О том, как более тесно "привязать" Дальний Восток к европейской части России, говорили участники семинара на тему "О путях ускоренного развития Дальнего Востока России", который прошел в Законодательном собрании Приморского края. Мероприятие провел председатель краевого парламента Виктор Горчаков, сообщили в пресс-службе Законодательного собрания Приморского края РИА PrimaMedia.
В семинаре приняли участие известные дальневосточные ученые, экономисты, руководители крупных организаций. С докладом перед собравшимися выступил директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин. "Владение Тихоокеанской Россией сегодня рассматривается как непременное условие пребывания нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, - отметил он. – Во-первых, Дальний Восток имеет огромное стратегическое значение для России. Во-вторых, регион имеет большое значение для социально-экономического развития всей страны. При этом в Тихоокеанской России существуют в большом количестве экономические, социальные и культурные проблемы. Кроме того, остается угроза потерять эту значительную территорию. В то же время, чтобы развивать Дальний Восток, нужны огромные средства. И это становится серьезной обузой для бюджета страны".
По словам Виктора Ларина, необходимо обеспечить комплексное развитие региона, увеличить население и более тесно "привязать" Дальний Восток к европейской части России.
Уже предпринят целый ряд мер для развития региона: увеличены объемы внешней торговли со странами АТР, проведен саммит АТЭС, создается инфраструктура Владивостока, проложен газопровод с Сахалина в Приморье, строится нефтепровод ВСТО-2. В то же время, сохраняется экономическое отставание Дальнего Востока от соседних стран и европейской части России, продолжается отток населения.
"Развитие Тихоокеанской России – не экономический, а стратегический проект, - отметил Виктор Ларин. – И он должен быть основан не на экономических, а на геополитических подходах и решениях. Нужно признать, что расходы государства на содержание региона могут быть компенсированы лишь частично. Необходимо зональное развитие Дальнего Востока. В будущем регион должен превратиться в конкурентоспособную экономическую территорию. При этом стоит признать, что Тихоокеанская Россия – это часть азиатского, а не европейского пространства".
Как считает Виктор Ларин, главная задача государства – обеспечить комфортные условия для проживания людей на Дальнем Востоке России.
Начальник правового управления Законодательного Собрания Ирина Володина сообщила о проекте федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона", который разрабатывается в Совете Федерации.
"Разработчики законопроекта предполагают, что государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется с помощью особого налогового режима", - отметила Ирина Володина. Так же предполагается установить особые бюджетные отношения, создать особые экономические зоны. Для развития Дальнего Востока необходимо государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере. Предполагается регулирование тарифной и ценовой политики в регионе, создание развитого промышленного комплекса, транспортной инфраструктуры.
Ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванецрассказал о своем взгляде на развитие региона. "Разве капитализация интеллектуальных ресурсов не может быть точкой роста? – задал он вопрос. - Мне кажется, что ДВФУ – самая активная точка роста, опережающая в развитии многие другие проекты на Дальнем Востоке. Это даже лучше, чем строительство любого завода, куда можно набрать две тысячи профессионалов и все. А к нам в университет каждый год приходят несколько тысяч человек.
ДВФУ – это точка роста, через которую проходят молодые перспективные люди. При этом университет имеет большой потенциал для дальнейшего развития".
О возможностях Транссиба - главной связующей магистрали между Дальним Востоком и европейской частью России - рассказал заместитель гендиректора "Востокцемента" по железнодорожному транспорту Валерий Тарабаров: "Сейчас на развитие Транссиба и БАМа выделены значительные средства. Главная железнодорожная магистраль, в первую очередь, дает возможность доставлять грузы к морским портам Дальнего Востока. Это, в основном, сырье: уголь, металл, лес. Сейчас предложений больше, чем возможностей доставить эти грузы, то есть спрос превышает возможности железной дороги. Транссиб необходимо развивать! Сегодня не хватает транспортного потенциала для удовлетворения потребностей в грузоперевозках".
Профессор ДВФУ Виктор Белкинсчитает, что главным препятствием на пути развития Дальнего Востока России стали административные барьеры. "Пока мы их не сломим, быстрого развития экономики ожидать не приходится, - сказал он. – Это позволит ускоренно развивать малый и средний бизнес. На Дальнем Востоке могут развиваться, по моему мнению, в первую очередь, сырьевые секторы экономики. В ближайшие годы мы от этого не уйдем – это главный источник накопления и потребления. Помимо этого, необходимо развивать транспорт, энергетику, оборонная промышленность, судоремонт и судостроение, аэрокосмический и строительный комплексы. Из новых производств имеет перспективу сборка автомобилей.
Важно, чтобы к производству был плановый государственный подход, тогда и будет развитие".
"В последние годы власть очень много делает для развития российского Дальнего Востока, - сказал директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – Главное, создается инфраструктура. В то же время, нужно отметить незавидное состояние дальневосточной экономики: у нас есть устаревшие фонды, и нет квалифицированных кадров. На предприятиях много заказов, но их некому делать! А в новом федеральном законе о развитии Дальнего Востока, на мой взгляд, должен быть отражен главный измеритель – качество жизни населения. Сейчас он ниже, чем в среднем по России.
Нужно сделать так, чтобы налогов мы платили меньше, а качество жизни было выше".
"Для развития Дальнего Востока в ближайший период основную роль будут играть геополитические факторы, а не экономические, - отметил директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН Петр Бакланов. – Мы на Востоке контактируем с крупнейшими странами мира: здесь граница с Соединенными Штатами, с Китаем, с Японией, с двумя Кореями. Поэтому, преследуя геополитические интересы, государству нужно делать в регион очень большие вложения. Есть фактор, который может стать миной замедленного действия: разность социально-экономических параметров между Тихоокеанской Россией и соседними странами, в том числе численность населения, которую нам необходимо увеличивать. Это элементы геополитических контрастов, и они могут негативно сказаться в будущем".
Председатель краевого парламента Виктор Горчаковпоблагодарил тех, кто принял участие в семинаре, за большую заинтересованность, проявленную к обсуждаемому вопросу.
По его словам, все мнения ученых и представителей крупных организаций Приморья будут обобщены и учтены в дальнейшей работе.
"В прошлом году Президент России и премьер-министр провели ряд совещаний, на которых шла речь о путях развития Дальнего Востока. Хотел бы отметить большое значение, которое имеет заявление Владимира Путина о том, что развитие региона становится национальной идеей, - сказал Виктор Горчаков. - Сегодня мне было интересно услышать оценку от людей, которые непосредственно занимаются различными аспектами этой деятельности. От нас ждут новых идей о том, что нужно делать и как это реализовывать".