Бум стартапов наблюдается в последнее время во Владивостоке, молодые люди пробуют себя в бизнесе. Социальные сети пестрят страничками с продукцией начинающих бизнесменов. Одна из таких страничек принадлежит Ярославу Каменецкому и Наталье Чесалиной. Ребята открыли небезызвестный во Владивостоке онлайн-магазин футболок Eleven T-Shorts. Как им пришла в голову данная идея, почему в краевой столице невозможно найти оригинальные вещи и как решить проблемы доставки почтой России, они рассказали в эфире PrimаMediaLIVE.
- Как вы считаете, можно ли ваш проект называть стартапом в полном смысле этого слова?
Наталья Чесалина: Стартап – это очень громкое и модное слово. Мы просто в какой-то момент решили, что людям хотелось бы носить оригинальные футболки, закупили первую партию и сделали свой сайт.
- Как вы пришли к этой идее?
Ярослав Каменецкий: Началось все с того, что мы искали футболки для себя, но не смогли найти ничего подходящего в магазинах города.
Наталья Чесалина: Мы поняли, что если ты хочешь одеться как-то по-особенному, то во Владивостоке у тебя это вряд ли получится. Чаще всего ты просто не можешь выбрать ничего подходящего для себя.
Здесь, конечно, есть неплохие вещи, но, выйдя в них на улицу, ты обязательно встретишь людей, одетых так же, как ты. Тебе просто не удастся выделиться.
Оказалось, что с такой проблемой сталкиваются и другие люди. Так к нам пришла в голову идея открыть онлайн-магазин футболок.
- Как вы оцениваете ситуацию с онлайн-торговлей во Владивостоке? Появились ли у вас конкуренты?
Ярослав Каменецкий: Конкуренты были всегда. Одни налаживают производство, печатая на футболках картинки, которые они нашли в Интернете или придумали сами, другие рисуют акрилом. Наша же идея состояла именно в том, чтобы привозить футболки в одном экземпляре. Такого раньше не было, и это стало нашей "фишкой".
- Каковы, на ваш взгляд, проблемы развития молодежного бизнеса?
Ярослав Каменецкий: Проблемы появляются, когда ты начинаешь их выдумывать. Мне кажется, надо просто брать и делать то, что ты хочешь.
Не нужно начинать свое дело с размышлений о проблемах, потому что невозможно предвидеть все.
- Вы никогда не хотели к простой перепродаже футболок добавить печать собственных принтов?
Наталья Чесалина: Для нас это принципиально. Если дизайнер сделал принт, то мы не имеем права скачивать его из Интернета и печатать на футболках и, уж тем более, потом продавать. Фактически это плагиат.
Ярослав Каменецкий: Сотрудничать с дизайнерами тоже нерентабельно, так как вряд ли кто-то будет долго создавать красивый принт, чтобы потом напечатать его на одной футболке и забыть о нем, получив за это всего 500 рублей. Кому захочется делать что-то интересное и необычное за такую плату?
- Вас никогда не обвиняли в том, что вы просто перепродаете созданные кем-то вещи?
Ярослав Каменецкий: Обвиняли, конечно.
Наталья Чесалина: Россия – страна упреков. Мы живем в этой стране, мы готовы к этому.
Ярослав Каменецкий: Главное, что есть люди, которые покупают наши футболки, им все нравится. Для них мы и работаем.
- Что была за история с доставкой ваших заказов почтой России?
Ярослав Каменецкий: У нас ежегодно происходят истории с доставкой по почте. Дело в том, что посылки постоянно задерживают, а порой они просто не доходят. Мы заказали пять посылок в один день. Одна пришла через месяц, вторая через три месяца. На данный момент прошло уже семь месяцев, оставшиеся три до сих пор где-то в пути.
- Вы как-то их отслеживаете?
Ярослав Каменецкий: Мы переписываемся с поставщиками, но они не могут отследить посылку на территории России. Можно запросить только возврат товара, но это займет около полугода.
- Вы планируете открывать оффлайн-магазин?
Наталья Чесалина: Искренне этого хотим, но мы пока не готовы.
Ярослав Каменецкий: Открытие магазина подразумевает множество затрат, из-за этого придется поднимать цены на футболки. Это нас и останавливает. Нам кажется, что нынешняя цена оптимальна.
- Сколько сейчас стоит ваша футболка?
