Постановка оставила двойственные впечатления. Первое действие воспринималось, скорее, как кичливый трэш-акт (от английского trash - "мусор"): пятеро дам разной степени потрепанности - от авторши проходных дамских романчиков и светской куртизанки до монахини - собираются в сельской глуши, дабы устроить суд над коварным обольстителем Дон Жуаном. Все это происходит на фоне чуши о дохлых павлинах, прыгающего на батуте Сганареля, периодически натягиваемых на голову юбок, призванных символизировать сам процесс обольщения.
Вместо ожидаемого суда Дон Жуан, похожий на молодого Игоря ТАЛЬКОВА - с тесемочкой на вьющихся волосах, в белой рубахе и драных джинсах, всячески издевается над бедными женщинами: каждая надеется, что уж ее-то герой-любовник запомнил на всю оставшуюся жизнь. Этого, разумеется, не случилось: как выясняется чуть позже, женщин по всему миру у Жуана было больше восьми тысяч, и нашим новоявленным судьям здесь ничего не светит - он с легкостью обманывает их. Да, он рассказывает вполне достоверные истории их встреч и знакомств, но только лишь потому, что познал женскую душу до такой степени, что может после одного лишь взгляда рассказать каждой именно то, что она так жаждет от него услышать. На то он и совратитель, бессовестный обманщик, циник и эгоист, срывающий плоды их доверчивости, как яблоки с дерева, но мечтающий попробовать все плоды, все губы мира. Периодически Дон Жуан тоже скачет на батуте, прыгает с кровати на кровать и подманивает женщин разноцветными тряпками под периодические выкрики "Жетэйм!" (франц. - "я люблю"). Они же и рады.
Однако под страхом кары в виде пожизненного заключения в Бастилии Дон Жуан должен жениться на без памяти влюбленной в него малышке Анжелике, племяннице герцогини - зачинщицы всего этого беспредела. И вот тут начинается самое интересное. Второе действие напоминает первое весьма отдаленно, порою даже кажется, что начался совсем другой спектакль. Анжелика пытается объяснить Дон Жуану, что такое любовь - без любви ей, видите ли, и такой муж, как сам знаменитый Дон, не нужен. Жуану же любовь не знакома в принципе - он даже не знает, что это такое. "Любовь - это Бог!", - говорит Анжелика. "Дальше", - отвечает ей Дон Жуан.
По мере приближения финала, который заранее отрекомендован как "неожиданный", ситуация начинает меняться. Дон Жуан, доселе времени не подвластный, начинает стареть и терять силы. Зритель, заинтригованный такой неожиданной переменой с величайшим любовником, узнает, что причиной тому - странная встреча с братом Анжелики, случившаяся за пять месяцев и двадцать восемь дней до происходящих событий. Имела место быть дуэль, на которой юный шевалье покончил с собой, пронзив себя шпагой Дон Жуана. Почему? Да потому что "бешеных псов убивают".
Все дело в том, что шевалье почувствовал в себе такой силы чувство к Дон Жуану, что ему стало понятно: пройдет время, и он, мучимый безответностью, навредит ему, "будет бросаться на него, кусаться". Совсем как самый лучший пес на свете, буквально влюбленный в шевалье и Анжелику еще в бытность их детьми, - эту трогательную историю молодой дворянин тоже успел рассказать Дон Жуану перед смертью. "Бог не дал мне любви, когда она была так нужна, а тебе дал в избытке, но тебе она ни к чему", - сказал шевалье на прощание своему возлюбленному. Одного не понял юнец: чувство его не было безответным. С ним Дон Жуан нашел бы и счастье, и любовь, но... Шевалье уже мертв, а Анжелика вовсе не хочет видеть рядом с собой нового Дон Жуана - человека, желающего ей счастья, человека, который надеется со временем полюбить ее и быть ей верным.
Да и никому такой Дон Жуан не нужен, его бывшие жертвы отворачиваются от него, призывая: будь эгоистом, Дон Жуан! Будь счастлив сам! Люби себя, тогда и мы тебя полюбим! Монахиня и вовсе ударяется в крамолу и ересь, утверждая, что никакого Бога нет. Но почему же тогда возникает ощущение, что говорит она не о Боге, играющем с людьми, а о Дон Жуане, игравшем с тысячами женщин? Почему она не смотрит ему в глаза? Да потому, что уверена: Бог есть, и имя ему - любовь.
Напоследок нам скармливают трогательную речь о детстве и мужестве. Мол, когда человек мужественен, он может родиться заново и стать ребенком, обретая свое счастье. "Мужайтесь, Дон Жуан!", - советует ему герцогиня.
Скажем прямо, такой финал "неожиданным" назвать сложно, но не это главное. Свой вклад в вечный спор о природе любви, ее происхождении и взаимности режиссер ВИКТЮК сделал. На самом ли деле только супер-эгоист может сделать кого-то счастливым или для того, чтобы найти свою, настоящую любовь, ее нужно сначала потерять, каждый, вероятно, решит сам. Однако, судя по овации, устроенной Дон Жуану и герцогине, свои сторонники есть у каждой точки зрения. Актерская игра до восторженных конвульсий не доводит, но и нареканий не вызывает. Сам Дон Жуан вообще красавец со всех сторон, разве что Сганарель получился недостаточно ярким.
"Последняя любовь Дон Жуана" - вполне яркое и очень пластичное зрелище, хотя любители скабрезностей, наслышанные о смелых постановках Виктюка, могли остаться и разочарованными - дальше обнаженных бедер и вполне приличных корсетов дело не зашло. И пусть особых откровений эта "последняя любовь" не принесла, зрители расходились вполне довольные увиденным. Возможно, кто-то, как и автор, прислушивался к своему внутреннему эгоисту: чего тебе еще нужно? Ищешь ли ты любовь?