ВЛАДИВОСТОК, 14 марта, PrimaMedia. На фоне стабильно снижающегося среднего дохода с абонента сотовые операторы пытаются сместить акцент с непосредственно услуг передачи голоса на услуги дополнительные. Именно на них делается ставка при расчете окупаемости сотовых сетей третьего поколения. Для мира 2,5G, в котором мы пока живем, о так называемых VAS (Value Added Services) всерьез заговорили несколько лет назад. А по итогам 2006 года доходы, например, только от мобильного интернета в России составили 380 млн. долларов – это почти четверть всего рынка дополнительных услуг.
О «закачивании» мелодий и картинок – то есть предоставлении контента, с которым часто и отождествляется VAS, - мы сегодня умолчим, а возьмем для небольшого обзора услуги передачи данных – MMS, WAP и GPRS, предлагаемые дальневосточными операторами.
Как известно, чтобы продать какой-нибудь товар или услугу, надо сначала убедить либо показать покупателю ее необходимость. Индустрия компьютерных «гаджетов» уже несколько лет живет по этому принципу, предлагая крайне близкие по функциональности устройства и подчеркивая, что «дьявол таится в мелочах».
В случае с предоставлением возможности выхода в Интернет через мобильный телефон операторам – и в России, и в мире – это неплохо удалось.
С MMS ситуация складывается несколько хуже, во многом по причинам, о которых ниже.
Второй «кит» успешности этих высокотехнологичных услуг – облегчение бремени настройки мобильного телефона, ведь одна востребованность не способна компенсировать необходимость в обучении и копании в недрах телефона. В случае дополнительных услуг – SMS или переадресации вызова – необходимые настройки зачастую хранятся в памяти sim-карты. Пакетная передача данных же требует настройки непосредственно абонентского терминала. Решившемуся влиться в ряды хай-тек абонентов придется пройти непростую процедуру создания профилей соединения, введения IP адресов и непосредственно активации услуг. Ситуацию усугубляет путаница в терминах, которой часто способствуют сами провайдеры услуг.
Разберемся с употребляемыми терминами. WAP – Wireless Application Protocol – это набор стандартов, описывающих передачу и отображение Интернет-страничек на небольшом экране мобильного терминала. Именно дефицит площади экрана вынудил разработать специальные способы доступа к ресурсам глобальной сети. Передаваться WAP-данные могут несколькими способами – как через стандартный голосовой канал (CSD), так и с помощью GPRS. В первом случае максимальная скорость передачи данных составит 9600 кбит/с и платить придется за время соединения. Во втором теоретически возможная скорость передачи данных составляет 270,4 кбит/с, а практически – на уровне 33,8 – 50 кбит/с. Плата идет за объем переданных и принятых данных.
MMS – услуга по обмену мультимедийных сообщений, позволяющая помимо текста передать изображения, видео, другие файлы. Транспортом для MMS может выступать только GPRS.
GPRS в нашем контексте – стандарт в сети сотовой связи, позволяющий кардинально решить проблему низкой скорости передачи данных и недостатка ресурсов сети для абонентов-серферов. Позиционируется оператором как отдельная услуга, на деле, как мы видим, выступает транспортным уровнем либо для услуг доступа к специальным «мобильным» WAP-страничкам, либо для доставки мультимедийных сообщений, либо для доступа к «обычному» Интернету (транспортный уровень для IP-протокола) – как с мобильного телефона (его браузер должен уметь обрабатывать язык, на котором написаны страницы - html), так и с компьютера. В этом случае мобильный телефон выступает в качестве модема. Таким образом, сочетание слов «WAP, GPRS, MMS» в контексте трех одноплановых услуг не совсем корректно.
Вернемся к настройкам. Для использования WAP или MMS необходимо создать профиль соединения, то есть указать адрес особого шлюза оператора (Access Point Name), так называемую «точку доступа», адрес IP-протокола, имя пользователя и пароль. Для MMS кроме того нужно выставить адрес сервера мультимедийных сообщений, время хранения и еще несколько параметров. GPRS как услугу необходимо просто активировать (у некоторых операторов уже входит в набор при подключении).
