МОСКВА, 5 января, PrimaMedia. В марте в правительство поступит законопроект, который существенным образом изменит порядок государственной регистрации юридических лиц.
Разработчики законопроекта считают, что он нацелен не только на борьбу с рейдерами, но и с недобросовестными владельцами предприятий, сообщает РБК daily.
По действующему закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий», регистрация юридического лица, а также внесение изменений, связанных со сменой его учредителей или руководителей, производится Федеральной налоговой службой (ФНС) в течение пяти дней с момента подачи документов. Отказ в регистрации допускается всего в нескольких случаях, например, из-за непредставления всех документов, которые перечислены в этом законе. Регистрация документов производится автоматически, без проверки их подлинности. Предоставив в органы ФНС подложные решения о смене владельцев и руководителей компаний, мошенники через пять дней могут получить подлинную выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. С этой выпиской рейдеры обращаются в суд и добиваются признания их добросовестными владельцами и топ-менеджерами чужой компании.
В этой связи предлагается увеличить срок рассмотрения документов, поданных на регистрацию в органы ФНС. В частности, до 30 дней увеличивается срок рассмотрения документов в том случае, если меняется наименование предприятия, его местонахождение и размер уставного капитала. Кроме того, регулятор сможет сам решать, сколько дней ему рассматривать документы, связанные с созданием предприятия, сменой его руководства, учредителей, держателей реестра. То есть в случае возникновения сомнений ФНС может спустя пять рабочих дней, отведенных на проверку по закону, приостановить регистрацию и взять дополнительно до 20 дней на более детальную проверку.
С целью проверки достоверности документов, представляемых в ФНС, может быть создана специальная база данных по существующим адресам, поскольку иногда в качестве юридического адреса предприятия указывается несуществующий адрес. Дополнительно будет направляться запрос в компетентные органы с целью подтверждения других сведений. При этом по-прежнему регистратор не будет проводить никакой юридической экспертизы документов. Вдобавок предлагается выделение из федерального бюджета денег на поддержку публичного сайта, где будет размещаться информация о госрегистрации предприятий.
По мнению корпоративных юристов, эффективность мер по сокращению махинаций с подложными документами зависит от объема полномочий, которыми будут наделены сотрудники регистрирующего органа, осуществляющие проверку достоверности представленных сведений.