За махинации с маркировкой продуктов питания продавцам Приморья грозит административная, а иногда и уголовная ответственность. Также продавцы обязаны принимать назад некачественный товар и следить за целостностью его упаковки. В противном случае потребитель имеет право обратиться в Роспотребнадзор и суд. Об этом рассказала и.о. начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Татьяна Шивыдкина в ходе онлайн-конференции на сайте РИА PrimaMedia.
- Если на продуктах стоит надпись ГОСТ, значит ли это, что продукт такой же, какой был по ГОСТУ в 90-е годы? Или ГОСТы сейчас изменились?
- Национальные стандарты имеют сроки действия. По истечению этих сроков или в связи с изменением требований, предъявляемых к продовольственному сырью или пищевым продуктам, в связи с развитием новых технологий производства пищевых продуктов национальные стандарты могут меняться. Так что ГОСТы на продукты питания, действующие в 90-е годы, могут отличиться от ГОСТов, принятых в более поздние сроки, но не обязательно. Производитель продовольственного сырья и пищевых продуктов самостоятельно принимает решение, в соответствие с каким нормативным или техническим документом изготавливать продукцию (ГОСТ, ТУ, ОСТ, СТО).
- Зачастую в супермаркетах товары с истекающим сроком годности не списывают, а переклеивают на них фасовочные ярлыки и вновь выставляют на прилавки. Какие меры принимают контролирующие органы для предотвращения подобных нарушений?
- Дату изготовления продукта, конечный срок реализации, срок годности, условия хранения может установить только его производитель.
Продавец продовольственного сырья и пищевых продуктов не вправе изменить информацию, проставляемую на маркировке продукта. Данные действия относятся к разряду правонарушений, за которые предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.
Контроль за наличием полной, достоверной информации для потребителей при реализации пищевых продуктов осуществляет Роспотребнадзор при проведении плановых проверок. Плановые проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут проводиться чаще, чем один раз в три года. Но бывают еще и внеплановые на основании обращений граждан о нарушении их потребительских прав. В случае установления фактов подобных правонарушений каждый гражданин может обратиться в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, сообщив наименование хозяйствующего субъекта, в котором обнаружено данное нарушение и его местонахождение. Заявление потребителя является основанием для проведения надзорных мероприятий.
- Каким образом нужно подавать жалобу в Роспотребнадзор, для того чтобы меры по ней были приняты как можно быстрее?
- Срок рассмотрения обращения потребителя может быть продлен, если оно не содержит достаточной информации по объекту, в отношении которого он просит выполнить мероприятия. Например, наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, данные его регистрации в налоговом органе и др. В связи с этим специалисту управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, на рассмотрении которого находится обращение, необходимо выполнить ряд процессуальных действий: запросы в иные государственные органы для установления необходимых сведений. Срок рассмотрения обращения также может быть продлен в случае проведения экспертиз, обследований, исследований, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения обращения. В иных случаях срок рассмотрения обращения не может превышать 30 дней от даты регистрации в государственном органе.
- Кто поможет вернуть некачественный товар, если продавцы наотрез отказываются его принимать?
- В силу статьи 11 Гражданского кодекса РФ, статьи 17 закона РФ "О защите прав потребителей" защиту нарушенных прав потребителей осуществляет суд.
В случае отказа продавца в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя необходимо подать исковое заявление в суд.
Потребитель может подать иск в суд по месту своего жительства, либо по месту регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), либо по месту заключения договора купли-продажи. Иск можно оформить самостоятельно в соответствии с требованиями главы 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (статья 131, статья 132). Также для оказания потребителям практической помощи в системе службы создан консультационный центр для потребителей, в котором помогут оформить необходимые документы. Адрес на территории Владивостока: ул. Сельская, 3б. Телефон: (423) 27-12-154, 27-63-893. Кроме того, управление Роспотребнадзора по Приморскому краю может вступить в рассмотрение гражданского дела для дачи заключения как по своей инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в суде. Для этого потребитель может обратиться с ходатайством в суд или с заявлением в адрес управления.
- Зачастую производители предлагают потребителям некачественный товар. Например, в банке тушенки жира больше, чем мяса, а в пачке сгущенного молока присутствует нерастворимый сахар. Как с этим бороться?
- Производитель пищевого продукта обязан изготовить его в соответствии с требованиями, установленными нормативным или техническим документом. Установить несоответствие пищевого продукта обязательным требованиям, а также требованиям документа, в соответствии с которым он изготовлен, можно при проведении экспертизы, выполненной в рамках надзорных мероприятий. Основанием для проведения надзорных мероприятий является обращение потребителя.
- Периодически в супермаркетах попадаются товары с порванной этикеткой и даже упаковкой, что не может не сказываться на качестве товара. Если потребитель купил такой товар, а на целостность этикетки и упаковки обратил внимание только дома, может ли он обратиться в магазин с просьбой о замене товара или возврате денег?
- В соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства российской федерации от 19.01.1998 года №55, продавец обязан провести предпродажную подготовку товара перед тем, как выставить его в торговый зал (проверить целостность упаковки, наличие маркировочных ярлыков, этикеток и т.д.) Покупатель же вправе ознакомиться с товаром, информацией, выносимой на маркировочные ярлыки и этикетки перед тем, как приобрести товар. Требовать расторжения договора купли-продажи в случае приобретения товара с нарушением целостности упаковки потребитель вправе при наличии достаточных веских оснований, например, свидетельских показаний и др. В противном случае, доказать в суде, что не вы повредили товар после его приобретения, будет достаточно сложно.
Другой вопрос, если качество приобретенного товара не отвечает установленным требованиям. В данном случае продавец обязан расторгнуть договор купли -продажи и вернуть покупателю уплаченную за него денежную сумму. В том случае, если спор не разрешается в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться с заявлением в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю для привлечения виновного лица к административной ответственности и в судебные органы для восстановления понесенных убытков, компенсации морального вреда.