Внеучебная работа Дальневосточном федеральном университете с началом нового учебного года обрела новый облик. Отныне в университете действует не Студенческий, а Творческий центр. В него вошли знаменитые творческие коллективы вуза. А также возложены обязанности по организации клубно-досуговой работы нового кампуса на острове Русском. Такая работа уже началась, а вот творческие коллективы на остров будут переезжать в течение всего учебного года, рассказал в прямом эфире PrimaMediaLIVE директор Творческого центра ДВФУ Сергей Матлин.
— Отныне вы "Творческий Центр"?
-Таковыми мы стали с нового учебного года. Мне кажется, это название больше соответствует нашим задачам и функциям. Потому что когда говоришь "Студенческий центр" — не очень понятно, что "потрогать". Мы с этим столкнулись за 2 года моей работы в ДВФУ. Главное здание в кампусе ДВФУ — самое высокое, самое большое, 40 тысяч кв. метров — называется Студенческий центр. И меня периодически спрашивают о том, можно ли арендовать какие-то площади. Ну и у нас четкая позиция о том, что название структурного подразделения должно соответствовать функционалу, но при этом быть достаточно коротким. Все-таки "Творческий центр" отражает сущность тех дел, которыми мы занимаемся в университете.
— Сейчас поменялись функции студенческого центра?
— Да, безусловно. Три Молодежных центра и Пушкинский театр слились в Студенческий центр. Теперь то, что называлось Молодежными центрами, совокупность студенческих коллективов, стало одним из отделов нашего Творческого центра. Пускай это самый большой отдел, самый насыщенный, наверное, самый известный, но все таки это одно из подразделений. Потому что помимо деятельности творческих коллективов, мы отвечаем за проведение большинства публичных, и не только, творческих мероприятий. Участвуем в проведении мероприятий, которых сейчас так много проходит в нашем кампусе. Где-то мы являемся и отвечающими за эту структуру, а где-то — участвующими в этой структуре. В этом смысле полномочия гораздо шире. Но и не нужно забывать, что у нас помимо творческих коллективов есть в штате шахматный клуб ДВФУ — это крупнейший и самый оснащенный шахматный клуб Дальнего Востока. На его базе периодически проходят крупные соревнования. У нас в структуре Пушкинский театр, который уже звучал в эфире PrimaMedia. И не нужно никому объяснять, что такое Пушкинский театр для города Владивостока. В этом смысле те преобразования, которые появлялись в последнее время, то есть переименование в творческий центр, — это всего лишь переименование. Но еще были и структурные изменения, о которых тоже, наверно, надо сказать. У нас четыре подразделения внутри центра. Пушкинский театр — он теперь так и называется напрямую, то есть в рамках творческого центра, Пушкинский театр без кавычек, без слов, которые там были раньше. Кто внимательно читает таблички в нашем городе, например, на Пушкинском театре написано: Культурный центр ДВГТУ "Пушкинский театр". Если посмотреть в документах, там было написано, я сейчас точно не воспроизведу, — Учебно-методический лабораторный комплекс "Пушкинский театр". Вот теперь в структуре ДВФУ он называется просто Пушкинский театр. Это отдельное подразделение в центре. Есть еще три отдела творческих коллективов, название говорит само за себя. Еще один отдел, отдел абсолютно новый, ниша, которую, ну как мне представляется, по большому счету никто в РФ еще не занимал — это Клубно-досуговая работа. Это кружки, студии, клубы, которые будут проходить по месту жительства в кампусе.
История с кампусом — это вообще уникальная история для страны, потому что такой эффект я называю эффектом гарнизона: справа море, слева лес, там вдалеке мост. Фактически на временное проживание нескольких тысяч человек. И это, на самом деле, такой большой поселок городского типа, в котором должен быть организован досуг. Когда там вокруг него выстроится городская инфраструктура, это пока трудно прогнозировать, но в этом смысле мы разворачиваемся как клубы, кружки, секции. Сколько нам их удастся создать, насколько они будут востребованы вопрос второй, но то, что такая работа должна вестись, я, например, уверен.
