Мест, куда человек может прийти и просто посидеть и чем-то позаниматься, поиграть в настольные игры, с кем-то познакомиться, во Владивостоке очень мало. Обычно все ходят куда-нибудь компаниями, но бизнесу такое положение дел не интересно. Об этом, а также о формате антикафе, "перезагрузке" и проблемах развития в ходе прямого эфира PrimaMediaLIVE рассказал совладелец антикафе "Отдел Культуры" Дмитрий Богачев.
- Антикафе "Отдел Культуры" было первым кафе такого формата во Владивостоке. Что изменилось спустя несколько лет?
- Недавно нам исполнилось два года. За это время сменилось три состава владельцев. Первоначально антикафе было ориентировано на школьников и студентов, сейчас же почти все студенты переехали в кампус на Русском острове, и наша целевая аудитория изменилась. Теперь это выпускники и молодые специалисты. В данный момент ДВФУ хочет открыть антикафе на территории кампуса, но мы пока не готовы принять их условия.
Еще одно изменение заключается в том, что мы подняли планку. Тариф "2 рубля в минуту" держался до лета. Конечно, с одной стороны, мы должны предлагать больше контента за те же деньги, но с другой сама ориентация на другую аудиторию обязывает нас поднимать тарифы. Многие до сих пор не знают о нас, удивляются, почему час пребывания стоит всего 120 рублей, тогда как в любом кафе люди тратят намного больше денег за меньшее время.
- Почему бы не закрыть антикафе в центре города и перенести его в кампус ДВФУ?
- В ДВФУ много мест, где можно просто посидеть. И я понимаю, что студентам будет просто неинтересно идти куда-то и платить за это деньги. В Москве, например, антикафе пользуются меньшим спросом. Когда они только открывались, у людей был интерес, они шли посмотреть на что-то новое. Но сейчас наблюдается спад интереса к заведениям такого формата.
- Сколько времени уйдет на перезагрузку?
- Кардинально мы планируем измениться к лету. До этого у меня не было опыта ведения подобного бизнеса, поэтому какое-то время ушло на то, чтобы разобраться в деталях, и понять, чего же я хочу. Теперь надо брать и делать. В первую очередь антикафе ждет изменение внешнего облика. Формат останется тем же самым – люди будут платить деньги за проведенное время.
- Предоставляете ли вы корпоративные услуги?
- Вообще, таких услуг у нас нет, но если поступает запрос, мы его обрабатываем и предоставляем комплексное предложение, а не просто зал в аренду. У нас есть хорошее оборудование, и многие серьезные компании его используют. В последнее время у нас собираются игроки в брейн.
- Многие говорят, что антикафе - это место встречи друзей. Как ведется работа по привлечению новых посетителей?
- Проблема в том, что сложившийся коллектив не пускает к себе новых людей. Сейчас антикафе - это то место, где хорошо собираться компаниями. Приходят два человека и им есть чем заняться, приходит один человек и не знает, куда себя деть. Вот это мне и хотелось бы изменить. Сейчас очень мало мест, куда человек может прийти и с кем-то познакомится, пообщаться. Компанией всегда есть куда сходить, те же бары, кино, бильярд. Но что делать "одиночкам? Я вижу, что посетители антикафе - люди интересные сами по себе, но если они приходят одни - никто не пытается вовлечь их в какую-то деятельность.
- В вашем заведении часто проходят лекции, квартирники и другие развлекательные мероприятия. Как часто к вам обращаются, например, молодые музыканты с просьбой выступить в антикафе? Можно ли сказать, что вы являетесь альтернативной площадкой для вступления молодых коллективов?
- Музыканты часто сами к нам обращаются, но бывает, что и мы находим какие-то группы. Периодически зал берут в аренду для проведения мероприятий. Мы планируем раз в неделю организовывать квартирники. Ольга Аристова проводила у нас свой поэтический вечер, я даже не думал, что это вызовет такой ажиотаж. В конце осени мы вместе с группой "Вассаби" организовали проект помощи детским домам, и половину всей прибыли отдали на благотворительность.
- Как часто обновляется меню игр, какие новшества нас ожидают? Может быть, появится новое меню?
- Пора вводить что-то съедобное, людей надо кормить, а у нас только печенье и чай. В последнее время много обращений от людей, которые делают домашнюю выпечку. Но формат от этого не меняется- человек платит только за время. Из игр у нас есть Guitar Hero, Play station X-box, есть настольные игры. "МосИгра" наш давний партнер. Я очень люблю настольные игры, и новинки, которые появляются в магазинах, всегда стараюсь покупать.
- Какие из настольных игр пользуются большей популярностью?
- В лидерах, конечно же, монополия и карточная игра манчкин. Зачастую берут шахматы, шашки. Культура настольных игр у нас не развита, но есть люди, которые разбираются в играх, что-то рекомендуют другим.
- Сколько антикафе без ущерба друг для друга может работать во Владивостоке?
- Если будет несколько антикафе, конечно, между ними будет конкуренция. Но если это будут разные по направленности и аудитории кафе, то, думаю, два или три вполне могут сосуществовать.
- Вы сотрудничаете с антикафе в других городах?
- Конечно, я периодически переписываюсь с представителями других антикафе. Люди готовы делиться с тобой опытом, что-то рассказывать, советовать. У нас и проблемы похожие: аренда, налоги и прочее. В Ростове-на-Дону есть антикафе "Улей". Они всегда готовы поделиться своими идеями, удачными мероприятиями.
Вообще, все антикафе очень разные, у каждого свои особенности и реализация самой идеи антикафе: от компьютерного клуба, где ты платишь за время, до домашнего кинотеатра. В Москве, например, очень много заведений совершенно разного формата, и то, что происходит у нас, то, что мы делаем - это не копирование западного формата, а поиск своего.
- Каким требованиям должно соответствовать антикафе, чтобы получить такое название? Только ли это плата за проведенное время?
- Первое антикафе "Гнездо" появилось в Москве. За рубежом эта идея - платить за время реализована слабо. В кафе вы садитесь за столик, или за барную стойку и платите за еду или напитки, а в антикафе вы платите не за меню, а за время, проведенное здесь. Именно этого принципа мы и придерживаемся.
- Не считаете ли вы, что ваше заведение слепо копирует такие антикафе как "Циферблат" или "Бабочки" ?
- Если вы посмотрите фотографии интерьеров антикафе по всей стране, то поймете, что все они закупались в IKEA. Проект и создавался как копирование таких антикафе, как "Циферблат". Сейчас постепенно мы меняем формат и в будущем мы не будем похожи на другие антикафе.
- Не задумываетесь о продаже антикафе?
- Нет. Такие мысли возникали, когда мы только купили бизнес, мы не понимали, что это и как эти заниматься. Сейчас антикафе выходит на новый уровень, и мыслей о продаже нет. Хочется развивать наше детище, вкладывать в него силы, новые идеи. Хочется чтобы оно превратилось в заведение иного формата.