Польза и вред. Жимолость
14:20
Камчатка 14 июня: парусное судно "Америка" и День рождения Камчатской таможни
08:50
Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
13 июня, 08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20

Юрий Удовиченко: Владивосток – наиболее технически развитый город на Дальнем Востоке

Основатель IT-стартапа рассказал о развитии технологий в Приморском крае
8 апреля 2014, 10:30 Общество

Юрий Удовиченко - один из основателей проекта WMSPanel - системы для построения эффективных сетей доставки видеоданных. За 15 лет работы в отрасли Юрий прошел путь от обычного программиста до менеджера продуктов. Он принимал участие в крупных международных проектах по разработке программного обеспечения в компании "Ронда", в разное время участвовал в развитии проектов портала drom.ru, преподавал в ДВФУ и ДВГТУ. О развитии IT-технологий в Приморском крае, о менеджменте стартапов и технологий, не вдаваясь в технические подробности, Юрий Удовиченко рассказал в эфире PrimaMediaLIVE.

- Юрий, чем вы сейчас занимаетесь, что за бизнес и что за технологии?

- В наше время все снимают и смотрят видео. Для того, чтобы видео от того, у кого оно есть, прилетело к тому, кто его хочет смотреть, необходим ряд технологий. Наши разработки позволяют эффективно доставить видео и защитить его от несанкционированного доступа.

- В чем отличие от YouTube?

- Различие в том, что если вы хотите заработать на своем видео, то YouTube для этого не подойдет, так как у них есть определенные ограничения. Если у вас есть короткие ролики, и вы хотите организовать подписку, то вам необходимы средства, которые позволят это сделать.

- И все-таки это плеер или технология доставки видео?

- Среди наших продуктов есть медиа-сервер, который позволяет доставить видеопоток туда, куда нужно. То есть раздать его правильным образом без задержек, не вдаваясь в технические подробности, и, кроме того, защитить данные. Если вы хотите разрешить доступ к этому видео только платным подписчикам или людям из определенной страны, то для того, чтобы это сделать, нужен целый "слоеный пирог" технологий. Большая часть этого пирога состоит из наших продуктов.

- Для какого количества пользователей вы можете доставить видео?

- Зависит от того, какими денежными средствами располагает заказчик, так как для этого нужны вложения. В целом наши продукты довольно недорогие, чем мы и выделяемся на фоне конкурентов.

- Будут ли видео транслироваться на различных мобильных устройствах?

- Протоколы, с которыми мы работаем, направлены на универсализацию. Есть ряд протоколов, которые позволяют передавать видео на любое устройство без ограничений, и мы продолжаем развиваться в этом направлении.

- Этот проект нацелен больше на мировой рынок или на отечественный? Вообще, российский рынок для вас сейчас привлекателен?

- Весь мир сейчас растет и двигается в этом направлении, Россия не исключение, но как наиболее перспективный рынок выделяется США. Хотя у нас есть клиенты и из России.

- Российский рынок не отстает в технологических потребностях от всего мира или у нас все-таки потребности вчерашнего дня?

- Нет, у нас потребности сегодняшнего дня. Могу сказать, что сети передачи данных у нас зачастую лучше, чем в США. Бывает так, что я приезжаю на конференцию в другую страну и понимаю, что мобильный интернет или интернет в отеле хуже, чем у меня дома в России. Поэтому я не сказал бы, что мы идем позади всех. Другое дело, что у нас платный сегмент интернета пока только развивается. В США люди привыкли платить за подписки - там это делается десятилетиями и все давно привыкли к этому явлению. У нас же люди в первую очередь осваивают бесплатное, а потом только обращаются к платному.

- Можно ли в России сделать так, чтобы зарабатывать на трансляциях чего-либо? Как, например, телеканал "Дождь".

- "Дождь"  - это хороший пример, они изначально позиционировали себя именно как интернет-канал, и только потом уже ушли в кабельную сеть. У них действительно есть подписки, премиум-аккаунты, и так далее. Вопрос в том, насколько это эффективно в их случае.

- По-вашему, сколько времени должно пройти, чтобы наши люди стали платить за то, что потребляют в сети Интернет?

- Думаю, здесь дело в контенте. Я несколько раз был на отраслевых конференциях, там все в один голос твердят, что главное – это контент, то есть то, что вы хотите показать людям. Если у вас будет эксклюзивный контент, то вы сможете брать за него любые деньги.  