— Будете привлекать студентов, либо это будут участники Творческого центра?
— Нет, это, прежде всего, клубы, кружки, секции для студентов, проживающих в кампусе. Смотрите, в чем разница: когда мы говорим о творческих коллективах, их у нас примерно 20, — это ведущие коллективы в своих жанрах, полупрофессионалы. Они не совсем профессиональные, так как они не зарабатывают этим на жизнь, но учитывая их статус нахождения в университете, а многие из них учатся по целевому набору, то есть такой контрактный принцип. Эти коллективы полупрофессиональные и по уровню они такие, потому что в большинстве жанров, в которых они представлены, они однозначно являются, ну если не лучшими, то одними из лучших в крае уж точно, но в регионе тоже, скорее всего. В общем ведении у нас 25 формирований. Это и коллективы, клубы, кружки, секции, в которых занимается 701 человек. То есть, по сути, это крупный филиал вуза. И это не только студенты, это еще есть и не студенты.
Университет сейчас имеет четыре хора, то есть хор это вообще такое явление, которое с трудом сохранилось в России в силу ряда обстоятельств. У нас есть два академических хора, народный хор "Покров", Камерный хор Пушкинского театра. И у каждого из этих хоров богатейшая история, и каждый и них лауреат многочисленных конкурсов, в том числе и международных. В любой другой хор зайдите и вам, как говорится Иконостас представлен, что здорово, потому что благодаря тому, что они на базе университета, не просто живут, но и участвуют во многих мероприятиях.
— Но, а с другой стороны, хоров не много?
— Много? Это ключевой вопрос, который состоялся при образовании студенческого центра. Были у нас спортсмены в гостях, когда сливались три волейбольных команды с трех вузов, понятно, что создавали одну и вторую дублирующую. У нас этого не произошло, так как творческие люди своеобразные, и поэтому стремились делать все достаточно мягко, никого не обижая, поэтому все коллективы, которые были в трех университетах во Владивостоке, они на 95% сохранились. Некоторые просто умерли естественным путем, никто не прилагал специально усилий для этого. Ну, так вот, это коллективы, которые достаточно выступают, задают определенный уровень и ему соответствуют. А когда мы говорим про клубы, которые будут в кампусе, мы говорим про кружки, секции. Например, если я не умею танцевать хорошо эстрадный танец, то вы в коллектив ДВФУ не попадете. Мы отбираем людей достаточно серьезно. Педагоги смотрят в течение весны, а только потом принимают решение, кто пройдет по целевому набору. А вот клубы, кружки, секции для тех, кто не умеет танцевать, но хочет или может, имеет недостаточно навыков для выступления в коллективе, но безумно хочет двигаться, девочки хотят соблюдать фигуру, кто-то просто не знает чем заняться. Понятно, что ключевой жанр, который востребован — это танцы, вокал, наверное, в меньшей степени, шахматы опять же, потому что сейчас идет всплеск в стране интереса к шахматам. Вот эти клубы, кружки, секции это то, что мы обязаны запустить в какой-то мере, а дальше смотреть, как это будет работать. Но они должны быть однозначно. Я сам прожил детство в гарнизонах, у меня отец военный, и я всегда помню, что в любом гарнизоне есть клубы, кружки, секции для жен военнослужащих, для детей, для самих военнослужащих.
— Заинтересовать надо молодежь, чтоб она пришла.
— Ну, я бы так сказал: пока речь идет о том, что б пришли те, кому интересно. Не стоит задача заинтересовать и втянуть, потому что контингент, который будет жить на русском, он огромен. То есть представьте, на 11 тысяч построен кампус, 10 тысяч там будут жить и еще персонал и это огромная масса людей.
- А если люди, которые не входят в состав студенческого центра, сами сформировались, придумали там какое-нибудь себе развлечение, они могут войти как-то в состав?
