Польза и вред. Жимолость
14:20
Камчатка 14 июня: парусное судно "Америка" и День рождения Камчатской таможни
08:50
Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
13 июня, 08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20

Александр Зубрицкий: Приморье привлекает выпускников вузов со всей страны

Директор краевого департамента образования рассказал, как будет работать и что изменит недавно принятый закон "Об образовании в Приморском крае"
17 сентября 2013, 15:50 Общество
Александр Зубрицкий в студии РИА PrimaMedia РИА PrimaMedia
Александр Зубрицкий в студии РИА PrimaMedia
Фото: РИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Научно-образовательным форпостом России в АТР становится Приморский край. Власти региона развивают систему дистанционного обучения, помогают муниципалитетам ремонтировать школы, создают достойные условия для труда молодых специалистов. Приморские учителя – лучшие в России, заявил в интервью РИА PrimaMedia директор департамента образования и науки Приморского края Александр Зубрицкий.

Форма – строго добровольно

- Наш разговор происходит вскоре после Дня Знаний. Недавно в Приморье был принят новый краевой закон "Об образовании". Каковы его основные новации? Чем этот учебный год будет отличаться от предыдущих?

- Краевой закон был принят в развитие федерального. Наверное, основной момент, который волнует зрителей, это школьная форма. Сразу хочу сказать, что еще до вступления в силу нового краевого закона в школах Приморья форма в том или ином виде была.

Сейчас краевой закон вводит право школы по согласованию с родительским комитетом и коллективом, с учетом мнения школьников вводить школьную форму. Предлагается три вида формы: повседневная, парадная и спортивная. Парадная форма, в соответствии с рекомендациями, предусматривает белый верх и темный низ. Повседневная – однотонный верх, темный низ. Спортивная форма может содержать элементы атрибутики.

Нужна ли форма вообще? На мой взгляд, нужна. Форма сглаживает возможные социальные разногласия, которые могут возникать между учениками.

 Таким образом, мы нивелируем возможные комплексы, агрессию, негативные эмоции, которые могут возникнуть у детей. Кроме того, форма может подчеркнуть корпоративный дух школы, ее традиции. Сегодня, несмотря на то, что учебный год только стартовал, большинство школ на своем уровне уже приняли решение о введении школьной формы. Мы их не торопим, спокойно относимся к этому вопросу: необходимо, чтобы был общественный консенсус по этому поводу.

Согласно опросу, который недавно провел портал "Владмама", более 40% родителей считают, что в школе необходим определенный дресс-код. Около 30% считают, что можно вернуться к классическим вариантам школьной формы, которые были в советское время. Меньшая часть опрошенных считает возможным ношение школьниками вещей в стиле casual, джинсов, и лишь 5% считают, что никакой формы быть не должно.

- Дает ли закон право отказаться от школьной формы, приняв такое решение на родительском собрании?

- Безусловно. Закон устанавливает право школы вводить или не вводить школьную форму. И конечно, никто не имеет права лишить ребенка возможности получать знания, даже если он не носит школьную форму.

- А что делать, если у родителей просто нет средств, чтобы пошить форму своему ребенку?

- Минобрнауки рекомендует субъектам предусмотреть механизм обеспечения формой детей, чьи семьи находятся в трудной жизненной ситуации, например, путем выплаты соответствующей субсидии. Сейчас мы готовим предложения по этому поводу губернатору Приморского края. Кроме того, малообеспеченные семьи имеют право обращаться в органы соцзащиты с тем, чтобы им была оказана необходимая материальная помощь.  В ряде муниципальных образований успешно действует программа "Собери ребенка в школу". 

Но есть другая проблема: в Приморье не развита швейная промышленность, которая должна обеспечить формой всех школьников края.

 Мы намерены искать выход из ситуации, чтобы не допустить монополии на этом рынке. Ведь каждому ребенку необходимо несколько комплектов формы.   

- А оговаривает ли закон дресс-код для учителей?

