ВЛАДИВОСТОК, 18 января, PrimaMedia. Во Владивостоке в галерее «Portmay» 25 января в 17.00 открывается новая выставка «Острова» Шикотанской группы художников.
Как сообщили PrimaMedia в галерее «Portmay», на выставке представлены живописные произведения Юрия ВОЛКОВА, Евгения КОРЖА, Владимира РАЧЕВА, Владимира СЕРОВА - легендарных художников, которые первыми отправились на Курилы и за десятилетия творческой работы создали в русском искусстве образ дальневосточных островов. Поэт Илья ФАЛИКОВ, друг и спутник шикотанцев, назвал их «островами любви и свободы».
Летом 1966 года группа молодых художников из Владивостока, во главе с преподавателем Художественного училища Олегом ЛОШАКОВЫМ, впервые отправилась в творческую экспедицию на Курильские острова. Эта поездка стала началом самого яркого и масштабного художественного движения на Дальнем Востоке во второй половине 20 века. Коллективная ретроспективная выставка «Острова» посвящена 40-летию Шикотанской группы.
Постоянной базой художников стал остров Шикотан, туда они возвращались как на свою творческую родину на протяжении четырех десятилетий, писали по нескольку месяцев в летних туманах, среди ветров и тайфунов, окруженные осенним океанским светом. Путешествовали и по другим островам Курильской гряды - Итурупу, Кунаширу, не остались в стороне Сахалин и Камчатка. Порой экспедиции шикотанцев включали более двадцати участников, к приморским живописцам присоединялись другие дальневосточники, художники из центральной России.
В этом удивительном художественном явлении счастливо совпало многое: молодость и творческий азарт художников, поддержка со стороны всего морского братства и островитян, внимание к ним художественной критики и любовь публики... Тогда рождался особый шикотанский стиль живописи, - мир дальневосточных морей на их полотнах раздвинулся до бесконечности, цвет обрел напряжение и свободу, жизнь океана, островов и всего морского народа предстала во всей своей непридуманной реальности, где внешняя простота и безыскусность сюжетов были согреты лиричной теплотой авторского взгляда.
По сути, как это совершенно очевидно стало ясно уже в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века, шикотанцы в современном искусстве открыли для страны Дальний Восток, они стали первопроходцами с мольбертами на плечах. Их выставки гремели океанским прибоем, сверкали вершинами вулканов, поражали красотой и мощью курильских елей во Владивостоке, Москве, Ленинграде, других городах России, за рубежом. В их картинах жила свободная душа Дальнего Востока.