— А это вот хороший вопрос, потому что он позволяет сказать, что мы в результате реорганизации получили еще один отдел. Отдел проектов и программ, у которого двуединая задача. Одна из них, назову ее казенным языком, — это создание системы содействия студенческим инициативам творческим, чтоб действительно студенты, которые захотели чем-то заниматься, могли бы получить от университета какой-нибудь ресурс. Это как минимум площадь, как максимум деньги, где-то в промежутке есть политический ресурс, когда нас поддерживают, организационный ресурс и прочее. Например, в этом году к нам поступили студенты из Якутии. У них, оказывается, очень развита система землячества, они на Шаморе проводили свой праздник национальный. Они пришли и сказали о том, что у них есть студенты, занимающиеся якутскими национальными танцами, есть, кто хочет заниматься, землячество готово пошить костюмы за свои деньги и просили получить просто площадь для репетиций. Мы им с удовольствием предоставили площадь, и вот они сейчас там занимаются. Я понимаю, что их, грубо говоря, представить зрителям еще нельзя, но я держу в уме, что когда у нас будут какие-то национальные мероприятия, что у нас есть национальный коллектив, который ровно по такому принципу родился. В самом кампусе студенты-первокурсники, есть у них такая замечательная группа в "Одноклассниках" и "Вконтакте" — "Кампус ДВФУ". Достаточно один раз туда зайти, чтоб понять, какие там есть проблемы и интересы. Заходишь, смотришь, они там хип-хоп студию сделали. Прошлой осенью просили коморку для репетиций — и им дали ее. Не знаю, чем закончилась их история. Мы хотим провести фестиваль "Звездный десант" и посмотрим как раз, что творческого у людей вызрело, потому что, когда у людей формируется какая-то творческая идея без выхода на дальнейший творческий продукт, она обычно завершает свою жизнь, так и ничего не сформировав. Поэтому хочется ставить такие рубежи, и поэтому мы и нацелены участвовать в фестивалях, коллективы нацелены участвовать в созданиях отчетных концертов. Это как раз новая фишка появилась у нас — делать отчетные концерты. Традиционно у нас их делал камерный хор в Пушкинском театре, они ежегодно делают отчетные концерты. В этом году у нас делает академический хор отчетный концерт, так же цирковая студия "Конфетти" сделала прекраснейший отчетный концерт, у них и детская студия была, и студенческая. Мы вот на это нацеливаем людей. Камерный оркестр "Лира", у которого в этом году юбилей, тоже сделали отчетный концерт. И другие коллективы тоже заинтересовались. Я думаю, что это такое новое слово в их собственно внутреннем творческом развитии, в котором нуждается коллектив, потому что, к счастью для университета, но к несчастью для чистого творчества, используется в прикладном формате. Профориентационные поездки, дни открытых дверей — это такие понятные истории. А сейчас появляется еще огромный пласт прикладной работы, условно прикладной работы, те мероприятия, которые проводятся и будут проводиться в кампусе на острове Русском. Это различные конференции и форумы, где уже наши коллективы как-то задействованы, и я скажу больше, что будут задействованы и другие ресурсы нашего творческого центра, которые мы сейчас планируем создать. Нам нужно обустроить конференц-зал на 900 мест.
— А там же его, по сути, перестраивать надо?
— Ну, это я к вам, как к участнику общественной группы приема объектов саммита, с которыми вы знакомились. Вот сейчас мы получили в свое распоряжение площади, которые гораздо больше площади на материке, но при этом творческий центр на материке имеет достаточно площадей. То есть у нас два огромных здания, плюс остальные помещения разбросаны по городу. У нас где-то 1 тысяча кв. метров, в кампусе у нас тысячи под четыре, которые мы получаем в свое пользование, на которых мы должны развернуть работу — это клубы, кружки, и туда уже заходят ребята, которые будут это реконструировать под определенные нужды. У нас огромное помещение в самом студенческом центре. Представьте, что мы даем помещение 450 кв. метров какому-нибудь коллективу, и это круто для коллектива, но когда руководитель туда придет, то сразу поймет, что нужно там сделать определенный пол, зеркала, хореографические станки, там должна быть определенная вентиляция, должны быть подсобные помещения, то есть тоже самое, как въезжать в новую квартиру, нужно все для себя обустраивать. Но хотелось бы сделать все по-серьезному. И я думаю, что в течение полноценного учебного года, что в кампусе это произойдет, потому что понятно, что мы внеучебная деятельность.