- В краевом и федеральном законах ничего об этом не сказано. Вместе с тем, подобные моменты проговариваются во время обучения в педагогических вузах. Учителя понимают, с какой аудиторией они работают. И, конечно, за соблюдением дресс-кода следят директора школ, их заместители по учебной и воспитательной работе. Могу сказать, что за время своей работы я не получал каких-либо жалоб по поводу внешнего вида учителей.     

 

Условия для учителя

- Как решается в Приморье проблема привлечения молодых учительских кадров, особенно в сельских школах?

- Эта проблема по-прежнему остается актуальной, в крае 600 вакансий учителей, в основном в сельских школах. Нужны учителя русского и английского языков, математики, химии. Однако около 50% выпускников школы педагогики ДВФУ после получения диплома возвращаются в свои школы работать. Остальные уходят работать в другие направления экономики. Более 60% выпускников Спасского педагогического колледжа также идут работать учителями.

Сегодня в крае необходим системный подход – я имею в виду мотивацию молодых учителей, для того чтобы они приходили работать в школы, в том числе в сельской местности.

Вместе с тем, муниципальные образования мотивируют молодых учителей к работе, предоставляя им жилье и подъемные. Поэтому сегодня в школы приходит больше учителей – три года назад было 900 вакансий, а сегодня их, как я уже говорил, 600. Сегодня департамент совместно со Школой педагогики ДВФУ и главами муниципальных образований работает над тем, чтобы создать единую краевую систему привлечения молодых специалистов.

- А кого больше не хватает: предметников или учителей "общего профиля"?

- Учителей начальной школы, из предметников – учителей русского языка и физики.

- Вы сказали, что новый закон гарантирует учителям зарплату не ниже средней по экономике региона. Достигнуто ли это соотношение в Приморском крае? Планируется ли повышать зарплату педагогам в ближайшее время?

- За последние годы заработная плата педагогических работников существенно возросла. В соответствии с указом президента России Владимира Путина, она должна быть не ниже средней по экономике региона.

Приморье добилось хорошего результата: сегодня прогнозируемая по итогам 2013 года средняя зарплата составляет более 31 тысячи рублей, а средняя зарплата педагогических работников системы общего образования по итогам первого полугодия составила более 32 тысяч рублей. Средняя заработная плата учителя – более 36 тысяч рублей. Это данные Росстата, который ведет мониторинг выполнения указов президента. По нашим прогнозам, по итогам 2013 года средняя заработная плата приморских учителей будет на 2-3% выше, чем средняя зарплата в крае. Мы обязаны выполнить указ президента, и мы это сделаем.

- А на какую зарплату может рассчитывать молодой специалист, который пришел работать в школу сразу после вуза?

- Это зависит от того, будет ли он работать на полную ставку или на полставки, или будет иметь более одной ставки. Он может рассчитывать в том числе и на среднюю зарплату по экономике. Мы сейчас работаем с директорами школ, чтобы нагрузка на учителей распределялась равномерно, и молодые специалисты не оставались "обделенными".

Помимо заработной платы, молодой учитель вправе рассчитывать на хорошее рабочее место: уже второй год мы приобретаем автоматизированные рабочие места для физиков, биологов, математиков, учителей начальной школы. В крае проводятся конкурсы для молодых учителей, где в качестве приза также можно получить новое автоматизированное рабочее место. Это компьютер, интерактивная доска, веб-камера и так далее.

Я часто разговариваю с молодыми учителями в районах и всегда интересуюсь их мотивацией приехать работать на ту или иную территорию. В Лазовском районе молодой преподаватель химии, уроженка Октябрьского района, рассказала, что приехала работать так далеко, потому что ей предоставили жилье и прекрасно оборудованный кабинет химии. Поэтому мотивация – это не только заработная плата, а еще и жилье и комфортные условия работы.  

 

Дневники – электронные, знания - реальные

- Могут ли сегодня родители проследить за успеваемостью своего ребенка через интернет?

- Краевой портал "Электронная школа Приморья" работает уже три года, мы продолжаем его развивать. К слову, Приморский край – один из немногих регионов, где на таком портале объединено и школьное, и дошкольное образование, та же очередь в детские сады. 

На портале представлены все школы края, и почти во всех уже внедрены "электронные дневники". Родители также могут подключить услугу смс-информирования о том, где находится их ребенок.

