Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Современную публику испортило телевидение - театральный критик Приморья

О современном состоянии приморского театра рассказала Галина Островская (ВИДЕО)
26 марта 2014, 17:40 Общество
Галина Осстровская - театральный критик Табаченко Илья, PrimaMedia
Галина Осстровская - театральный критик
Фото: Табаченко Илья, PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Рецепт хорошего театра, по мнению известного и единственного театрального критика Приморья, - интересная драматургия и режиссура. О том, насколько успешно местные театры используют это сочетание, почему во Владивостоке не обучают режиссерскому ремеслу последние 11 лет и как воспитать интерес к театру у молодежи, в эфире PrimаMediaLIVE рассказала профессор ДВФУ и ДВГАИ, театральный критик Галина Островская.

- Положение дел в современном владивостокском театре, по-вашему, больше напоминает комедию или трагедию?

- Не могу сказать, что положение идеальное, но дела идут нормально. Великий Немирович-Данченко говорил, что театр развивается 12-13 лет, потом наступает спад, и далее циклы повторяются. Есть театры с более благополучной ситуацией, есть с менее благополучной. Взять, например, Уссурийский городской театр. Я хорошо знаю этот театр, и помню, какие тяжелые времена он переживал. В свое время в зале было, как говорят, три сестры и пожарный дядя Ваня, а на сцене массовка. Сейчас туда очень приятно приходить, там нарядная публика, всегда аншлаги на премьерах. Все дело в том, что в театр пришел молодой, энергичный директор, который хорошо знает свое дело. Он понял, что нужно приглашать интересных режиссеров. Театр сегодня — это режиссура.  

- Есть такая необходимость приглашать режиссеров со стороны?

- Считаю, что нужно приглашать. Театр нашего масштаба выпускает в сезон 5-6 премьер. Один режиссер никогда не сделает 5-6 полноценных спектаклей. Это ведь не только репетиционный процесс, но и большая подготовительная работа. Поэтому, если есть, так называемые, очередные режиссеры, как скажем, у нас в Театре молодежи, это очень хорошо. Но, сегодня эта профессия в дефиците. Очередных режиссеров не хватает и, как правило, приглашают специалистов из других городов и регионов. Это интересно просто даже с точки зрения наблюдения за разными школами.  Только нужно приглашать талантливых режиссеров.

- А где же местные кадры, выпускники Академии искусств?

- Последний выпуск на режиссерском отделении Академии был в 2003 году. Уже 11 лет назад. Было всего пять выпускников. 

- А почему такие маленькие наборы? Непопулярная профессия?

- Причин много. Не так много людей идет в режиссуру, не хватает и педагогов. Это безумно сложная профессия, мало с чем сравнимая по своему напряжению.

- Можно сказать, что во владивостокских и приморских театрах наблюдается период застоя?

- Нет, это не так. Как я уже сказала, очень интересно работает Уссурийский театр. Чрезвычайно интересен главный режиссер Театра ТОФ Станислав Мальцев, за творчеством которого я пристально слежу. Есть ряд любопытных спектаклей в Академическом театре имени Горького.

- А нет такого ощущения, что мы здесь варимся в собственном соку и не поспеваем за театральными трендами, новыми веяниями?

- Непростой вопрос. Если проследить за тем, что происходит в, так называемом, авангардном театре, могу сказать — рада, что мы не идем по этому пути. Не думайте, что я старомодна. Я принимаю новые веяния, эксперименты в театре. Но зачастую сегодня ставят, например, классику не потому что хотят сказать что-то новое, а потому что руководствуются только желанием поставить иначе, не так как все. Вот с таким подходом я не согласна.

- Сейчас какие новации вы наблюдаете в театрах Владивостока?

- Если говорить о последних сезонах, с моей точки зрения, в театре Горького был замечательный спектакль, который поставил приглашенный режиссер. Я говорю о спектакле "Несколько дней из жизни Мордасова" по повести Достоевского "Дядюшкин сон". Очень интересные и современные подходы, неожиданные воплощения актеров. Крайне любопытная работа. При этом, возьмем "Поминальную молитву", которая ставится уже более десяти сезонов, и  увидим, что до сих пор в зале аншлаг. Это большой успех для периферии. Поэтому не обязательно всегда должны присутствовать какие-то новшества. Людям нравится и то, что просто хорошо и интересно сделано. 

- Должен ли театр вести публику за собой, поднимать уровень зрителя? Получается ли это делать нашим театрам?

- Однозначно должен вести зрителя за собой. Получается или нет — другой вопрос. Не всегда. Работать с современной публикой очень непросто. Современную публику, с моей точки зрения, абсолютно испортило нынешнее телевидение — бесконечные жуткие сериалы, "кривые зеркала", "аншлаги" - список можно продолжать очень долго. Поэтому зритель, к сожалению, идет скорее на плохую комедию, чем на Достоевского. И еще не могу не сказать, что вкусы людей испортила антреприза. Это настоящее бедствие. Ведь, как правило, привозят спектакли с очень низким уровнем драматургии. А билеты стоят заоблачных денег. Несмотря на все происходящее, считаю, театрам необходимо стараться вести зрителя за собой. 

- Что необходимо делать? Какие на ваш взгляд есть рецепты?

- Рецепт один — хорошая драматургия и хорошая режиссура. Играть в наших театрах есть кому. Актерский состав сильный.

- Вопрос, связанный с театральным факультетом Академии искусств. Не кажется ли вам, что повторится история с факультетом журналистики бывшего ДВГУ?