Понятно, что у любого университета прежде всего – учеба. Наверно, родители никогда бы не поняли, если бы университет сначала начал строить помещение для танцев, вокала и прочего. Поэтому мы себе отдаем отчет, что все произойдет в понятном порядке, так как есть у университета проблемы, связанные с обустройством в кампусе, потому что это проблема финансирования. А масштаб — 26 корпусов на острове при том, что пока все остаются здесь. Это серьезные расходы и затраты, которые при строительстве кампуса не очень то и планировались. Поэтому мы эту проектную работу сейчас ведем. Первое, что мы запустим — это помещения для клубной работы. Они поменьше профиля и они нужнее, потому что пока коллективы остаются на материке, их оттуда никто не гонит, те помещения до зимы еще остаются у нас, тем более, что студенты, которые там занимаются в основном на материке и живут. Но за предстоящий учебный год мы введем все помещения. Творческий центр ДВФУ это крупнейшее творческое подразделение на территории бывшего Советского Союза именно вузовское. Даже в МГУ этот объем работы на порядок меньше, чем у нас. Благодаря слиянию вузов, у которых были свои традиции, после слияния это стала большая мощь на порядок больше.
— А сколько нужно денег на костюмы в год?
— Трудно оценить, сколько нужно, потому что творческим людям сколько ни дай, им всегда нужно больше. И это здорово, потому что иначе наша жизнь бы не двигалась. Всегда балансируешь между запросами творцов и администрацией. Но по моим подсчетам, для того, что бы творческий центр жил нужно примерно 10 млн рублей в год. Сумма с одной стороны производящая впечатление, а с другой стороны не такая уж она и космическая, потому что на сегодня по прошлому году мы обошлись университету в общей сложности в 35 млн рублей. Тут и зарплаты, и стипендии. Поэтому с костюмами очень сложно.
— Ну и костюмы должны быть приличными?
— Конечно, да. Это экономически важно. Ведь что такое дешевый костюм? Это дешевая ткань, а дешевая ткань живет гораздо меньше. Поэтому это отдельная проблема. Треть всех костюмов уже обветшала или устарела. Конечно, хотелось бы каждый раз ставить новые номера, получать новые костюмы, но вот тот ресурс все-таки заточен под такие задачи университета, которые связаны с проф. ориентацией или с представительством университета на разных уровнях. Они, конечно, могут решаться и благодаря какому-то наработанному репертуару, но сами коллективы, участвуя в разных конкурсах, стремятся к развитию.
— Последние фестивали "Студенческая весна" были успешными?
— Тут тоже есть тонкость. Российский фестиваль "Студенческая весна" проходит поэтапно. На этот фестиваль съездила большая делегация не сколько ДВФУ, сколько от Приморского края. Там представляются субъекты федерации. Но если до 2012 года Приморский край представлялся студентами ДВГУ и ТГЭУ, то в этом году свершился прорыв и мы впервые вывезли достаточно большую делегацию. Во-вторых, это все таки была делегация края, хотя там было 90% студентов федерального университета, также были и студенты из ВГУЭС и Дальрыбвтуза, что немаловажно. Принципиально департамент по делам молодежи Приморского края это делал, и мы тоже об этом говорили, чтоб поехали представители молодежных центров этих вузов посмотреть, подзарядиться, чтоб в следующем году привезти качественно новую делегацию, потому что сегодня в студенческом творчестве в крае есть пробелы. Например, СТЭМ, столь любимый и столь развитый во многих регионах России, но как жанр отсутствующий в Приморье уже лет 15. И это печально, потому что СТЭМ — это такой хороший студенческий жанр. Есть проблемы и с театром самодеятельным. Причем, по моим наблюдениям, в крае есть такой бум самодеятельных театров, у нас в городе есть несколько театральных студий. Эти люди занимаются, платя деньги, как за занятие фитнесом, условно говоря. Такая аналогия. Понимаете, какая тяга к саморазвитию? И таких студий у нас несколько в городе, и некоторые из них дают выступления на сцене Пушкинского театра. Там, в силу ряда причин у нас не такие большие ценники, как у тех же муниципальных государственных учреждений, как это ни странно. Мы идем