- А можно ли узнать данные о поведении ученика?

- Конечно, за поведение также выставляется оценка в "электронный дневник". Родители активно пользуются порталом "Электронная школа Приморья". 

- По новому закону также школы должны обеспечивать учащихся необходимыми учебниками. Однако родители, как и прежде, покупают книги на ярмарках и в магазинах. Какой процент школ в крае оснащен учебниками?

- Обеспечение учебниками относится к полномочиям субъекта федерации. Помимо обязательств по зарплате учителей, мы несем обязательства по учебным расходам, в том числе по обеспечению учебниками.

Сумма, которая сегодня заложена в бюджете Приморского края на приобретение учебников для приморских школ, нас не устраивает. Поэтому мы подготовили предложения  по увеличению суммы бюджетных ассигнований на учебные расходы. Причем не только на учебники, но и на интернет, который должен быть неотъемлемой частью учебного процесса.  Уверен, что мы своего добьемся.

- Предусмотрены ли федеральные деньги на эти цели?

- В этом и прошлом году по федеральной программе модернизации основного общего образования приобрели учебники для младших классов школ края в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Это позволило обеспечить младшие классы во всех школах учебниками в необходимом количестве.

В соответствии с требованиями закона, учебник должен храниться в школе в течение четырех лет.

И те школы, которые системно подходят к вопросу обновления учебников и составлению учебных планов, имеют полностью укомплектованную библиотеку.  

- Каковы перспективы перехода на электронные учебники? Есть ли проекты в этом направлении?

- Несколько субъектов РФ выступали в качестве "пилотных" регионов, где использовались электронные учебники. Мне эта идея кажется хорошей, возможно, что и в Приморском крае мы апробируем эту возможность. В принципе, уже сейчас ученик может приносить в школу вместо учебников один девайс, в который закачан предусмотренный программой учебный материал. И учитель не имеет права выдворить его из класса или предъявить какие-либо претензии.

Действительно, для учеников первых-пятых классов большой и тяжелый портфель – это большая нагрузка, и носить вместо книг одно компактное устройство было бы проще. Министерство образования пока осторожно относится к этому вопросу. Думаю, что мы обязательно придем к этому, но не завтра и не послезавтра.

 

Строить больше и лучше

- Многие школы требуют ремонта. Есть ли в Приморском крае программа по ремонту школ?

- Содержание зданий и сооружений школ является муниципальным полномочием. Но губернатором принято решение, что в течение шести лет край будет помогать муниципальным образованиям, выделяя средства на текущий и капитальный ремонт школ. Состояние многих школ в крае оставляет желать лучшего: нужен ремонт кровель и коммуникаций, замена окон, установка ограждения и видеонаблюдения для безопасности детей.  

В этом году впервые в рамках модернизации общего образования губернатор принял решение помочь капитально отремонтировать ряд школ в Приморье. На ремонты базовых школ в районах края муниципалитетам выделено 130 млн рублей, а после июльских дождей эта сумма увеличилась до 170 млн рублей. В следующем году мы планируем отремонтировать еще 20 школ, и дальше еще по 20 школ ежегодно. Речь идет прежде всего о базовых школах, то есть тех, где создаются центры компетенций и центры дистанционного обучения по различным предметам. Приоритет отдается ремонту кровель и замене окон, именно эти направления мы решили финансировать за счет краевых средств. Муниципалитеты, в свою очередь, должны уделять внимание вопросам безопасности, устанавливать ограждения и системы видеонаблюдения.   

- Строятся ли новые школы в Приморье?

- 2 сентября мы открыли новую школу-сад в селе Шумное Чугуевского района. Строится новая школа в селе Рощино Красноармейского района, надеюсь, что она будет сдана в эксплуатацию в 2014 году. Эти школы строятся в рамках программы развития сельских территорий, в основном за счет краевого бюджета. 

Добавлю, что сегодня мы развиваем систему дистанционного обучения, аналогов которой нет в России.

