ВЛАДИВОСТОК, 31 декабря, PrimaMedia.Кассовые сборы российских кинотеатров за прошедший год увеличились на 30% до $412 млн. Примерно такой же рост киноиндустрия показала и в 2005 г. Сборы оказались бы куда выше, но кинотеатров по-прежнему не хватает, жалуются продюсеры. По их подсчетам, к 2010 г. киносети смогут получить уже $850-900 млн.
Журнал "Кинобизнес сегодня", исполняющий роль главного отраслевого аналитика, подсчитал кассовые сборы российских кинотеатров за период с 1 декабря 2005 г. по 27 ноября 2006 г. - оказалось, что общая сумма увеличилась приблизительно на 30% до $412 млн. Всего в учетном году на экраны вышло 293 фильма. Для сравнения: с декабря 2004 г. по ноябрь 2005 г. в российском прокате появилось 320 кинолент, которые собрали $317 млн.
По данным Влада Калабина из журнала "Кинобизнес сегодня", в 2006 г. было продано 98,9 млн билетов в кино против 91,8 млн годом ранее. "Львиную долю прироста обеспечило удорожание билетов, а не увеличение аудитории, - комментирует эксперт. - Ходят в кино те же люди, что и раньше". "Хорошо, что постоянных зрителей не отпугивают высокие цены на билеты", - считает замгендиректора сети "Синема-Парк" Кирилл Иванов.
Самыми кассовыми фильмами уходящего года стали главный русский блокбастер "Дневной дозор" (собрал $32 млн), приключенческий фильм "Пираты Карибского моря: сундук мертвеца" ($27,5 млн), мультфильм "Ледниковый период: глобальное потепление" ($17,2 млн), "Бумер-2" ($13 млн) и "Код да Винчи" ($11,3 млн). $106 млн в прокате собрали 59 российских фильмов (в 2005 г. 62 российских фильма собрали $94 млн). Большую часть сборов ($68 млн) обеспечили всего пять картин: "Дневной дозор", "Бумер-2", "Сволочи", "Питер FM" и "Охота на пиранью". "Аудитория наглядно продемонстрировала, что ей интересно не все русское кино", - комментирует режиссер и продюсер Федор Бондарчук. По его мнению, многие производители "пошли по накатанной дорожке" и сделали ставку на объем рекламной кампании. "Но реклама работает, только если кино хорошее", - резюмирует Бондарчук.
По мнению президента "CTC Media" Александра Роднянского, рост кассовых сборов в первую очередь зависит от увеличения числа современных кинотеатров. По прогнозу "Невафильм Research", к концу 2006 г. число современных кинотеатров в России достигнет 630 (1370 залов). На конец 2005 г. работало 549 кинотеатров (1047 экранов). При этом "рынок до сих пор недообслужен", считает Роднянский, "многие крупные города нуждаются в современных залах". Он уверен, что в ближайшие несколько лет российские сборы будут только увеличиваться и к 2010 г. вырастут до $850-900 млн.
Темпы роста киноиндустрии не дают расслабиться и киносетям. Чтобы не отставать от динамики развития рынка, сети должны расти на 30-50% в год, говорит гендиректор сети "Киномакс" Борис Асриев. "Поэтому пока сети все заработанные деньги направляют на дальнейшее инвестирование бизнеса", - резюмирует он. Большие надежды участники кинорынка возлагают на конец календарного года. По оценке Бондарчука, сборы кинотеатров в период с 15 декабря по 15 января могут составить до $80 млн.
Стабильные темпы роста радуют не только отечественных кинопроизводителей, но и западных мейджоров. Как отмечает генеральный директор Walt Disney Russia Марина Жигалова-Озкан, во многом именно благодаря стремительному развитию кинопрокатного рынка Россия сейчас относится к числу приоритетных направлений для развития деятельности всей корпорации The Walt Disney.
РЕКЛАМА СЪЕДАЕТ ПРИБЫЛЬ
Но большие сборы не означают большой прибыли, сетуют участники кинорынка. За последний год выросли не только сборы, но и рекламные бюджеты, которые кинопрокатные компании тратят на продвижение фильмов, считает вице-президент по маркетингу "Централ Партнершип" Георгий Малков. По его оценке, расходы на рекламу увеличились минимум на те же 30% за год.