Рецепт хорошего театра, по мнению известного и единственного театрального критика Приморья, - интересная драматургия и режиссура. О том, насколько успешно местные театры используют это сочетание, почему во Владивостоке не обучают режиссерскому ремеслу последние 11 лет и как воспитать интерес к театру у молодежи, в эфире PrimаMediaLIVE рассказала профессор ДВФУ и ДВГАИ, театральный критик Галина Островская.
- Положение дел в современном владивостокском театре, по-вашему, больше напоминает комедию или трагедию?
- Не могу сказать, что положение идеальное, но дела идут нормально. Великий Немирович-Данченко говорил, что театр развивается 12-13 лет, потом наступает спад, и далее циклы повторяются. Есть театры с более благополучной ситуацией, есть с менее благополучной. Взять, например, Уссурийский городской театр. Я хорошо знаю этот театр, и помню, какие тяжелые времена он переживал. В свое время в зале было, как говорят, три сестры и пожарный дядя Ваня, а на сцене массовка. Сейчас туда очень приятно приходить, там нарядная публика, всегда аншлаги на премьерах. Все дело в том, что в театр пришел молодой, энергичный директор, который хорошо знает свое дело. Он понял, что нужно приглашать интересных режиссеров. Театр сегодня — это режиссура.
- Есть такая необходимость приглашать режиссеров со стороны?
- Считаю, что нужно приглашать. Театр нашего масштаба выпускает в сезон 5-6 премьер. Один режиссер никогда не сделает 5-6 полноценных спектаклей. Это ведь не только репетиционный процесс, но и большая подготовительная работа. Поэтому, если есть, так называемые, очередные режиссеры, как скажем, у нас в Театре молодежи, это очень хорошо. Но, сегодня эта профессия в дефиците. Очередных режиссеров не хватает и, как правило, приглашают специалистов из других городов и регионов. Это интересно просто даже с точки зрения наблюдения за разными школами. Только нужно приглашать талантливых режиссеров.
- А где же местные кадры, выпускники Академии искусств?
- Последний выпуск на режиссерском отделении Академии был в 2003 году. Уже 11 лет назад. Было всего пять выпускников.
- А почему такие маленькие наборы? Непопулярная профессия?
- Причин много. Не так много людей идет в режиссуру, не хватает и педагогов. Это безумно сложная профессия, мало с чем сравнимая по своему напряжению.
- Можно сказать, что во владивостокских и приморских театрах наблюдается период застоя?
- Нет, это не так. Как я уже сказала, очень интересно работает Уссурийский театр. Чрезвычайно интересен главный режиссер Театра ТОФ Станислав Мальцев, за творчеством которого я пристально слежу. Есть ряд любопытных спектаклей в Академическом театре имени Горького.
- А нет такого ощущения, что мы здесь варимся в собственном соку и не поспеваем за театральными трендами, новыми веяниями?
- Непростой вопрос. Если проследить за тем, что происходит в, так называемом, авангардном театре, могу сказать — рада, что мы не идем по этому пути. Не думайте, что я старомодна. Я принимаю новые веяния, эксперименты в театре. Но зачастую сегодня ставят, например, классику не потому что хотят сказать что-то новое, а потому что руководствуются только желанием поставить иначе, не так как все. Вот с таким подходом я не согласна.
- Сейчас какие новации вы наблюдаете в театрах Владивостока?
- Если говорить о последних сезонах, с моей точки зрения, в театре Горького был замечательный спектакль, который поставил приглашенный режиссер. Я говорю о спектакле "Несколько дней из жизни Мордасова" по повести Достоевского "Дядюшкин сон". Очень интересные и современные подходы, неожиданные воплощения актеров. Крайне любопытная работа. При этом, возьмем "Поминальную молитву", которая ставится уже более десяти сезонов, и увидим, что до сих пор в зале аншлаг. Это большой успех для периферии. Поэтому не обязательно всегда должны присутствовать какие-то новшества. Людям нравится и то, что просто хорошо и интересно сделано.
- Должен ли театр вести публику за собой, поднимать уровень зрителя? Получается ли это делать нашим театрам?
- Однозначно должен вести зрителя за собой. Получается или нет — другой вопрос. Не всегда. Работать с современной публикой очень непросто. Современную публику, с моей точки зрения, абсолютно испортило нынешнее телевидение — бесконечные жуткие сериалы, "кривые зеркала", "аншлаги" - список можно продолжать очень долго. Поэтому зритель, к сожалению, идет скорее на плохую комедию, чем на Достоевского. И еще не могу не сказать, что вкусы людей испортила антреприза. Это настоящее бедствие. Ведь, как правило, привозят спектакли с очень низким уровнем драматургии. А билеты стоят заоблачных денег. Несмотря на все происходящее, считаю, театрам необходимо стараться вести зрителя за собой.
- Что необходимо делать? Какие на ваш взгляд есть рецепты?
- Рецепт один — хорошая драматургия и хорошая режиссура. Играть в наших театрах есть кому. Актерский состав сильный.
- Вопрос, связанный с театральным факультетом Академии искусств. Не кажется ли вам, что повторится история с факультетом журналистики бывшего ДВГУ?
- Хочется постучать по дереву, чтобы не сбылись мрачные прогнозы. Журфак ДВГУ — это моя боль. Преподаю там уже более 20 лет и планирую завершить эту деятельность, потому что, с моей точки зрения, факультет просто уничтожен. Нет никаких признаков, во всяком случае сейчас, что театральный факультет Академии прекратит свое существование.
