги.
— В чем слабее и в чем сильнее нынешние абитуриенты?
— Сейчас замечательные студенты, они хорошо подготовлены, у них высокий балл ЕГЭ, который все ругают, но который с каждым годом все лучше и лучше, все честнее показывает результаты обучения. И те, у кого высокие результаты по ЕГЭ, в дальнейшем учатся гораздо лучше.
— А внутренне как-то поменялись студенты?
— Поменялись. Они любопытны, им все интересно, они хотят везде участвовать, они столько придумывают, у них столько планов, столько проектов. И я, например, всегда стараюсь все эти проекты поддерживать.
— А что не нравится в нынешних студентах?
— Интересный вопрос… У меня нет такого чувства, что меня что-то раздражает в моих студентах. Я могу быть недовольна собой, что что-то не успела. Обычно времени на все не хватает, и это раздражает, хотелось бы успевать больше.
— В каком состоянии находится издательский бизнес в городе? Я слышал, многие издатели печатаются в Китае, якобы это дешевле и качественнее.
— Печататься можно где угодно: в Москве, Твери, в Китае или "Уральском рабочем", типографий много. Но издательское дело это ведь подготовка к печати, это интеллектуальный труд, требующий творческого подхода и острого ума. Ни один автор не отдаст свою сырую рукопись в типографию, попросив отредактировать и напечатать ее, это невозможно. Иногда бывают такие рукописи, что над ними надо работать и работать. И редактор становится составителем книги. Я всегда говорю, что каждый редактор – это директор книги, он отвечает за все, он начала и до конца.
— Приносит ли это прибыль?
— "Мне и рубля не накопили строчки", - говорил Маяковский. На литературе в наши дни сложно заработать, в издательствах работают люди, которые живут этим, им это интересно. Конечно, есть и великие издатели, есть сети разных издательств, все зависит от мозгов. Я думаю, что наши студенты будут богаты. Все к этому идет.
— Прочтете что-нибудь из последнего вашего творчества?
— С удовольствием, последние стихи я не помню наизусть, но стихотворение прочту:
Ведь это счастье – просто жить
Растить детей, срывать ромашки,
Стихи писать на промокашке,
Несотворимое творить.
Не предавать своей судьбы,
Легко расстаться с синей птицей,
Припомнить любящие лица
И тени темной ворожбы.
И недругов вдруг пожалеть
За их пустую суетливость
Простить. На все есть божья милость.
На мир по-доброму смотреть.
И если вдруг, в толпе людей
Себя осудишь одиноко,
Подумай о судьбе высокой
И сколько ждет тебя друзей.