В творчестве Олега Чубыкина Владивосток занимает далеко не последнее место - город у моря, в котором вырос музыкант, нашел свое отражение в песнях и клипах исполнителя. Бывший лидер легендарной группы "Тандем" не исключает возможности снова жить и работать в Приморье, но только через 20 - 30 лет. Об этом, а также о том, за какой гонорар коллектив может спеть в прежнем составе, почему русскоязычным исполнителям бессмысленно строить какие-либо иллюзии по поводу западного рынка и о роли интернета в концертной деятельности музыкант, автор, исполнитель и саунд-продюсер Олег Чубыкин рассказал во время интервью на PrimaMediaLIVE.
- Олег, с приездом во Владивосток, в Приморский край, на родину.…
- Спасибо большое.
- А для вас Приморье - родина? Или уже, все-таки, место, где вырос?
- Я по-прежнему ощущаю связь с этим местом, для меня это все-таки Родина. Потому что, я, во-первых, езжу достаточно часто с концертами плюс постоянные визиты. У меня мама здесь живет, мы привозим сюда сына на каждое лето. Для меня вообще важно бывать в Приморье, общаться с друзьями, которых очень много. И в моей музыке часто присутствует Владивосток, например, в клипах - "Туристы" или "Сезон для слез". Все это есть, потому, что это мои корни. Море всегда внутри меня.
- Вернуться не было желания?
- В интервью какой-то владивостокской газете 10 лет назад я сказал, что вернусь, когда построят мосты. Теперь, я думаю, что лет через 20-30 можно. Тут очень хорошая, комфортная жизнь. Опять же солнце, природа. У всех друзей где-то дома за городом, и они именно для жизни. С точки зрения простого человека – Владивосток гораздо лучше, чем Москва, где толкаются локтями, зарабатывают деньги, ужасная экология. Есть, конечно, свои плюсы. Тем более, для артиста. Но если ты хочешь жить просто себе в кайф, то Владивосток – один из лучших городов.
- Насколько реально местному музыканту пробиться на общероссийский уровень?
- Вообще нереально. Именно поэтому мы группой "Тандем" 10 лет назад уехали в Москву. Во Владивостоке, конечно, была своя сцена, даже вокруг этого существовала какая-то музыкальная индустрия. Удивительный факт, но у нас была, допустим, газета "Нео", музыкальная, которая писала о местной сцене. А сейчас во всей России нет специализированного музыкального издания. Может быть, Rolling Stone, и то он больше про live style. А тогда был глянец, была радиостанция, которая крутила местную группу, был фестиваль. Целая индустрия.
- Но все уехали, разбежались, и ничего не стало?
- Немного не так, просто все стало иначе. Пришло русское радио. В широком смысле – появились московские радиостанции, которые задавили форматом. И, естественно, у музыкантов исчезла площадка, чтобы продвигать свое творчество. Тогда стало понятно, что скоро все это закончится. И даже если ты хочешь быть известным в Нижнем Новгороде, все равно надо ехать в Москву.
- Как вы считаете, интернет помогает раскрутке?
- Конечно, это мощная площадка. Тем более, появилось целое поколение артистов, которые совершенно никому неизвестны, и они собирают аудиторию. Молодежь сидит в социальных сетях, они через эту площадку себя рекламируют. Но с другой стороны, больше предложений – меньше покупателей. Потому, что высокая конкуренция, любой человек может записать песню, выложить ее в интернет и стать звездой на полгода. Здесь есть свои плюсы и минусы. Мне кажется, что заниматься концертным бизнесом сейчас даже становится легче, потому что любой клуб может собрать какую-то аудиторию подписчиков в интернете и таким образом бесплатно рекламировать свои концерты.
- Сейчас можно вообще зарабатывать продажами в интернете?
- Есть некий оптимизм, хотя я сам не очень понимаю, с чем он связан. Сразу две компании захотели купить мой новый альбом, причем предлагали аванс. Я одну из них выбрал. Первое музыкальное издательство. Мне кажется, что все надеются, что с появлением iTunes начнутся какие-то продажи.
- А как вы относитесь к музыкальному пиратству? Выложил новую музыку сегодня, а завтра она уже всех...