Постоянно снижающийся средний доход с одного абонента вынудил операторов пойти на решительные шаги для широкого внедрения этих услуг и привлечению в ряды их пользователей абонентов, не слишком знакомых с IT-сферой. Помимо продажи «прошитых» аппаратов с предустановленными настройками компании сотовой связи пошли на покупку особых платформ, частично или полностью автоматизирующих настройку абонентских терминалов.
Если еще год назад некоторые операторы предлагали абоненту самостоятельно настроить мобильный телефон, воспользовавшись в случае затруднений помощью контактного центра, то сейчас ситуация изменилась, и практически все дальневосточные сотовые провайдеры смогли условно или полностью автоматизировать процесс загрузки нужных параметров в мобильник.
МТС
В приморском филиале МТС услуга «простой» настройки MMS, WAP и GPRS появилась одновременно с запуском сети GPRS. Тогда для получения сервисного сообщения в запросе надо было необходимо указать модель телефона. В июне прошлого года система стала автоматически идентифицировать «трубку» абонента. В базе системы есть информация о практически всех моделях (более 3500). Обновление происходит раз в месяц.
«МТС заказывает телефоны на федеральном уровне, разумеется, с едиными настройками», - рассказала специалист по связям с общественностью Макро-регион «Дальний Восток» ОАО «МТС» Валерия КУЗЬМЕНКО. – «Параметры WAP и интернет едины для всех регионов и настройки работают одинаково везде. Единственное отличие в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири – настройкаMMS (в федеральном формате точка доступа mms.mts.ru, у нас – mms.dv), однако при покупке телефона в салонах-магазинах МТС наши сотрудники сазу помогут настроить телефон и решить все вопросы.
Настроить телефон можно самостоятельно, воспользовавшись инструкцией на сайте www.mts.ru или с помощью брошюры «Килобайты», которую можно найти в каждом салоне-магазине МТС или у дилеров. Так же получить консультацию можно в Контактном центре компании, позвонив по бесплатному телефону 0890, или непосредственно в салоне-магазине МТС у продавцов компании. Наши специалисты помогут не только настроить телефон, но и, например, «подружить» его с ноутбуком».
Мегафон - Дальний Восток
«Действительно, современные мобильные телефоны, при всей своей технологичности, не решают одной проблемы – предоставление пользователю легкого доступа к услугам. Даже наоборот, новые возможности все больше усложняют эти настройки!», - отметил директор отдела по связям с общественностью ЗАО «Мобиком-Хабаровск» Сергей МИХАЙЛИН.
По его словам, чтобы сделать первоначальную настройку телефона легче, МегаФон прилагает немало усилий. «С июня 2006 года в сети действуют единые точки доступа для GPRS-услуг. Во-первых, этот шаг поможет производителям телефонов еще до поступления телефона в продажу оснащать его необходимыми настройками доступа в Интернет и отправки MMS. А во-вторых, теперь на каждый мобильный телефон, впервые зарегистрировавшийся в сети МегаФон, приходит сообщение, сохранив которое абонент настроит доступ к GPRS и MMS. Это стало возможным благодаря единой платформе Nokia Terminal Management Server, установленной в Санкт-Петербурге».
«Преимуществами автоматической настройки телефонов в сети "МегаФон-Дальний Восток" можно было пользоваться еще с середины 2005 года, задолго до запуска NTMS-платформы, – отправив SMS-сообщение на выделенный номер, абонент получал настройки для своей модели телефона. А с августа 2006-го и это стало лишним благодаря установке оборудования Nokia.
На сегодняшний день в базе данных более 1100 моделей телефонов, и этот список продолжает пополняться. Новые модели телефонов появляются постоянно, поэтому один-два раза в месяц на платформе обновляются списки поддерживаемых моделей».