навстречу, я, например, со многими познакомился только благодаря тому, что они давали свои спектакли на сцене. Там шикарный театральный коллектив из Находки. Я посмотрел спектакль и я вам скажу, что это на уровне профессионального театра. Вот такая ниша есть, а студенческих самодеятельных театров нет. Но когда смотришь, как это делается в других регионах, там принципиально другой уровень. Если в танцевальном жанре мы однозначно на ведущих ролях в России, например, стабильно наши коллективы занимают призовые места на студенческой весне. В этот раз мы привезли шесть наград, то есть это танцевальное и вокальное направление, а в других направлениях проблемы. Вот в этом году мы свозили цирк, они тоже получили лауреатов третьей степени в цирковом направлении. Есть еще и другие ниши, и там есть за что бороться. И главную задачу, которую хотелось бы решить, непосредственно мне как менеджеру творчества, это получить качественно новый какой-то уровень развития. У меня есть 2 задачи-мечты, одна может совсем далекая и может не совсем реализуемая в ближайшей перспективе, потому что много условностей, но на которую хотелось бы замахнуться. Это провести во Владивостоке финал "Российской студенческой весны". Это было бы очень здорово, потому что я вижу историю и творческую и политическую, потому что вот в октябре мне посчастливилось быть директором Всеросийского слета студенческих отрядов, который прошел в кампусе ДВФУ. Это было первое в истории современного Приморья по-настоящему молодежное мероприятие, по-настоящему Всероссийского уровня. Проходили какие-то со статусом всероссийских, но такой, чтобы комплексный, чтобы приехало более 50 субъектов федерации, что это стоит в Российском календаре, что проводится постоянно, каждый год в разных городах. И я понимаю, что следующий уровень, который нужно взять — это провести во Владивостоке "Российскую студенческую весну". И если это случится, то это станет демонстрацией того, что Дальний Восток это регион России. Вот чего нам всем не хватает. И когда мы были на Студенческой весне в этом году, мы всем потихоньку вкладывали мысль о том, что следующая Студенческая весна может пройти во Владивостоке. В шутку, конечно, но все-таки чтобы люди задумались об этом, потому что когда говоришь, что слет во Владивостоке, они отвечают: "Да вы что с ума сошли?" Нет, мы не сошли с ума, просто надо к этому относиться так же, как будто это пройдет там в Саратове, Самаре. Это позволяет мерить страну одними рамками, что очень важно, для молодежи тем более важно. Если здесь буду проходить такие важные мероприятия, то это развивает территорию, не только с точки зрения развития какой-то инфраструктуры, но и стой стороны, что про территорию знают не понаслышке и знаю те люди, которые потом будут возвращаться. Ведь мы встретили в Ульяновске, совершенно случайно, людей, кто был здесь на слете студенческих отрядов, там какие-то девочки, которые представляли Новосибирскую делегацию, просто в лифте ехали вместе, разговорились и они сказали, что уже были во Владивостоке на слете отрядов. А мы его проводили. И они сказали, что они бы еще приехали сюда. И какие-то люди, которые были на слете отрядов, наверняка приедут поступать сюда, может быть, в магистратуру в ДВФУ, тоже такая важная фишечка. По-другому уже отнесутся в другой раз к любому предложению, связанному с Владивостоком. Ну и самое главное, мы здесь поймем, что мы все-таки часть России и когда мы остаемся на земле, а не летим куда-нибудь в командировку. Это тоже очень важная ментальность, которая должна быть у людей, живущих здесь, что б они здесь продолжали жить, а не стремились завтра куда-то отсюда, что называется, свинтить. А свинчивают люди творческих специальностей. И мой творческий опыт позволяет это подтвердить, потому что я вот для себя вывел такую парадоксальную формулу: чем лучше ты занимаешься развитием молодежного творчества, тем больше людей отсюда уезжают. Вот такой парадокс. И, в общем, это не такой уж и парадокс, это истина. Для территории это печально, а для людей творческих это со знаком плюс, потому что там они получают гораздо больше импульсов и условий для развития.
