Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

Министерство образования РФ решило сократить школьных учителей

Министр образования Андрей Фурсенко: дефицит учителей в России – миф
12 февраля 2007, 21:30 Общество
ВЛАДИВОСТОК, 12 февраля, PrimaMedia. Дефицит учителей в России – миф. Мало того, переизбыток школьных педагогов требует немедленного их сокращения. Как сообщают «Новые известия», такое сенсационное заявление сделал министр образования Андрей ФУРСЕНКО. Чиновниками уже принято решение урезать количество бюджетных мест в педагогических вузах. Тем более что их выпускники сами не желают работать в школах. Независимых экспертов такое заявление шокировало. Нехватку кадров в российских школах может не заметить только слепой.

В качестве обоснования сокращению бюджетных мест Андрей Фурсенко привел данные статистики. В среднем на одного учителя в России приходится десять учеников. Есть регионы, где по пять учеников на одного учителя, отметил чиновник. «Если в 1998 году у нас было 22 млн. учащихся, то сегодня 15 млн. При этом количество педагогов почти не уменьшилось. Нагрузка на учителя падает, работы у него становится меньше. В таких условиях дай Бог себя рабочими местами обеспечить», – посетовал Андрей Фурсенко и предложил сократить количество бюджетных мест в педвузах.

Эксперты такое заявление министра назвали абсурдным. «Даже в Москве недостает учителей по некоторым специальностям, – сказал председатель комиссии по образованию Московской городской Думы Евгений Бунимович. – Катастрофически не хватает педагогов по иностранному языку и физкультуре. Первые вполне успешно устраиваются переводчиками. Вторые же идут после выпуска прямиком в различные оздоровительные или спортивные центры и клубы». В крупных городах широко распространен скрытый дефицит педагогов. Многие учителя ведут не одну ставку, а две или три. «Нередко школам не хватает специалистов по обществознанию или культурологии. Проблему недостатка решают достаточно просто: учитель литературы берет на себя кроме своего предмета еще и эти два, – рассказал «НИ» учитель истории московской общеобразовательной школы Александр Баранов. – Работать нормально и вести эти дисциплины он, естественно, не может. Однако проблема дефицита на первый взгляд решена».

Преподавание усложняется переполненностью школ. В Москве и других крупных городах редкость классы численностью менее 30 человек. «Вместе с тем оптимальный норматив – 15 человек. Он принят во всех европейских странах. Когда в классе 30–40 детей качественно обучать невозможно», – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Но даже если в классе всего пять детей, их должны обучать квалифицированные педагоги. «Сейчас один сельский учитель может запросто преподавать несколько дисциплин – историю, географию, биологию, – говорит г-н Комков. – Этого не должно быть. Даже если в школе всего 30 учеников, все равно для каждого предмета должен быть свой учитель. Малокомплектных школ много, но в последние десять лет они закрываются со скоростью 600 учебных заведений в год. Как показывает практика, когда закрывается школа, гибнет все село. Вслед за детьми в город уезжают взрослые. Остаются одни старики. Через 5–7 лет мы можем потерять все малокомплектные школы. Тогда российское село просто исчезнет».

Эксперты отмечают: если сложить потребности в социальной педагогике, работе с трудными детьми, кадрах для ПТУ при сокращении численности классов, то окажется, что в России не только нельзя уменьшать количество учителей, но, наоборот, нужно увеличивать. Увы, вместо того чтобы поощрять молодых учителей чиновники проводят контрмеры. Отсрочка от армии для выпускников педагогических вузов за работу в сельских школах уже не действует. Между тем, утверждают специалисты, работу учителя в деревне можно было бы приравнять к альтернативной воинской службе. По данным соцопросов, этой отсрочкой пользовались 10–15% выпускников вузов. И вот новый удар – сокращение бюджетных мест в педвузах. Аргументы чиновников понятны: сегодня только 40% студентов педагогических вузов становятся учителями. Но дело вовсе не в переизбытке кадров и дефиците вакантных мест. Низкий социальный статус профессии учителя и мизерная зарплата просто отбивают желание у молодых специалистов посвятить свою жизнь детям.

820
43
37