Как отметил Сергей МИХАЙЛИН, «такая мощная платформа, как NTMS, не ограничивается возможностью автоматической рассылки. Если у абонента появляется необходимость заказать OTA (over-the-air)-настройки, то к его услугам SMS (отправляется на номер 5049), форма на Интернет-сайте "МегаФон-Дальний Восток" (https://www.megafondv.ru/khb/services/setup/auto/), а также раздел Настройки в SIM-портале МегаФонPRO. Ну и, конечно, любому абоненту с удовольствием помогут настроить телефон консультанты Центров продаж и обслуживания 0500»
НТК
По словам Натальи ЗОЛИНОЙ, менеджера PR-группы дирекции маркетинга ОАО «НТК», услуга автоматической настройки терминалов была внедрена в компании в декабре 2006. «В базе, которая обновляется ежемесячно, размещено 542 модели сотовых телефонов. Получить настройки можно и через сайт www.vntc.ru, введя модель телефона и абонентский номер. Также в Центрах обслуживания ОАО «НТК» имеются специальные устройства Market eye, которые передают настройки на телефон через инфракрасный порт или Bluetooth. Абоненты могут самостоятельно воспользоваться этим устройством. Услуга предоставляется бесплатно, главное, чтобы телефон поддерживал автоматическую загрузку».
Билайн
В каждом комплекте «Билайн», при подключении, помимо SIM-карты выдается «Справочник абонента», в котором написаны специальные «БИномера». При звонках на эти номера телефон автоматически настраивается для работы с GPRS и MMS.
«Условно-автоматическая настройка мобильных телефонов для работы с GPRS и MMS была введена с 4 квартала 2005 года. В базе размещены практически все современные телефоны, сертифицированные для работы в Российской Федерации. База пополняется регулярно по мере поступления новых моделей на рынок России», - объяснил специалист по связям с общественностью Хабаровского филиала ОАО «Вымпелком» Александр Леонкин.
Настройки в настоящий момент пока едины для Амурской и Камчатской областей и Хабаровского края. На территории Сахалинской области пока несколько иная.
Оператор |
Способы настройки |
Когда введены | |||
MMS |
WAP |
Активация услуг | |||
МТС |
SMS “ON” на +12 (012 или 12) (активация) |
Пустое SMS на 1234, звонок 0590 или 0876 |
*100*245#, Интернет-помощник, Мобильный помощник |
Июнь 2006 г. | |
Мегафон |
Пустое SMS на 5049, форма на сайте, sim-портал MegaFonPRO |
Не требуется |
Август 2006 г. | ||
НТК |
SMS на 3525 с первыми восемью цифрами IMEI кода (*#06#). Через пробел – буква m – для получения настроек MMS, w – настроек GPRS-WAP, i – настроек GPRS-Internet |
*197*3101# |
Декабрь 2006 г. | ||
АКОС |
Пустое SMS на 888 |
SMS с текстом A на 1012472 |
| ||
Билайн (Хабаровский филиал) |
_________ (инструкция на сайте) |
0674 10 11, 0674 10 13 (Siemens) или 0674 10 15 (Nokia) – в зависимости от модели телефона |
*110*181# |
Условно-автоматическая настройка – конец 2005 г. |
Необходимо помнить, что часть выпускаемых мобильных телефонов может полностью или частично не поддерживать автоматическую настройку услуг WAP и MMS (например, в некоторых моделях автоматически загрузить можно лишь WAP-профиль).
Сами операторы позитивно оценивают запуск облегчающих настройку платформ. По словам представителя МТС Валерии КУЗЬМЕНКО, после запуска полноценной версии автоматических настоек, количество пользователей услугами GPRS/WAP/MMS увеличилось в 1.8 раз. «Компания стремится к тому, чтобы сделать высокотехнологичные услуги простыми и понятными для самых разных групп пользователей. Например, в Хабаровске одним из самых активных пользователей GPRS является 70-летний абонент. Он регулярно обращается к нашим специалистам за консультациями, ищет пути оптимизации расходов».
«Сервисы настройки телефонов пользуются огромной популярностью среди абонентов», утверждает Сергей МИХАЙЛИН (Мегафон). Ежедневно с платформы NTMS отправляется более десяти тысяч настроек только для абонентов сети "МегаФон-Дальний Восток". Причем этим способом пользуются не только те, кто не хочет разбираться с процедурой настройки, но и опытные пользователи. Несомненно, упрощение процедуры ввода необходимых параметров – одна из главных причин повышения популярности мультимедийных сообщений (MMS) и активности пользователей других GPRS-услуг».
В следующем материале тема популяризации высокотехнологичных услуг будет продолжена.