— Как решается вопрос учеба-творчество?
— Тяжело решается вопрос учеба-творчество, и с каждым годом он решается все тяжелее. И здесь опять же, с одной стороны, нужно ставить себя на место руководителя творческой структуры, с другой стороны на место родителя и третья позиция — это преподавателя, а четвертая — потребителя. С одной стороны, студенты, которые у нас работают в творческих коллективах, которые постоянно задействованы в силу специфики жанра, понятно, что хоры меньше задействованы в прикладной работе, народники меньше задействованы, потому что большие коллективы, а вот эстрада в чистом виде, конечно задействована постоянно. Например, наш прославленный коллектив "Талисман", который в прошлом году взял гран-при на "Студвесне", "Алетея" тоже эстрадные танцы, задействованы гораздо больше. И пробелов в знаниях у них гораздо больше, и многие преподаватели занимают жесткую позицию: ничего не знаю, ты должен сдать предмет. Это реально тяжело, это всегда было тяжело. Но понимаете, человек сам делает выбор, там не совсем критичные истории, которые связанны с субъективным подходом, приходится включать какой-то административный ресурс. Если вам там рассказывали, что раньше можно было принести справку из МЦ, и тебе там ставили автоматом зачет, то это не совсем правильно. Сейчас ситуация конечно пожестче. Мы и справки даем, приказы выпускаем и распоряжения, чтобы там понимали, что такой-то студент пропустил там такую –то учебу, потому что был задействован на форуме ректоров азиатско-тихоокеанского региона. Вроде бы все правильно делается, но все равно преподаватель имеет право, более того, он должен требовать знаний от студента, и если эти знания для преподавателя равны посещаемости, конечно, возникают проблемы. Это все тяжелее решать, тем более что этот запрос еще связан с материальным поощрением. В ДВФУ введена с осени 2011 года система поощрения студентов дополнительной стипендией. Вот какая штука, когда мы назначали самые первые стипендии, у нас стипендиатов было где-то 120-130 человек, а вот стипендию за прошлый семестр мы назначали было уже 200 человек. То есть ровно настолько выросла успеваемость студентов-артистов.
— А какая должна быть успеваемость, что бы студент получал эту стипендию?
— Хорошая, то есть не должно быть троек. А стипендия за творческую деятельность — это дополнительная стипендия. Она дается в прибавку к получаемой академической стипендии. То есть, если ты не получаешь академическую, ты не можешь получить дополнительную. Но чтобы я хотел отметить — вот эту цифру, что выросла успеваемость, потому что теперь появилась мотивация получать не просто академическую, но еще и нашу. Раньше стипендия была около 7 тысяч, сейчас она растет, и ты уже можешь получать и 9 тысяч, а тут еще и наша стипендия творческого центра, она у нас сейчас 1500, 2500 и 3000 в зависимости от рейтинга. То есть чем больше в мероприятиях ты поучаствовал в своем творческом коллективе, тем больше у тебя стипендия. Мы каждое мероприятие там отмечаем, вот выиграл ты Российскую студ. весну — получил больше баллов, выиграл городской конкурс — получил меньше баллов.
— А что делать тем, кто в не очень таких коллективчиках? Им же обидно, наверно.
— Конечно, понятно, что обидно, но с другой стороны у них и нагрузка меньше. Мы сейчас пытаемся как-то всех задействовать. У нас и хоры на выпускных выступают, у нас же тут прошла глобальная эпопея с выпускными церемониями. Если в прошлом году мы провели 42 выпускных, а это все ужато в 3 недели, а вот в этом году у нас были задействованы и хоры, и барабанщицы. Стремимся дать возможность людям получить свои галочки. Ну а 26 июня ректором утверждено положение о премировании студентов за конкретные достижения во внеучебной деятельности. И благодаря этому документу мы уже представили к премии студентов, кто стал лауреатами "Российской студенческой весны", но не получает академическую стипендию. То есть та самая страдающая сторона, которая учится с тройками, но при этом может получать бонусы. Но они же как бы прославляют наш край, участвуя в студвесне.