Около 23% школ в крае – малокомплектные, но мы их не закрываем, а подключаем к каналам связи, благодаря которым ученики получают доступ к получению образования на необходимом уровне. 116 школ в этом году будут оснащены оборудованием, необходимым для такого обучения. 

- Учителям запретят давать частные уроки своим ученикам. Как планируется это отслеживать?

- В соответствии с новым законом об образовании учителям запрещено заниматься подобной "коммерческой" деятельностью с учениками тех школ, где они работают. На мой взгляд, сегодня школам нужно думать о том, чтобы увеличивать свою внебюджетную деятельность, изыскивать дополнительные средства на зарплату учителям. Еще год назад большинство школ были казенными учреждениями, сегодня более 60% перешли в разряд бюджетных учреждений.

Добавлю, что учитель всегда нес ответственность за те знания, которые получают его ученики.

 К тому же, многие учителя получают образование по целевому набору или повышают свою квалификацию за счет бюджетных средств. Учитель сегодня имеет неплохую заработную плату – в общем, все делается для того, чтобы педагог не "подрабатывал" на стороне, а доносил материал до своих учеников. В мое время так и было: с теми, кто не успевал по какому-либо предмету, учитель обязательно проводил бесплатные консультации. Ведь в конечном итоге – спрос с учителя.

- Президент России поставил задачу в течение нескольких лет полностью ликвидировать очередь в детские сады. Какие мероприятия в этом направлении проводятся в Приморье?

- Президент поручил ликвидировать очередь в детский сад для детей от 3 до 7 лет к 2016 году.  Владимир Миклушевский поставил перед Приморьем еще более амбициозную задачу – выполнить указ президента уже к 2015 году. Эта задача обозначена губернатором края как приоритетная, и на ее решение мы направляем ресурсы двух программ: краевой и федеральной программ модернизации дошкольного образования. В рамках краевой программы уже строится шесть детских садов, еще 14 садов будут строиться в 2014 году. Федеральная программа также нам очень помогает:  в августе край получил 809 млн рублей, которые мы в ближайшее время направим в муниципальные образования. Уже определено 13 объектов, где на эти деньги будет произведена реконструкция, ремонт или выкуп зданий детских садов. Ресурсы есть, необходима воля глав на местах и ответственность со стороны подрядчиков.

Добавлю, что сегодня очередь в сады уже на 30% меньше, чем на 1 января 2013 года. При этом, выполняя поручение по ликвидации очереди в возрасте от трех до семи лет, мы думаем и об обеспечении местами детей более младшего возраста. Согласно проведенным опросам, многие родители готовы выходить на работу еще до того, как ребенку исполнится три года.  

- Меняется ли статус частных детских садов в связи с принятием закона?

- У родителей обязательно должен быть выбор, в какой сад отдать своего ребенка. Около 20% родителей в крае готовы отдать своего ребенка в частный детский сад. Но к сожалению, в Приморье система частных детских садов пока не так хорошо развита – таких садов в краев всего 15. Сегодня мы работаем с муниципальными отделами образования, чтобы на местах принимались документы, регулирующие работу  негосударственных детсадов. С 1 января финансирование таких садов в части зарплаты педагогов и учебных расходов, равно как и государственных детсадов, будет возложено на субъект федерации. Поэтому мы получим дополнительные возможности для развития системы частных детских садов. Будем проводить обучающие семинары, ведь сегодня желающих открыть частный детский сад гораздо больше, чем два-три года назад. Контролирующие органы, со своей стороны, готовы минимизировать административные барьеры, чтобы процесс открытия негосударственного сада не растнулся на годы.      

 

Немного о высоком

- Оснащаются ли музыкальные школы в Приморье новыми инструментами? Какие средства на это выделяются?

- Музыкальные школы подведомственны департаменту культуры. Однако, по моим данным, на федеральном уровне сейчас рассматривается проект поддержки тех общеобразовательных школ, где в учебную программу включена музыка. И федеральный центр уже запросил информацию по поводу того, какие музыкальные инструменты нужны школам Приморья. Сегодня общеобразовательным учреждениям необходимы пианино, аккордеоны, гитары, синтезаторы, ударные. Со своей стороны, мы готовы этот проект всячески поддержать.