- У меня складывается такое ощущение, что русские люди готовы скорее потратить деньги на покупку программы, которая обойдет оплату…

- Это ненадолго. В интернет сейчас заходят люди, которые далеки от технических "штук". У них установлен Windows, поставлен браузер, они знают, как зайти в Яндекс – для них этого достаточно. Они не будут заморачиваться – просто введут номер кредитки и получат то, что хотят. Таких людей становится все больше, и чем больше контента смогут предложить производители, тем больше эти люди будут платить.

- Сколько вы вложили в свой проект?

- В течение трех лет мы создавали проект в свое свободное время на собственные деньги. Только последний год я работаю на себя. Не могу сказать, сколько вложили денег, потому что мы зарабатывали их и тут же тратили на развитие. Прошел год, прежде чем мы начали получать первую прибыль. Целый год мы вкладывались, надеясь на то, что этот проект все же "выстрелит".

- Как человеку во Владивостоке понять, какие есть тренды на мировом IT рынке?

- У нас есть Интернет, на российском рынке есть центральные источники информации, что не может не радовать. Более того, у нас постоянно проводятся конференции.

- Чем для вас полезно участвовать в неформальной конференции разработчиков?

- Живое общение не отменишь, оно очень важно. Приезжая на конференцию, я вижу тех людей, с которыми общаюсь по почте - это создает атмосферу доверия. Скайп и видеочаты тоже хорошо работают в этом плане, но когда сразу много людей собираются и обмениваются мнениями - это совершенно другая обстановка.

- Подобный формат во Владивостоке пока устраивает, или нужно что-то модернизировать и изменять?

- Все эволюционирует. У нас ведь есть и крупные конференции на несколько сотен человек, и небольшие промежуточные, которые позволяют людям объединиться по интересам..

- Вернемся к вашему проекту. Есть ли что-то, что вы уже усовершенствовали и над чем еще предстоит поработать?

- Мы постоянно что-то дорабатываем – к нам приходят люди, мы получаем от них обратную связь. Они спрашивают, умеем ли мы делать что-то новое. Мы начинаем смотреть, насколько это важно, насколько это прибыльно для бизнеса, и таким образом двигаемся вперед.

- Откуда приходят ваши основные потребители?

- В целом со всех континентов: от Северной Америки и Канады до островов Фиджи в Тихом океане. Америка занимает треть наших подписчиков. То есть буквально со всего мира, причем заказывают совершенно разные кейсы: от трансляции богослужений в Америке до безбашенных людей, которые ездят по штатам и снимают торнадо. Из России клиентов не так много, конечно, хотя недавно подписался отдел инновационных технологий ВГТРК – это нас очень порадовало.

- Вы думали о том, что возможно стоит покинуть пределы Российской Федерации, продолжить развитие в другой стране?

- В нашем случае это не имеет значения. Географическое перемещение нам особенно не поможет, потому что если с кем-то нужно пообщаться, то мы общаемся в Интернете, а все глобальные встречи происходят на конференциях. Этого достаточно для обмена мнениями. Необходимости физического перемещения я просто не вижу.

- У нас есть несколько вопросов из Интернета. Первый вопрос звучит так: "Довольно хорошо освоил Сишарп, есть ли будущее у этого языка?".

- Потребность в программистах в ближайшее время никуда не денется. Поэтому, какую бы технологию человек сейчас не освоил, он найдет свой рынок.

- Тогда про программистов: вы преподавали программирование в ДВФУ. Как сейчас обстоят дела с новыми технологиями в преподавании? И какова сейчас потребность рынка в программистах, в IT-шниках в том числе?

- На рынке сейчас, безусловно, востребованы айтишники. Количество информации постоянно растет, а раз растет количество информации, то ее нужно кому-то обрабатывать, для этого требуется определенное программное обеспечение, чтобы его поддерживать, нужны программисты. Поэтому я убежден, что потребность в них не снизится. Если говорить об образовании, могу сказать, что сейчас есть нехватка людей, которые работают в отрасли, и могут давать практический опыт. Когда я читал свои лекции по программированию, люди сидели и внимательно слушали, потому что я им рассказывал свой опыт из практики.

- Каковы сейчас знания выпускников-программистов?