— Вообще может ли творческий центр сам зарабатывать деньги?
— Может, это еще одна из задач, которую руководство университета ставила передо мной, когда я пришел на работу в ДВФУ, и которая сейчас стоит тоже довольно остро, потому что в общем, не секрет, что сейчас выпускаются из университета те самые плоды демографических волн, которые зачислялись сюда, когда был максимальный наплыв. То есть выпускалось 11 тысяч человек, а прием у нас идет меньше 4 тысяч. И когда это происходит несколько лет подряд, то вуз как бы мелеет по контингенту. А любая привязка финансирования любого вуза идет по студенческому контингенту. Представьте себе, насколько меняется пропорция управленческого административно, да и преподавательского аппарата, которое соотносится с количеством студентов обучаемых, она принципиально меняется. Сейчас мы жертвы демографического спада, сейчас поступает немного людей. К вопросу о студентах, то да, есть задача зарабатывания денег. Слово зарабатывание, может быть, не совсем уместно в любом случае наша структура всегда будет дотационной, то есть в этом смысле я бы сформулировал точнее так частичное возмещение расходов. Например, Пушкинский театр он обходится университету, ну никто точно не считал, потому что он финансируется из разных источников, но примерно он обходится университету в 10 млн рублей в год. А дает в кассу университета где-то 800 тысяч рублей. То есть Пушкинский театр не может зарабатывать деньги на себя, потому что он в любом раскладе, если сохранить его профиль, он будет убыточен. Университет не отказывается его содержать, но сократить этот баланс это задача того подразделения, к которому театр принадлежит. Вот мы эту задачу за 2 года плохо ли, хорошо ли решаем, но мы выручку от различных услуг театра повысили в 2,5 раза, с точки зрения экономики — это серьезная цифра. При этом мы сократили персонал Пушкинского театра на 30%, но повысили им зарплату. То есть сегодня Пушкинский театр достаточно загруженное культурное учреждение в городе Владивостоке, и я бы сказал, что оно в первых позициях по загрузке. Мы как-то считали, когда у нас был аншлаговый сезон март, апрель, начало мая, у нас там проходило до 40 мероприятий в месяц. Разного формата мероприятия это и конференции и фестивали, которые проходят с задействованием всех помещений театра. У нас там за последние два года развернулось подразделения клубного формата — это кружки, секции. Они и раньше были, но их было немного, и они работали для населения. Сегодня театр принадлежит университету, театр финансируется из внеучебной деятельности студенческой, и мы ставим задачу, чтобы театр работал на студентов. И тут не может быть промежуточных и иных вариантов, потому что иначе мы начинаем нарушать законодательство Российской Федерации. И если театр финансируется с внеучебной деятельности, а внеучебная деятельность — это, прежде всего, студенческая деятельность, он должен быть развернутым к студентам. Поэтому у нас задача, что б у нас на основе театра постепенно работали клубы и кружки в первую очередь, в которых занимаются студенты, мероприятия происходили в первую очередь со студентами, но при этом театр продолжает на взаимовыгодных с университетом основаниях оказывать любые другие услуги любым другим организациям, которые нуждаются в помещении для проведения своих концертных, конкурсных мероприятий. И сегодня эта нагрузка на театр возросла. Но благодаря этому мы получили возможность потихоньку начать ремонтировать театр, потому что сегодня театр находится в не очень приглядном виде. За 14 лет, которые прошли с его реконструкции, много чего успело пообветшать, а климат Владивостока вообще не способствует долгому сохранению театра. Он нуждается в ремонте. В прошлом году мы сделали, благодаря Наталье Ивановне, худруку театра, косметический ремонт в концертном зале. Довольно быстро, но мы его сделали, и сейчас в зале все выглядит по-другому. Также в театр закупили аппаратуру звуковую, усовершенствовали ту ситуацию, которая была раньше, потому что раньше серьезные концерты мы проводить не могли, то есть люди приходили со своей техникой. Сегодня театр в состоянии провести концерты любого формата. В этом году мы проводили в театре конкурс "Мой день", конкурс инструментальной музыки, пришлось брать бэк лайн под живую музыку, но он в принципе в театре не нужен, его дешевле брать в аренду. Свет появился в этом году в театре сценический, у нас появились первые "головы" — они так и называются. Экран большой в этом году повесили на сцене. Вот, потихонечку база идет. Заложили средства для ремонта театра, который произойдет в этом учебном году.