- Обновляется ли фонд в школьных библиотеках - не учебники, а именно художественная литература, энциклопедии? Выделяются ли на это средства?

- По моим наблюдениям, библиотечные фонды в школах Приморья актуализируются, в том числе художественная литература. Радует, что все школьные библиотеки сохранились, во многих селах они являются центрами культуры. Вместе с тем, понимая необходимость развития интернет-технологий, мы задумываемся о программах создания электронных библиотек в школах. Речь идет о том, чтобы находясь в школьной библиотеке, получить доступ к фондам ведущих университетских библиотек страны и региона.  

- Не так давно был опубликован список фильмов по произведениям классиков литературы, рекомендованных к просмотру. Каково ваше отношение к этому списку? Может ли кино заменить школьникам прочтение произведения?

- Мое мнение в том, что кино никогда не сможет заменить впечатление от книги. Кино – это другая культура. К тому же никакого официального списка фильмов, о котором вы говорите, нет, и никаких директив или приказов со стороны Минобрнауки к нам не поступало. Есть федеральный образовательный стандарт, к которому просмотр фильмов отношения не имеет. 

- На федеральном уровне ведется речь о подготовке единого учебника истории России. Раньше в учебной программе была такая дисциплина, как история Приморского края. Нет ли идеи заказать подобный "единый" учебник истории Приморья нашим местным историкам?

- По моему мнению, многие ученики и взрослые жители Приморья не очень хорошо  знают историю своего края, которая очень многогранна и интересна. Мы взаимодействуем с представителями науки, краеведами, вузов с тем, чтобы такой учебный курс был.

- Что будут делать в этом учебном году, чтобы не было нарушений на ЕГЭ? Как будут следить за появлением ответов в интернете? Будут ли прибегать к помощи глушилок?

- Для меня волна негатива, которая сопровождала ЕГЭ-2103, была неожиданной. Вместе с тем, итогами ЕГЭ в крае я доволен. Что касается нарушений, то когда экзамен сдает более 10 тысяч человек, не зафиксировать их было бы странно. Главная проблема лежит на ментальном уровне – у нас пока нет культуры честного отношения к экзамену, человек со шпаргалкой  не подвергается моральному осуждению.

Что будет в следующем году, сейчас решается на федеральном уровне. Безусловно, будут приняты меры в плане информационной безопасности, доставки контрольно-измерительных материалов. Нужно иметь больше вариантов экзаменационных материалов, чем ранее, поэтому экзамен, скорее всего, станет более вариативным. Что касается глушилок сотовой связи, то они хорошо себя зарекомендовали, однако главной, повторюсь, остается воспитательная работа со старшеклассниками.

ЕГЭ, без сомнения, снизил коррупционную составляющую, связанную с поступлением в университет. Сегодня ребята из глубинки могут поступить в ведущие вузы Приморского края и России. 

-  А есть ли статистика, какой процент выпускников приморских школ остается учиться в вузах региона?

- В 2013 году около 10% уехало обучаться за пределы края – в Москву, Новосибирск, Казань.

- А какой процент абитуриентов в вузах края прибыл из-за пределов Приморья?

- По данным ДВФУ, таких абитуриентов  было около 40%. Сегодня он стал центром, привлекающим абитуриентов не только с Дальнего Востока, но и из других регионов и стран.  

- Одна из дискуссионных тем последнего времени – реформа РАН. Для Приморья это вопрос не праздный, ведь у нас тоже есть отделение академии наук. На ваш взгляд, какие изменения нужны отечественной науке?  

- Я бы не сказал, что наука у нас находится в отсталом состоянии, хотя меры для того, чтобы ее уровень не уступал мировому, необходимы. Сегодня вместе с академиками нужно понять, что мешает решить эту задачу, найти пути ее решения. Кроме того, нужно создавать условия для молодых ученых: хорошая заработная плата, современные рабочие места, возможность общения с коллегами из-за рубежа. Крайне важно взаимодействие с вузами, чтобы будущие ученые уже в университетские годы обучались на оборудовании мирового уровня.

41029
43
37