- Они оставляет желать лучшего. Проблема, как модно сейчас говорить, в отсутствии мотивации. Многие приходят и говорят: "Научите меня". Так не будет. Хочешь добиться чего-то - добивайся, прикладывай усилия.

- Как вы оцениваете заявление полпреда Юрия Трутнева о том, что на Русском легко можно сделать новую "Силиконовую долину"?

- Я, честно говоря, со скепсисом отношусь к этому. Что такое кремниевая долина в США? Это огромные деньги, которые правительство долгие годы вкладывало в этот проект. Уже 60 лет она продолжает работать как единый механизм. Нужны годы, чтобы у нас создать что-то похожее. Безусловно, если создадут какой-то центр, в который будут стекаться кадры, преподаватели, бизнес и деньги – будет замечательно. Но на это нужно время.

- Недавно в ДВФУ выпустили инженеров-программистов.  Как ребятам можно влиться в хорошую команду?

- Для начала нужно набраться опыта у старших товарищей. Сделать можно это только одним способом: прийти в уже готовую компанию. 19-летний программист, основавший стартап и продавший его за сумасшедшие деньги - это один случай на миллион. Все остальные проходят школу жизни, проработав 10-15 лет на чужого дядю. Нужно набираться опыта и учиться при любой возможности. Уже потом, когда ты поймешь, что у тебя есть силы, возможности и хорошая команда, можно кидаться в омут с головой и разрабатывать что-то свое.

- Нужен ли, по вашему мнению, инкубатор, где выпускники или студенты начинали бы делать свои проекты?

- Если есть инвесторы и возможности – значит, есть смысл это делать. Если какой-то молодой человек считает, что у него есть идея на миллион долларов и ему просто нужны деньги на первое время - почему бы и нет? Для начала, конечно, стоит попробовать в свободное время самим что-то сделать, и если ты понимаешь, что тебе самому это очень интересно, если ты уверен, что из этого что-то получится, то можно идти за деньгами.

- Последние ограничения в законодательстве относительно Интернета вас как-то беспокоят?

- Интернет – штука сложная, и поставить ее на контроль почти невозможно. Рано или поздно все придет в равновесие. Система сама себя регулирует. Да, есть перегибы и это плохо. Но каждый раз, когда очередное законодательство приходит в Госдуму, все настораживаются, а потом, со временем, что-то или отменяется, или переделывается.

- Какие самые большие проблемы у айтишников в России?

- Главная проблема – деньги и, как следствие, уровень жизни. Из-за этого люди уезжают в Москву, Санкт-Петербург или за границу. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Как только здесь станет экономически выгодно жить, многие начнут приезжать во Владивосток.

- Есть ли проблемы технического плана?

- Интернет бы получше, конечно. Сейчас операторы сами понимают, что нужны более скоростные каналы. В Арсеньев сразу четыре оператора провели оптику. Коммуникации приходят, а за ними приходят и деньги. Я думаю, что ситуация с этим будет становиться лучше и лучше. Минус только в том, что у нас трафик идет через Москву, поэтому лучше подключаться где-то еще: в Японии или Корее, например.

- Есть ли во Владивостоке молодые доморощенные IT-гении? Нужна ли поддержка такой молодежи? Или если ты умный и талантливый, то пробьешься сам?

- С одной стороны, если ты умный и настойчивый, то обязательно пробьешься, с другой стороны, если пробиваться некуда, то ты застопоришься. Помощь бывает разная: можно, как инвесторы, дать денег, а можно предложить хороший совет, как заработать самому.

- У вашего проекта есть конкуренция во Владивостоке?

- Именно во Владивостоке нет, а в целом - да, конкуренция есть, но мы работаем над этим. Чем нам нравится рынок видео: он очень большой, постоянно расширяется, поэтому, если за него ухватиться, то можно расти вместе с рынком.

- Строите ли вы какие-то планы? Что нас ждет в ближайшей перспективе в области видеостриминга?

- Люди начали понимать, что на видео можно заработать, и, как следствие, стали вкладывать в это свои силы и деньги. Поэтому у нас все только впереди. На сегодняшний день видео – очень популярный формат предоставления информации. Сейчас в этой области происходит то, что десять лет назад происходило с цифровыми фотографиями: сначала стали появляться бюджетные мыльницы, потом все приобрели смартфоны с фотоаппаратами высокого качества. Это совершило переворот в медиа-бизнесе. Фотография стала доступной, появилась гражданская журналистика, люди стали вести блоги, многие начали на этом зарабатывать. Сегодня происходит то же самое, телекоммуникации идут вперед, средства для обработки и создания видео стали дешевле, поэтому сюда будет приходить все больше людей и денег.