Наталья Чесалина: Стоимость колеблется от 700 до 1000 рублей. Мы не хотим делать их дороже.
Мало кто станет платить больше тысячи за футболку.
- Какая должна быть бизнес-модель магазина, чтобы платить за место и при этом получать прибыль?
Ярослав Каменецкий: У нас есть идеи на этот счет, но мы пока о них умолчим. Мне кажется, до открытия это должно оставаться нашим секретом. Скажу одно: должен быть поток клиентов. Он есть и сейчас. Ярмарки, которые проходят в городе, показывают, что клиенты есть, и они готовы покупать наши футболки.
- Кстати, об этих ярмарках и маркетах. Каково ваше отношение к ним?
Наталья Чесалина: Мы участвуем в них с самого первого Creative Spot. И мы благодарны организаторам. Туда приходят интересные люди, много знакомств. Это действительно хорошая теплая атмосфера.
- Как, по вашему мнению, эти ярмарки влияют на развитие молодежи и культурную среду города?
Ярослав Каменецкий: По-моему, это событие позволяет объединить людей, которые делают какие-то оригинальные вещи своими руками. И это позволяет жителям города увидеть, что во Владивостоке можно найти что-то интересное, не прибегая к помощи Интернета.
- Вы участвуете в каких-нибудь мероприятиях, которые организовывает управление по делам молодежи Владивостока?
Ярослав Каменецкий: Мы, к сожалению, еще не участвовали в муниципальных мероприятиях.
- Как же так? Молодежь все делает без управления по делам молодежи?
Ярослав Каменецкий: Я не слышал, чтобы управление по делам молодежи предлагало какие-то события. Честно говоря, я никогда не контактировал с ними.
- Почему молодежь активно участвует в спонтанных мероприятиях, которые придумал кто-то неизвестный, но настороженно относится к мероприятиям, организованным администрацией?
Наталья Чесалина: "Управление по делам молодежи" - не самое удачное сочетание слов. Молодежь не любит, когда ею пытаются управлять
Ярослав Каменецкий: Администрация вряд ли может предложить молодежи то, что интересует ее.
- Какую сумму вы потратили на старт проекта, если не секрет? Сколько футболок было в вашей первой партии?
Наталья Чесалина: Точную сумму сейчас сложно припомнить, но она была небольшой. Первая партия - около 20-25 футболок. Мы их очень долго выбирали, очень трепетно относимся к этому вопросу.
Ярослав Каменецкий: Мы горячо спорим, когда не сходимся во мнении по поводу футболки, и чаще всего отказываемся от нее, если она не нравится кому-то из нас.
Кроме того, глядя на принт, мы определяем для себя идеального человека, который одел бы эту футболку.
- У вас много поставщиков? Как вы их находите?
Наталья Чесалина: Мы ищем в Интернете сайты, которые делают поставки в Россию. Выбираем то, что нам нравится и заказываем. В случае задержки посылок связываемся с представителем ресурса.
- Из каких регионов у вас заказывают футболки? Только из Приморского края?
Наталья Чесалина: Нет, из других регионов тоже – Москва, Южно-Сахалинск, например. Такое случается не часто, но случается. В эти моменты мы в ужасе идем на почту России и молимся, чтобы посылка дошла до покупателей.
- Планируете ли вы развиваться за счет доставок по всей России? Или в этом нет необходимости?
Наталья Чесалина: Нет, не планируем.
Иногда даже мы пишем покупателям из Москвы, что им дешевле будет заказать футболку с другого ресурса. Но некоторые люди все-таки предпочитают брать футболки у нас, и это удивительно.
- Из Владивостока уезжать не собираетесь?
Наталья Чесалина: Мы были в Москве, нам предлагали трудоустройство, но мы посчитали интересным пока оставаться тут. Уехать всегда можно.
- Как вы думаете, почему большая часть молодежи старается уехать из города?
Наталья Чесалина: Тут не особенно интересные предложения трудоустройства для молодых людей. Когда они приезжают в Москву учиться, им обязательно предлагают интересную работу. Многие предпочитают оставаться в Москве, потому что там больше возможностей для самореализации.
- Как вы видите себя через пять лет? Вы будете продавать футболки?
Наталья Чесалина: Может и будем. Нам это интересно. То, что мы делаем – это не просто работа, это новые контакты, новые знакомства, постоянное движение. Поэтому пока нет видимых причин для смены рода деятельности.