- Поговорим о самом большом нашем театре — Театре оперы и балета. Каково ваше отношение к нему и удалось ли что-то посмотреть?
- Я смотрела почти все, что там шло. Как не радоваться, что в нашем городе появился Театр оперы и балета? Безусловно, это поднимает статус города, его культурный престиж. Конечно, проблем в этом театре пока больше, чем достижений. Начнем с того, что сейчас он официально закрыт по причине того, что не сдан до сих пор в эксплуатацию. Что касается постановок, которые удалось посмотреть, на мой взгляд, премьера "Онегина" была неудачной. А вот на концертах симфонического оркестра я получила огромное удовольствие. С нетерпением жду двух опер в постановке Ефима Звеняцкого. Понятно, что зрители первый год, как говорится, "ходят на здание". Посмотреть новую сцену, зрительный зал. Мне нравится зал. Считаю, что сцена очень потрясающая. Сцена театра Горького — десятая часть от площадки театра оперы и балета. При этом, у нас даже нет таких специалистов, кто мог бы освоить эту сцену в полной мере. Это тоже одна из проблем.
- Нужен Владивостоку и Приморью театр оперы и балета в таком виде, в котором его представляют?
- Сейчас, конечно, идет перебор с рекламой. По-моему, это уже просто безвкусица, когда проезжает один автобус с рекламой колбасы, а на другом — портрет художественного руководителя театра.
- Недавно прошло очередное заседание экспертного совета по культуре, где шло голосование по кандидатурам на должности руководителей театров. На мой взгляд, на заседании прозвучало совершено жуткое слово - "безальтернативно". Не считаете, что это плохо для города?
- Это, конечно, не катастрофа, но и хорошего мало. Правда, никто альтернативных кандидатур не выдвигает. Было бы хорошо, если бы какой-то режиссер, например, из Хабаровска рекомендовал свою кандидатуру, из Саратова, да откуда угодно. Все нынешние руководители наших театров и сами понимают глупость такой ситуации, когда проводится безальтернативное голосование.
- Как вы относитесь к самодеятельным театрам и хотелось бы, чтобы их было больше?
- Конечно! В советское время они назывались народными. Какой у нас был замечательный народный театр на Радиоприборе. Они порой работали с таким сложным материалом. И сейчас есть ряд интересных коллективов. Пусть их будет больше.
- Может ли на базе Театра молодежи возникнуть некая лабораторная площадка для какого-то нового театра?
- Непростой вопрос. Лабораторный театр предполагает очень небольшое количество зрителей. Очевидно, это должна быть малая сцена. Не думаю, что кто-то может или хочет этому препятствовать. Департамент культуры, по-моему, тоже заинтересован в появлении новых интересных спектаклей.
- Как вы оцениваете призыв властей оценивать театры по их эффективности?
- Я не очень понимаю, что такое эффективность театра. Вероятно, имеется ввиду количество премьер, количество зрителей, эффективность выполнения бюджета. Я этого всего не понимаю. Для меня существуют понятия репертуарной политики театра и наличия хороших спектаклей. В этом я вижу эффективность.
- Вы по-прежнему остаетесь единственным театральным критиком в Приморье. Почему молодежь не стремится работать в этом жанре?
- Во-первых, жанр очень непростой. Покойный Виталий Вульф говорил, что журналисты, пишущие о театре делятся на две категории — театральные журналисты и театральные критики. Театральных журналистов, делающих репортажи с премьер, интервью с актерами и режиссерами, много. А профессиональную рецензию и читать-то непросто. Все же надо, чтобы человек был компетентен в вопросах театра, хотя писать необходимо для широкого круга, не злоупотребляя терминологией.
- А театры заинтересованы в критике?
- Да. Прежде всего, театру необходим профессиональный глаз со стороны. Ведь раньше ждали рецензий в газетах. Русский театр был воспитан в такой традиции, и критика была очень мощная. А сейчас рецензии никто из местных СМИ не публикует. Очевидно, необходимо переориентироваться на интернет-издания. Мне уже поздно это делать. Возможно, этим займется кто-то из молодых.
- В завершении хотел бы снова вернуться к вопросу о зрительской аудитории. Как воспитывать молодежь и прививать вкус к театру?
- К сожалению, работать с молодежью необходимо не только в этом направлении. Интерес угасает не только к театру, проблем хватает и в других областях. С моей точки зрения, молодежной политике в государстве просто нет. Коль уж мы заговорили о воспитании и, пользуясь тем, что мы встречаемся накануне Международного дня театра, не могу не сказать о двух крупных городских событиях. Впервые в истории Владивостока мы открываем две мемориальные доски в память о наших актерах. Первая посвящена памяти Андрея Александровича Присяжнюка, бывшего в течении многих лет единственным на Дальнем Востоке народным артистом Советского Союза. Вторая — в память замечательному артисту Вадиму Яновичу Мялку. Это действительно грандиозные события. Я очень этому рада.
- С какими словами вы бы обратились к владивостокской публике?
- Я бы повторила слова Белинского: "Идите в театр и умрите в нем" (улыбается). Умирать в нем, конечно, не надо, но идти необходимо, потому что никакое кино и телевидение не заменят его. Никакой другой вид искусства вам не даст живого сиюминутного общения, которое возникает между актером и зрителем.