- Если не секрет, как продвигался ваш проект? В  какие двери вы стучались, чтобы кому-то его продать?

- Мы никуда не стучались, мы просто сделали продукт. Конечно, у нас были "пилотные клиенты", один из основателей нашего проекта имел опыт работы в медиа-бизнесе и пришел к тому, как из этого сделать продукт. Один из клиентов эту идею поддержал. Мы начали создавать продукт, с оглядкой на этого человека, потому что он - типичный представитель своего класса. Делали, показывали и параллельно раскручивали в Интернете. Мы выкладывали материалы в открытый доступ, писали статьи в блог - это основная площадка для раскрутки, сейчас еще появились социальные сети. Мы не вкладывали деньги в рекламу, так как наша ниша слишком узкая. Поэтому выложили информацию в Интернет, описали продукт и начали снимать видео: скрин-касты, которые показывают, как правильно воспользоваться системой.

- С какими проблемами приходилось сталкиваться?

- Во-первых, мы потратили время на то, чтобы понять, что собственно нужно делать. Потому что некоторые созданные нами вещи не всегда находили отклик, и это заставляло задуматься над тем, что делать дальше. Это было достаточно сложное время, и основная сложность состояла в том, чтобы выбрать правильные возможности для реализации. Были моменты, когда мы ошибались и делали не то. Были и попутные проблемы, например, мы не могли понять сколько денег нужно брать за наш продукт. Казалось бы, выстави ценник и все, но это не так просто: нужно понять, сколько готов заплатить клиент.

- Как вы это делали?

- У нас были конкуренты, которые выставили свои ценники, но проблема состояла в том, что они работали по другой модели. Поэтому было сложно сравнить цены. Мы поставили ценник меньше, и люди начали обращать на нас внимание. Позже мы, конечно, внесли несколько корректив, потому что были ситуации, когда мы понимали, что мы тратим на клиента больше, чем он приносит. Сейчас мы пришли к определенной модели и придерживаемся ее уже полтора года.

- Поддержка администрации Приморского края необходима для IT-стартапов?

- Я думаю, тут надо говорить о поддержке бизнеса на Дальнем Востоке в целом. Ведь что такое в сущности IT-стартап? Это просто бизнес: ты что-то продаешь и получаешь за это деньги. Чтобы привлечь больше людей в бизнес, нужно предпринять шаги, которые улучшат экономическую и инвестиционную привлекательность в регионе.

- Какие, на ваш взгляд, нужны законодательные изменения, чтобы вашему бизнесу было  проще развиваться?

- На нашей компании это не сказывается. Мы честно платим свои налоги и нам это не доставляет особых хлопот. Если бы мы были крупной компанией, то, наверное, пришлось бы столкнуться с проблемами в области пенсионных отчислений. Чем больше ты становишься, тем больше у тебя появляется бюрократических проволочек. Мы еще не выросли до этих масштабов, но я знаю, что у больших компаний есть такие проблемы.

- Может ли в Приморском крае возникнуть производство высокотехнологичной продукции?

- Возможно, если крупный бизнес придет сюда и решит, что ему выгоднее работать здесь. Почему в Москве и Подмосковье много технологичных компаний? Потому что там есть заводы. Нам нужно сосредоточиться на каких-то комплексных вещах. В свое время я преподавал на кафедре подводных технологий ДВО РАН. Они занимаются подводными роботами и робототехникой - это очень перспективное направление на сегодняшний день. Поэтому, если на базе того научного потенциала, который здесь есть, начать какое-то коммерческое развитие проектов, может получится что-то интересное. С точки зрения технологий, у нас наиболее развитый на всем Дальнем Востоке город, поэтому нам есть, с чего начинать.

- В завершение, что бы вы хотели пожелать тем молодым ребятам, которые сейчас  планируют открытие собственного бизнеса?

- Нужно много работать. Потому что под лежачий камень вода не течет. Хочешь что-то сделать - бери и делай. Если ты планируешь добиться результата –прикладывай к этому усилия. Нужно быть готовым к тому, что это займет много времени. Как можно больше учиться и работать, не отвлекаясь на все остальное.

17063
43
37