- Двояко отношусь. Я не занимаюсь тем, что выискиваю тех, кто выкладывает мою музыку. Понятно, что с ними бесполезно бороться. Все мы слушаем и смотрим в интернете. Но, с другой стороны, мне кажется, что они должны делать какой-то респект музыкантам. Это огромная рекламная площадка. Сделайте возможность, чтобы музыканты, на чьей музыке вы, фактически, зарабатываете, тоже хоть что-то получали. Я не знаю, хорошо пиратство или плохо. Но если публика не будет платить деньги, ходить на концерты, покупать пластинки, тогда и музыки будет меньше, она будет более низкого качества потому, что все равно это требует вложений. Съемка клипов, запись альбомов. Я не буду давать прогнозы, изменится ситуация или нет. Пока музыкант зарабатывает концертами, конечно, по большей части.
- Если мне не изменяет память, в этом году исполнилось бы 20 лет группе "Тандем"…
- Да, как раз 23 ноября мы будем в Москве в клубе "Бородач" отмечать десятилетие моей сольной деятельности. То есть 10 лет с момента распада группы "Тандем" и заодно 20 лет группе "Тандем". Забавно. Для меня все это, конечно, очень важные вещи. Потому что столько лет вместе с ребятами… Кстати, мой бывший коллега Саша Иванов сейчас, наконец-то, опубликовал свою пластинку в интернете. Он мне прислал послушать, очень классная музыка, и она достаточно кинематографичная.
- Как называется?
- Song writes. Он сейчас уже полный альбом выложил. Там кроме песен есть еще фортепиано, какие-то фрагменты между песнями с шумами, интересно сделанные. Такой саундтрек здоровый будет.
- А вообще в жизни возможно ли хотя бы разовое выступление группы "Тандем"?
- Только за большие деньги. One million dollars…
- Почему это так? Почему не собраться на двадцатилетие, не вспомнить, не спеть?
- Мне сложно ответить. Сегодня как музыкант я могу полностью реализовать какие-то свои творческие желания. Мне кажется, была бы хорошая история, если бы Паша Рыбинов снимал какое-то кино, и мы бы объединились для того, чтобы записать новый альбом "Тандема" как саундтрек к фильму. То есть, если возвращаться, то для чего-то серьезного, а не просто собирать юбилейный концерт.
- Вернемся к сольному творчеству. Почему песни на русском языке? Многие говорят, что для того, чтобы стать где-то еще популярным, с песнями на русском языке ты не пробьешься, как бы ни пытался.
- Назовите мне российских артистов, которые стали популярны за рубежом даже с англоязычными песнями. Единственно, кого я слышал, на Сицилии, на сицилийском радио, это группу "Серебро". Я вам так скажу - я прожил год в Англии, и понял, что совершенно бессмысленно строить какие-то иллюзии по поводу западного рынка, потому что для них это бизнес. Никто тебя не будет пускать, для них это большая статья дохода. Зачем пускать каких-то артистов из России или Восточной Европы? Это совершенно целенаправленная политика. Я думаю, что в Америке, наверное, проще с этим, потому что там страна эмигрантов. Вот, наверное, Илья Лагутенко тратит бешеные деньги на свой промо в США. А ходят при этом на концерт исключительно русские эмигранты. Возможно, в будущем появятся какие-то космополитичные команды. Я для себя давно не ставлю этой цели. У меня с английским все в порядке и иногда дублирую песни на английском языке, и многие из них попадают на радиостанции. В России, мне кажется, сложилась уникальная ситуация. 70% музыки звучит на английском языке на радиостанциях. И мне иногда легче поставить свою песню на английском, чем на русском. Я считаю, что это, на самом деле, безобразие.
- А почему так происходит?
- Мне кажется, это наследие 90-х, какое-то ощущение собственной ущербности.
- Олег, а насколько различается качество музыки в России, и, допустим, в Англии?
- Качество музыки будет зависеть от того, насколько у тебя есть возможность зарабатывать этим. Потому что, понятно - хороший клип, хорошая студия стоят денег. Если у тебя рынок – это весь мир, как у любой английской группы. А на русском языке твоя аудитория - это Россия и постсоветское пространство. Это политика. А что касается русского языка, у меня есть потребность, чтобы меня люди понимали. Чтобы мои песни понимал мой сын, моя жена, мои друзья, моя публика. Поэтому я пишу на русском языке.
- Что-нибудь про молодые владивостокские группы слышали?
- Последняя группа, которую я услышал, была "Мари-Мари". Мы тут заходили на их концерт. И в Москве были на их концерте. Отличная команда. Мне кажется, им надо дальше расти, у них есть первый альбом, в принципе, интересно, забавно. Но мне кажется, они уже немножко повзрослели, им надо сейчас что-то более серьезное сделать. Считаю, "Мари-Мари" - отличная концертная группа.
