"Роснефть" пригласила Китай принять участие в нефтехимическом проекте "Восточная нефтехимическая компания" в Приморье. Китайцы могут инвестировать в ВНХК и разделить риски российской компании. Кроме того, участие китайцев даст "Роснефти" гарантии сбыта продукции, в том числе на китайские заправочные станции, сообщает "Газета.ру".
О предложении доли в своем проекте заявил в пятницу глава "Роснефти" Игорь Сечин. По его словам, размер участия китайцев в ВНХК будет обсуждаться в процессе переговоров.
"Мы сделали предложение нашим китайским партнерам в обмен на наше участие в Тяньцзиньском НПЗ, мы готовы рассмотреть наших китайских партнеров в качестве инвесторов ВНХК"
, - пояснил Сечин.
При этом глава "Роснефти" отметил, что потенциальных инвесторов много, но компания решила, что правильно было бы привлечь именно китайских партнеров. Тяньцзинский нефтеперерабатывающий завод - проект Китайско-российской восточной нефтехимической компании (51% принадлежит китайской CNPC, 49% - "Роснефти"). Завод должен быть запущен в 2020 году, его мощность составит 16 млн тонн.
Инвестиции в проект оцениваются в 5 млрд. долларов. На 70% завод будет обеспечиваться российским сырьем, остальное планируется закупать на Ближнем Востоке. Кроме того, планируется строительство в Китае 300 автозаправок, на которые будет поставляться продукция Тяньцзинского НПЗ.
В "Роснефти" не смогли оперативно уточнить, касается ли предложение Игоря Сечина возможного увеличения доли "Роснефти" в Тяньцзинском НПЗ. Однако эксперты полагают, что речь не идет об увеличении доли "Роснефти" в проекте.
"Китай не пойдет ни на уравнивание долей, ни тем более на снижение своей доли ниже 50%, так как это стратегическая отрасль", - полагает аналитик ИК "Велес-Капитал" Василий Танурков.
ВНХК - проект "Роснефти", предусматривающий строительство в Приморском крае предприятия, первая очередь которого будет выпускать полимеры (полиэтилен, полипропилен и т.д.), вторая - автомобильное топливо класса "евро-5" и авиационный керосин, а третья будет перерабатывать газовый конденсат с сахалинских месторождений компании. Первая очередь должна начать работу в 2017 году. В ноябре 2013 года совет директоров "Роснефти" принял решение об увеличении мощности ВНХК с 10 млн до 30 млн тонн в год по перерабатываемому сырью. Решение об увеличении мощности было принято в соответствии с поручением президента Путина по обеспечению нефтепродуктами регионов Дальнего Востока. Объем инвестиций в строительство трех очередей составит 1,3 трлн руб.
"Привлечение китайских инвесторов нужно "Роснефти" не столько из-за каких-то проблем с финансированием проекта, хотя разделение инвестиций с партнерами - распространенная практика, сколько из-за гарантий сбыта, которые могут предоставить китайцы"
, - комментирует аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. По его словам, получив долю в капитале ВНХК, Китай будет заинтересован в том, чтобы максимизировать прибыль компании, и для этого может обеспечить привлекательные условия сбыта.
Прошлой осенью компания "Транснефть" заявила, что у "Роснефти" не хватит сырья для обеспечения ВНХК. По словам вице-президента нефтепроводной монополии Алексея Сапсая, с учетом ВНХК к 2020 году дефицит сырья у "Роснефти" составит 15,9 млн тонн. Пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин тогда же отметил, что, даже если бы "Роснефть" располагала необходимыми объемами нефти, у "Транснефти" не хватит мощностей для их прокачки. По словам Демина, если проект ВНХК будет реализован, потребуются мощности по прокачке 91 млн тонн в год, в то время как максимальная мощность нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), по которому нефть должна поставляться на ВНХК, составляет лишь 80 млн тонн. Также Демин отметил, что проект сам по себе не имеет смысла - Приморскому региону такие объемы нефтепродуктов не нужны, а экспортные перспективы ограничены в связи с тем, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона охотно покупают российскую нефть, но не нефтепродукты. Это связано с тем, что их собственные нефтеперерабатывающие мощности (в первую очередь в Японии и Южной Корее) недозагружены.
Василий Танурков считает, что как раз со сбытом нефтепродуктов в Китай проблем не будет.
"Потенциально Китай - второй крупнейший рынок нефтепродуктов (после США, которые обеспечивают себя сами). КНР будет заинтересована в российских нефтепродуктах, особенно если китайские инвесторы получат долю в ВНХК"
, - считает эксперт.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, строительство Восточного нефтехимического комплекса перенесли обратно в район Пади Елизарова Партизанского района Приморья. Изменения были вызваны поручением президента РФ "О ликвидации дефицита нефтепродуктов в Дальневосточном федеральном округе", в связи с которым крупнейшая российская нефтяная компания ОАО "НК "Роснефть" проработала варианты увеличения мощности реализуемого ею проекта по строительству нефтехимического комплекса в Приморском крае с 10 до 30 млн тонн углеводородного сырья в год.