ВЛАДИВОСТОК, 15 марта, PrimaMedia. В Москве на очередном заседании президиума Российской академии наук заслушано сообщение «О развитии Дальнего Востока и восточных районов России». Его автор - член-корреспондент РАН, губернатор Хабаровского края Виктор ИШАЕВ.
Хабаровская краевая газета «Тихоокеанская звезда» в номере за пятницу опубликовала полный текст научного сообщения. РИА PrimaMedia приводит его полностью.
«Экономическая и социальная ситуация на Востоке России и особенно в Дальневосточном регионе остается весьма сложной. В последнее время мы смогли привлечь внимание к нашему региону президента, правительства и парламента, но выработка долгосрочной стратегии его развития происходит достаточно трудно, в том числе и потому, что научному обоснованию этой проблемы не уделяется необходимого внимания.
Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на, в общем-то, парадоксальный факт: программа, кратко назовем ее «Дальний Восток и Забайкалье», претерпев неоднократные корректировки, нынче опять модернизируется и корректируется. Почему это происходит?В немалой степени потому, что инвестиционная часть программы не исполняется почти абсолютно. В результате «реализации» программы (я намеренно беру это слово в кавычки) ситуация на Дальнем Востоке стала еще хуже.
Если в прежних редакциях программы мы ставили задачи стабилизации социально-экономической ситуации, создания условий развития, то сейчас, по существу, речь должна идти о сохранении, в экономическом и даже физическом смыслах, этого региона и его населения.После финансового кризиса 1998 г. Дальний Восток, как и вся страна, вступил в полосу восстановительного роста. Однако его динамика существенно отстает от среднероссийской. Разрыв в накопленных темпах роста ВРП нарастает и в настоящее время составляет 24,2 процентных пункта. За период с 1991 по 2005 г. численность постоянного населения Дальнего Востока уменьшилась на 1 миллион 495 тысяч человек, или на 18,3%, в том числе за счет миграции - на 1 млн. 220 тыс. человек (81,6% общей убыли), за счет естественной убыли - на 273 тыс. человек (18,3%). Сокращение населения в России после 1998 г. составило 2%. За этот же период Дальний Восток потерял 714 тыс. человек, или 10,2%.По прогнозным оценкам, учитывающим прогноз ООН для всей России, после 2010 г. предполагается катастрофически быстрое сокращение численности населения в регионе, большее, чем в других регионах страны. Согласно этому прогнозу число жителей региона к 2025 г. уменьшится более чем на треть и составит около 4,7 млн. человек (уровень 1959 г.). К 2050 г. при сохранении сложившейся демографической ситуации на Дальнем Востоке число жителей может составить около 4 млн. человек.
Последние 15 лет отказ государства от проведения целенаправленной политики относительно Дальневосточного региона привел к катастрофической ситуации. Если государство немедленно не изменит своего отношения к региону, то существует вполне реальная угроза экономической и физической утраты территории.
Плачевное состояние экономики и социальной сферы Дальнего Востока и Забайкалья, кроме вышеупомянутых причин, есть результат отсутствия у правительства РФ грамотной региональной политики вообще. Прежде всего, позвольте представить вам исходные предпосылки моих рассуждений по поводу этой проблемы.
Дифференциация регионов по важнейшим показателям социально-экономического развития показывает, что различия между субъектами Российской Федерации не только не сокращаются, но, напротив, увеличиваются. Дальнейшее игнорирование проблем регионального развития в России просто невозможно. Отставание ряда регионов по уровню социально-экономического развития будет приводить к росту социальной напряженности, увеличению дотационности региональных бюджетов.
При этом качественные различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации означают, что универсальная стратегия их развития невозможна. Необходимо определить наиболее оптимальные пути развития каждого региона, изыскать резервы развития неблагополучных территорий, создать для этого стимулы и условия.
Именно эта задача может и должна быть решена в рамках государственного регионального планирования развития регионов.Следует обратить внимание на то, что экономика Дальнего Востока (как и Сибири) в целом представляет не отсталый, а один из наиболее продуктивных и своеобразно самодостаточных компонентов экономической структуры России.
Например, выработка ВРП на одного занятого на Дальнем Востоке на 10-11% превышает аналогичный среднероссийский показатель. Это означает, что 1% прироста ВРП на Дальнем Востоке более весом, чем в среднем по стране, и проблема повышения темпов роста на востоке - не сугубо региональная, а национальная задача.
Необходимым системным условием сокращения разрыва в территориальном развитии страны в целом, а также решения проблемы динамичного экономического и социального развития Дальнего Востока, в частности, является обеспечение условий роста в регионах с непременным и значительным участием государства.
При этом необходимыми являются следующие мероприятия, которые позволят обеспечить динамичное экономическое и социальное развитие Дальнего Востока.
1. Увеличение ежегодного финансирования только ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» как минимум до 30 млрд. руб. в течение 2007-2010 гг. с постепенным увеличением этой суммы. Общее увеличение инвестиционного портфеля, включая корпоративные и другие привлеченные инвестиции, должно составить порядка 700 млрд. руб. ежегодно против 180-200 млрд. руб. в настоящее время.2. Всемерная поддержка и развитие проектного подхода в развитии Дальнего Востока, базирующегося на ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» и государственно-частном партнерстве.