- Что можете сказать про других рокеров Владивостока конца 90-х, - Панфилова, "Пчелок"? Они сейчас могут сделать что-то еще или все, поезд ушел?
- Ваня Панфилов вернулся во Владивосток и стал самым популярным приморским артистом, он прекрасно себя чувствует. Мне вообще кажется, что это самый большой упущенный коммерческий музыкальный проект в России. Потому, что при вложении хороших денег он мог бы стать серьезной рок-звездой, учитывая харизму и понятность текстов для аудитории. Мы все чудом остались в живых. Всем, кто пережил 90-е – огромный привет. А у ребят из "Пчелок", насколько я знаю, новые проекты. Они недавно, я слышал, собрались для исторического концерта. Здорово.
- А вообще, есть тоска по тем годам, по "New Wave", к примеру?
- Уже, наверное, нет. Потому что, за плечами какой-то кусок жизни в Москве и… Ну, скажем так, я стал часто ездить сюда и ностальгия прекратилась потому, что я здесь бываю. Тут я провожу время с друзьями, поэтому это чувство, как бы ликвидируется гастролями.
- А как вы думаете, в Приморье есть своя музыкальная индустрия, какое-то движение в плане музыки?
- Я так понимаю, недавно был здесь фестиваль "Vladivostok Rocks". И все русские группы находились в тени от привозных команд из Китая, Японии…
- Этот фестиваль, на мой взгляд, являл собой большое промо Ильи Игоревича и сотоварищей.
- Если я соглашусь с вами, то они меня никогда не пригласят на этот фестиваль. Но я все же соглашусь.
- Многие обвиняют музыку Чубыкина в том, что это исключительно фоновая музыка для лифтов. Для больших торговых центров.
- А что такое фоновая музыка? Конечно, если в том смысле, что эта музыка будет играть в ресторане и под нее можно есть – да, можно. Это не "Гражданская оборона". Но с такой оценкой мне трудно согласиться сейчас я выпустил диск и альбом. Для меня вообще музыка – это радость. Изначально, я думаю, музыка возникла как часть религиозного обряда, как некая ритуальная вещь. Она связанна с восприятием космоса. И в музыке есть церковная традиция. Вся европейская музыка вышла, по сути, из церковных краснопений, из молитвы. С одной стороны, в музыке всегда присутствовал полюс чего-то мистического потому, что это то, чего нельзя пощупать. А с другой стороны, когда появился рок-н-ролл – это мистическое соединилось с бунтом подростков, с радостью, с фаном. Для меня эти две важные вещи. Одну я реализую в студии, а другую – на гастролях.
- А вообще в музыке Олег Чубыкин – бунтовщик?
- В каком-то смысле да. Потому, что я позволяю себе делать такие вещи, которые не делает ни один музыкант с точки зрения музыкального формата.
- Поподробнее, пожалуйста.
- Кто, например, делает соул в России? Разве что, пара поп-артистов и то они не показывают, а я, в принципе, занимаю такую нишу, в которой никого нет. Здесь есть и влияние Битлов, плюс немножко такого черного самбо Стиви Уандера или ранний Джексон. То есть музыкально этого в России никто не делает. Для меня это и есть, как вы сказали, бунт. Для кого-то бунт – это раскрошить гитару на концерте. Я один раз это сделал, кстати. Было забавно. Причем дело происходило на фестивале Пацифик. Я разбил настоящую гитару, а после нас выступал Иван Панфилов, они тоже расколотили гитару, но запасную, поддельную. Вот по поводу бунта. Так что, он бывает разный.
- А вы бы выступили на оппозиционном концерте?
- Пару лет назад вышел бы, наверное. И у меня были песни о политических взглядах, которые сильно поменялись. Есть пословица про то, что до 30 лет ты либерал, а после 30 – коммунист. Как я сейчас понимаю, идеальная форма существования людей – это государство, в котором сильны социальные вещи. Когда есть солидарность между людьми.
- Духовные скрепы?
- Не то, чтобы духовные скрепы. Если у тебя есть возможности, чтобы твои дети бесплатно получали образование или медицину – это нормально. Я не верю в общество, которое сейчас в России, где 1% населения владеет 70% богатств. Справедливость – это главное, что держит русских людей как народ. Поэтому, мне кажется, в России неизбежны какие-то перемены. А наша современная оппозиция - новая версия экономического либерализма. Взять Навального… Мне нравится то, что он борется с коррупцией, нравится, как он это делает. Но я понимаю, что на самом деле, это не совсем тот политик, которого я бы хотел видеть президентом. Должна быть коалиция всех сил. То, что должно было случиться в 90-х, когда должны были и левые, и правые объединиться.
