ВЛАДИВОСТОК, 13 февраля, PrimaMedia. Стремление российских сотовых операторов порадовать инвесторов высокой доходностью на абонента принесло свои плоды. Абонентская база крупнейшего из них — МТС — похудела за январь более чем на 18 000 россиян, а “Вымпелкома” — почти на 420 000, сообщают «Ведомости».
По данным аналитической компании ACM-Consulting, в январе число пользователей сотовой связи (количество используемых sim-карт) в России достигло 152,3 млн, увеличившись по сравнению с декабрем 2006 г. на 0,3%. В конце января МТС обслуживала 33,6% российских абонентов, “Вымпелком” — 31,4%, “Мегафон” — 19,7%. Уровень проникновения сотовой связи в стране вырос до 104,9%.
В январе МТС и “Вымпелком” установили рекорд по чистому оттоку абонентов. Впервые два крупнейших оператора увеличили количество клиентов лишь в Москве (у МТС стало примерно на 60 000 столичных абонентов больше, а у “Вымпелкома” — на 50 000). Во всех остальных регионах страны количество абонентов, списанных в отток, превысило количество вновь подключенных, и в результате компании “ушли в минус”.
Оба оператора прекращают учитывать абонента через шесть месяцев после того, как тот перестает пользоваться платными услугами. Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская связывает большой январский отток с маркетинговыми акциями, нацеленными на повышение лояльности существующих абонентов. В частности, с 1 июля изменились условия акции “Годовой контракт”. Ранее абонент, заключивший контракт с МТС сроком на год, получал 50%-ную скидку на входящие или исходящие звонки (по собственному выбору). Но из-за введения с июля принципа “все входящие — бесплатно” эта скидка снизилась до 15-25%, так что часть абонентов могли отказаться от участия в программе и сменить оператора, предполагает Кохановская.
Менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая объясняет увеличение оттока тем, что в середине года многие абоненты решили сменить тарифный план. Они не стали платить деньги за смену тарифа, а выбросили старую sim-карту и купили новый контракт “Билайна”, оказавшись зачислены и в новые абоненты, и в отток одновременно, предполагает Осадчая. Но абонентами они стали еще в июле, а “мертвыми душами” — лишь сейчас, полгода спустя.
Подключения же к сетям МТС и “Вымпелкома” оставались в январе традиционно высокими, настаивают представители обеих компаний. Их слова подтверждает пресс-секретарь крупнейшего российского продавца сотовых телефонов и контрактов — “Евросети” Очир Манджиков: в прошлом месяце МТС и “Вымпелком” оставались лидерами по новым подключениям в салонах этой компании.
Но в МТС и “Вымпелкоме” и не думают расстраиваться. МТС больше не использует уловки, которые прежде позволяли удерживать “мертвые души” в абонентской базе долее полугода, поскольку не хочет размывать ARPU (средний ежемесячный доход от одного абонента), объясняет Кохановская. “Нам важно не количество, а качество наших абонентов”, — вторит ей Осадчая. “Это закономерное развитие рынка”, — соглашается аналитик J'son & Partners Ирина Астафьева. А ведущий аналитик ИК “Велес Капитал” Илья Федотов считает сокращение абонентов у МТС и “Вымпелкома” даже позитивным фактором — операторы смогут дополнительно повысить ARPU. Рост этого показателя у операторов начался еще в прошлом году: МТС увеличила его в III квартале на 14,7% до $8,6 в месяц, а “Вымпелком” — на 16,2% до такого же уровня.