3. Использование в экономической политике развития восточных регионов страны наработок институтов РАН в области размещения производительных сил, касающихся территориально-производственных комплексов (ТПК) и интегрированных территориально-производственных зон (ИПТЗ) в Южном широтном поясе, а также Северном широтном поясе. Важным моментом при рассмотрении перспективы этих ИПТЗ является то, что они уже сейчас находятся в зоне интересов крупных российских и иностранных компаний. Здесь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности.
Одновременно здесь сосредоточены зоны и ареалы депрессии, которые могут получить импульс к оживлению и росту в результате таких мер, как, например, создание ОЭЗ инновационного типа в Томской, Новосибирской областях и на юге Дальнего Востока.Создание на востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономиками регионов сопредельных (приграничных) стран, предполагает изменение пространственного размещения производительных сил.
Уже сейчас страна сталкивается с необходимостью реального расширения экономически активного пространства за счет севера азиатской части России. Важнейшей задачей становится интенсивное формирование Северного широтного экономического пояса (СШЭП). Научные исследования и экспериментальные расчеты дают основания утверждать, что Северный широтный экономический пояс необходим не столько для развития восточных регионов, сколько для России в целом.Развитие Северного широтного пояса Дальнего Востока.
Основными производственно-транспортными узлами Северного широтного пояса Дальнего Востока, имеющими значительный потенциал развития, являются Южно-Якутская интегрированная производственно-транспортная зона (ИПТЗ), Комсомольская ИПТЗ и Ванинско-Советско-Гаванская ИПТЗ.
Для усиления экономической роли России в СВА и реализации экономического потенциала ДВР необходимо формировать на его юге (Хабаровский, Приморский края, Амурская область, ЕАО) контактную зону, внешняя для России часть которой уже формируется высокими темпами на северо-востоке Китая с расчетом на дальневосточный ресурсный сектор.
Руководство КНР рассматривает Россию и Дальний Восток в качестве одного из ключевых поставщиков ресурсов. В настоящее время подавляющую часть российского экспорта составляет сырье и энергетические ресурсы. Так же, как и в целом по России, основу дальневосточного экспорта составляют ресурсы: нефть и нефтепродукты - 45%, лес - 26%, рыба - 6%. На северо-востоке Китая сформировался и продолжает активно развиваться мощный комплекс деревообрабатывающих и нефтехимических предприятий, рассчитывающих на экспорт российского сырья.
Учитывая пространственные и социально-экономические особенности Дальнего Востока, следует обратить внимание на формирование в этом районе экономической контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока.
Такая дуга опирается на крупные промышленно-инфраструктурные и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка. При условии создания эффективной институциональной среды появится реальная возможность превратить эту промышленно-сервисную дугу в своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности депрессивного субрегиона и увеличивая ресурсы накопления и инвестирования.
Кроме того, необходимо всемерное стимулирование развития СЭЗ в регионе: промышленно-производственных, инновационных, рекреационных, туристических. Стимулировать и развивать обрабатывающий сектор промышленности, в первую очередь, в лесной промышленности, металлургии, машиностроении, а также в ТЭК. Необходимо развивать и наращивать не экспорт топливных ресурсов, а электроэнергии, продуктов нефтепереработки и газохимии.
Сохраненный потенциал в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку в южную зону региона. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом формирования кластеров, ориентированных на законченный цикл - «добыча-переработка».
Стратегия развития Дальнего Востока предопределяется реальным изменением баланса позитивных и негативных компонент формирования внутринациональных и глобальных сценариев. Эти сценарии определяются в свою очередь сочетанием вызовов и реальных возможностей ответа на эти вызовы.
Анализ тенденций, условий и факторов перспективного развития дает основания утверждать следующее. Инерционный вариант развития Дальнего Востока не позволяет развиваться в 2006-2010 гг. темпом выше 5% в год, а в 2011-2015 гг. темпы роста могут даже снизиться до уровня 2,5-3% в среднегодовом исчислении. Только в случае реализации крупных инвестиционных проектов Дальний Восток сможет развиваться высокими и устойчивыми темпами.
Инвестиционные потребности стратегического варианта развития Дальнего Востока на период 2006-2020 гг. оцениваются в ценах 2003 г. на уровне 10800 млрд. руб. (376,7 млрд. долл.). Инвестиционные потребности проектов составляют примерно 6250 млрд. руб. (233,3 млрд. долл.), то есть 60% от общих инвестиций. Эффективность реализации стратегии развития Дальнего Востока оценивается в следующих показателях. Ожидаемый прирост ВРП от реализации инвестиционных проектов составит до 30 млрд. долл. Средний срок окупаемости проектов - 7-7,5 лет при средней рентабельности 12-13%.
Предполагаемый масштаб инвестиций позволит полностью обновить технологическую основу экономики регионов, снизить материалоемкость общественного производства, увеличить производительность общественного труда. Кроме прямых эффектов проекты дают эффекты дополнительные, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей, территориально или технологически близких к каждому из этих проектов. Прежде всего, предполагается, что они будут реализованы в сфере услуг, на транспорте, в торговле, строительстве, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности, малом бизнесе, то есть реально будут способствовать становлению на Дальнем Востоке более прогрессивной структуры экономики.