- Вы думаете, в России такая коалиция возможна?
- Другого пути, мне кажется, просто нет, потому что сегодня мы живем фактически в американской колонии. И в культурном плане, и в экономическом. Есть компрадорское правительство. Мне смешно, когда люди говорят, что Путин – патриот. Какой же он патриот? Все его друзья вывозят богатства за границу. Нам, на самом деле, нужны люди, которые действительно займутся тем, что будут защищать национальные интересы. Тех, кто живет здесь, а не тех, кто живет в Лос-Анджелесе или в Швейцарии.
- В одном из старых интервью вы озвучили свою мечту: издать 12 пластинок, уехать на Сихотэ-Алинь и поселиться в глуши. И чтобы никто не узнавал в лицо. Вот уже 8 пластинок издано, я вот про что.
- Да, осталось четыре.
- А сегодня, какая мечта?
- Я не знаю, трудно загадывать о будущем. Сейчас такой период, когда у меня пишется очень много музыки, я привез новый альбом, уже готова следующая пластинка. Не то, что я стараюсь много писать или что-то делать. Само пишется.
- Пик творчества?
- Может быть.У меня сейчас очень продуктивный период, видимо, это самое лучшее время. Что будет дальше, я не знаю. Не хочу загадывать на 10 лет вперед. Вон Мик Джаггер скачет по сцене, сколько ему уже, 70? С другой стороны, для многих артистов было бы лучше, если бы они раньше ушли со сцены. Трудно человека винить за то, что он и в 70 хочет заниматься этим делом. Я пока не строю больших планов. У меня планы сейчас закончить тур, потом следующая пластинка. Я живу, наверное, не заглядывая дальше, чем через год.
- И какой-то такой финальной точки карьеры визуально себе не представляете?
- Наверное, нет. Но я предполагаю, что через какое-то время мне бы захотелось поселиться здесь, в Приморском крае. Посмотрим.
- Помимо музыки и саундпродюсирования, чем еще занимается Олег Чубыкин? Может быть, есть какая-то подработка?
- Нет. Саундпродюсирование и работа в студии - это и есть, в принципе, моя вторая профессия. Я немного снимаю видео разным музыкантам. Проектов много и все они - вокруг музыки. Даже если речь идет про видео, то я снимаю музыкальные клипы. А что касается простой жизни - семья, ребенок. Он занимает очень много времени в моей жизни, это очень важный якорь. Вокруг меня столько одиноких, несчастных людей. Я очень ценю то, что мне повезло в этом смысле. Так что, все в порядке.
- А что с проектом "400 отелей"?
- На самом деле, как бы и не было проекта, была песня "Some time" и она попала на радиостанции на английском языке, в том числе, на московскую радиостанцию Relax Fm. А потом туда еще песня "400 отелей" попала на английском языке. У них такой формат, loungе, и там не крутятся русские артисты кроме меня и "Братьев Гримм". У них есть инструментальная композиция, "Норвегия" называется (нужно было какое-то английское название). В общем, уже 5 лет играет эта песня. Все думают, что это Пол Маккартни, а это, на самом деле, моя песня. Собственно говоря, так и появилось название "400 отелей" для одной конкретной композиции.
- Вообще существует ли такой бренд качества "Олег Чубыкин"?
- Думаю, да. Иначе, не обращались бы ко мне музыканты из других групп, чтобы я сделал им звук на записи. Плюс, ко мне на концерты часто приходят разные музыканты. Вот на презентации нового альбома была Диана Арбенина, что меня очень сильно удивило. Подарила свои новые пластинки.
- Вы как-то сотрудничаете?
- Нет, мы вообще не знакомы. Женя Хавтан часто заходит. Он, кстати, нас приглашал недавно на свой концерт в качестве группы на разогреве. Причем это была большая ответственность, потому что огромный зал, много людей, очень качественный звук, плюс, он такой перфекционист. У них саундчек был часов девять, наверное. Для нас это было очень серьезное испытание. Вообще, люди не очень любят, когда на разогреве кто-то выступает. Нас хорошо приняли, потому что музыка эстетически близкая и, наверное, это один из немногих артистов, на разогреве у которого мне было приятно выступать.
- Не было желания записать такой кондовый хит из серии "О, Боже, какой мужчина"? Для того же Русского радио?