- Хочется постучать по дереву, чтобы не сбылись мрачные прогнозы. Журфак ДВГУ — это моя боль. Преподаю там уже более 20 лет и планирую завершить эту деятельность, потому что, с моей точки зрения, факультет просто уничтожен. Нет никаких признаков, во всяком случае сейчас, что театральный факультет Академии прекратит свое существование.

- Поговорим о самом большом нашем театре — Театре оперы и балета. Каково ваше отношение к нему и удалось ли что-то посмотреть?

- Я смотрела почти все, что там шло.  Как не радоваться, что в нашем городе появился Театр оперы и балета? Безусловно, это поднимает статус города, его культурный престиж. Конечно, проблем в этом театре пока больше, чем достижений. Начнем с того, что сейчас он официально закрыт по причине того, что не сдан до сих пор в эксплуатацию. Что касается постановок, которые удалось посмотреть, на мой взгляд, премьера "Онегина" была неудачной. А вот на концертах симфонического оркестра я получила огромное удовольствие. С нетерпением жду двух опер в постановке Ефима Звеняцкого. Понятно, что зрители первый год, как говорится, "ходят на здание". Посмотреть новую сцену, зрительный зал. Мне нравится зал. Считаю, что сцена очень потрясающая. Сцена театра Горького — десятая часть от площадки театра оперы и балета. При этом, у нас даже нет таких специалистов, кто мог бы освоить эту сцену в полной мере. Это тоже одна из проблем.  

- Нужен Владивостоку и Приморью театр оперы и балета в таком виде, в котором его представляют?

- Сейчас, конечно, идет перебор с рекламой. По-моему, это уже просто безвкусица, когда проезжает один автобус с рекламой колбасы, а на другом — портрет художественного руководителя театра.

- Недавно прошло очередное заседание экспертного совета по культуре, где шло голосование по кандидатурам на должности руководителей театров. На мой взгляд, на заседании прозвучало совершено жуткое слово - "безальтернативно". Не считаете, что это плохо для города?

- Это, конечно, не катастрофа, но и хорошего мало.  Правда, никто альтернативных кандидатур не выдвигает. Было бы хорошо, если бы какой-то режиссер, например, из Хабаровска рекомендовал свою кандидатуру, из Саратова, да откуда угодно. Все нынешние руководители наших театров и сами понимают глупость такой ситуации, когда проводится безальтернативное голосование.

- Как вы относитесь к самодеятельным театрам и хотелось бы, чтобы их было больше?

- Конечно! В советское время они назывались народными. Какой у нас был замечательный народный театр на Радиоприборе. Они порой работали с таким сложным материалом. И сейчас есть ряд интересных коллективов. Пусть их будет больше. 

- Может ли на базе Театра молодежи возникнуть некая лабораторная площадка для какого-то нового театра?

- Непростой вопрос. Лабораторный театр предполагает очень небольшое количество зрителей.  Очевидно, это должна быть малая сцена. Не думаю, что кто-то может или хочет этому препятствовать. Департамент культуры, по-моему, тоже заинтересован в появлении новых интересных спектаклей.

- Как вы оцениваете призыв властей оценивать театры по их эффективности?

- Я не очень понимаю, что такое эффективность театра. Вероятно, имеется ввиду количество премьер, количество зрителей, эффективность выполнения бюджета. Я этого всего не понимаю. Для меня существуют понятия репертуарной политики театра и наличия хороших спектаклей. В этом я вижу эффективность.

- Вы по-прежнему остаетесь единственным театральным критиком в Приморье. Почему молодежь не стремится работать в этом жанре?

- Во-первых, жанр очень непростой. Покойный Виталий Вульф говорил, что журналисты, пишущие о театре делятся на две категории — театральные журналисты и театральные критики. Театральных журналистов, делающих репортажи с премьер, интервью с актерами и режиссерами, много. А профессиональную рецензию и читать-то непросто. Все же надо, чтобы человек был компетентен в вопросах театра, хотя писать необходимо для широкого круга, не злоупотребляя терминологией.

- А театры заинтересованы в критике?

- Да. Прежде всего, театру необходим профессиональный глаз со стороны.  Ведь раньше ждали рецензий в газетах. Русский театр был воспитан в такой традиции, и критика была очень мощная. А сейчас рецензии никто из местных СМИ не публикует. Очевидно, необходимо переориентироваться на интернет-издания. Мне уже поздно это делать. Возможно, этим займется кто-то из молодых. 

- В завершении хотел бы снова вернуться к вопросу о зрительской аудитории. Как воспитывать молодежь и прививать вкус к театру?

- К сожалению, работать с молодежью необходимо не только в этом направлении. Интерес угасает не только к театру, проблем хватает и в других областях. С моей точки зрения, молодежной политике в государстве просто нет. Коль уж мы заговорили о воспитании и, пользуясь тем, что мы встречаемся накануне Международного дня театра, не могу не сказать о двух крупных городских событиях. Впервые в истории Владивостока мы открываем две мемориальные доски в память о наших актерах. Первая посвящена памяти Андрея Александровича Присяжнюка, бывшего в течении многих лет  единственным на Дальнем Востоке народным артистом Советского Союза. Вторая — в память замечательному артисту Вадиму Яновичу Мялку. Это действительно грандиозные события. Я очень этому рада.  

- С какими словами вы бы обратились к владивостокской публике?

- Я бы повторила слова Белинского: "Идите в театр и умрите в нем" (улыбается).  Умирать в нем, конечно, не надо, но идти необходимо, потому что никакое кино и телевидение не заменят его. Никакой другой вид искусства вам не даст живого сиюминутного общения, которое возникает между актером и зрителем.

106959
43
37