- Мне кажется у меня все песни такие кондовые хиты, но не "Боже, какой мужчина", конечно.Я думаю так, что даже если ты пытаешься как-то прогнуться под формат, то очень маленький процент того, что возьмут на Русское радио. Но, зато ты под формат прогнулся. А что в этом хорошего? С новым альбомом, как раз получилась довольно интересная вещь. Я его начал писать, честно скажу, не для себя, а на продажу, рассчитывая на коммерческий успех. Я попытался сделать более танцевальные вещи. Позволил себе то, что не мог позволить в других альбомах. А потом, когда прослушал результат, я понял, что я не хочу никому это отдавать. В общем, из этого родилась качественная танцевальная пластинка. Для меня было проверкой то, что моя жена стала слушать мою пластинку. Это значит, девочкам понравится.
- По поводу глобальных музыкальных экспериментов. Есть какие-то задумки?
- Я не знаю, правильно ли я понял вопрос, но я люблю, чтобы каждый альбом был в каком-то определенном стиле. Это кусок жизни. То есть предыдущий это был такой рок. Все, что можно вложить в это понятие. Гитары, живые барабаны. Определенный стилистический подход и звук. Сейчас новый альбом, это скорее 80-е, танцевальная музыка, синтезаторы. Я люблю, когда берешь пластинку и понимаешь, что это цельный законченный продукт, а не просто напиханы разные песни.
- А возможно уйти от собственной стилистики и сделать то, что не делал никогда?
- Нет, это же форма, а собственное - это содержание. Твой взгляд на мир, то, что с тобою происходило, воспоминания, какие-то мысли. Я думаю, что у меня есть музыкальный стиль, который узнается в мелодике. В России на самом деле никто не пишет мелодии. Люди пишут песни, тексты. Земфира, наверное, пишет. Может быть, еще пара каких-нибудь артистов.
- Если говорить о клипах, с одним из последних, снятым Павлом Руминовым, вышла скандальная история. Что произошло?
- Честно говоря, я был удивлен реакции. В новом альбоме есть песня "Я о тебе хочу все знать". Лирическая диско песня. Паша смонтировал клип, там возле камер сидят девушки и начинают что-то делать. Понятно, что это такое, к чему все это в итоге приводит. Но в нашем клипе все было целомудренно, загадочные девушки танцуют перед веб-камерами. Ничего особого не было. Причем, у каждой девушки – свой характер, тем более наложено на романтическую музыку. Все вместе создавало очень интересный эффект. Когда я видел клип, я хохотал. И мы выложили его на Youtube. В первый день посмотрело 35 тыс. зрителей, на второй день Youtube этот клип "забанил". Мне показалось еще более смешным, потому что на Youtube можно такую порнографию увидеть, по сравнению с которой у нас все достаточно целомудренно.
- Сейчас, где его можно увидеть?
- Он есть на RuTube, на Vimeo и Ivi взяли сразу. Есть люди, которые понимают, что мы хотели сказать. Для меня это такой поп-арт, шутка. Когда у меня плохое настроение, я включаю этот клип, смотрю. Красивые девчонки танцуют под песню.
- Вы продолжаете сотрудничать с Павлом Руминовым?
- Мы постоянно общаемся. Сейчас он помогает проекту под названием "Шерлок блонд". Там поет очень красивая и музыкально одаренная девчонка. Я им делал несколько песен, а Паша снимает для этого проекта клип и пишет тексты. Плюс, он меня периодически приглашает писать музыку для его фильмов. И вообще я думаю, что когда-нибудь мы действительно тандемом сделаем полноценный кинематографический проект. Кино очень серьезная вещь. Я не думаю, что пока к этому готов. Если я что-то попробую сделать, наверное, это будет документальная история. Потому что снимать игровое кино - это и ответственность, и умение. Серьезная глобальная тема, которая тебя поглощает на несколько лет.
- Что сегодня нравится во Владивостоке, и что не нравится категорически?
- Владивосток удивляет по-прежнему. Хотя я достаточно часто здесь бываю. Приезжаешь и видишь много красивых девушек. Даже чай приносят писаные красавицы на интервью. Город, конечно, расцвел, появилось много деталей, стало просто интересно гулять. Здесь отличная кухня. Вот мы были на Витязе, в какую-то столовую заехали, настолько все свежее. После Москвы потрясает. Что не нравится? Даже не знаю, что сказать. Скажу про разницу между людьми. Здесь люди более независимые, в Москве они больше загнаны в определенные рамки вежливости какой-то. Здесь тебе могут грубо ответить в магазине, но ты понимаешь, что человек просто уставший. И вот эта человеческая дальневосточная прямота мне понятна, хотя москвичей может и шокировать.