— Он остается за ДВФУ это театр?
— Конечно, театр остается за ДВФУ. Этот вопрос часто задают, наверно, потому чтокогда создавался ДВФУ, театр стоял в списке объектов, которые идут на реализацию, но уже осенью 2011 года, когда у нас были первые общения по итогам нашей работы с ректором Миклушевским, он тогда поддержал позицию, что театр должен остаться. Он нужен университету. И Сергей Иванец вообще бывает в театре, кажется, чаще, чем в любом другом внеучебном подразделении университета, потому что мы видим его там с регулярностью 1-2 раза в месяц. И он эту позицию поддержал. Потому что театр с момента переезда университета на кампус получает совершенно новое значение, это такой своеобразный культурный плацдарм ДВФУ на материке. Все равно какие-то мероприятия будут проходить здесь. Они должны проходить здесь, потому что студенты университета не все будут жить в кампусе, добрая половина живет в городе, и поэтому даже что-то физически было бы удобнее проводить здесь. Потом надо понимать правильно, что университет в отличие от многих государственных муниципальных структур, в силу того, что он автономное учреждение, имеет большую степень свободы в оперировании финансами. И это позволяет рассчитывать, что театр будет содержаться лучше, чем если он отойдет какому-то из управлений культуры либо городскому, либо краевому, потому что нормативы культурной деятельности, они таковы, что, по большому счету, они позволяют выживать, и не более того. У нас, если я не ошибаюсь, большинство учреждений казенные, у них вот эта автономка, она заставляет зарабатывать деньги, потому что если они не будут зарабатывать, они не будут получать зарплату. Точнее говоря, они не будут иметь ничего, кроме зарплаты. Университет сегодня может позволить себе немного большую свободу действий, и в этом году мы претендуем на ремонт Пушкинского театра, серьезный — крыша, окна, фасады, туалет. Грубо скажу так, что если бы это было где-то в структуре административной, управленческой, властной, сомневаюсь, что Пушкинский театр стоял бы в перечне объектов, которые нужно ремонтировать. Что такое автономный университет для работников культуры, сегодня в России работники культуры, наверно, самые низкооплачиваемые должности, эта ситуация еще хуже, чем у работников медицины и образования, в этом смысле, все наши работники получают зарплату со всякими стимулирующими работу надбавками. Можно ли было бы это делать, не находясь в университете, а находясь в структуре административной, это сомнительный такой тезис. Потому что я не очень понимаю, у нас специфическая работа, например, сегодня шесть мероприятий, а завтра ничего. Мы не требуем от работников нахождения на работе с 8.00 до 17.00, как бывает в учреждениях. Мы прекрасно понимаем, что сегодня он может не приходить на работу, а завтра он будет пахать сутками. Проходит конкурс "Реверанс" — мероприятие, которым мы гордимся, и я прекрасно понимаю, что те люди, которые его делают во главе с Павлом Ковалем, делают его сутками, на протяжении двух недель. И это нормально, потому что творческий процесс, но это такие договоренности, мы не платим за сверхурочку, но мы позволяем людям иметь свободный график работы. Реально ли иметь такую систему вне стен университета, ну это очень сомнительно, поэтому в университете есть свои плюсы. Я прекрасно понимаю любую проверку, которая приходит в университет и спрашивает зачем вам это, почему вы это финансируете, безусловно любое финансирование подобной структуры, что бы кто ни рассказывал, оно ущербно для основной деятельности, потому что ты откуда-то должен взять и куда-то положить. И сохранять степень адекватности между двумя этими процессами — это и есть главный управленческий инструмент и навык, который должен иметь руководитель. И вот отвечая на эти вопросы, ты начинаешь производить какие-то управленческие шаги, направленные на реформирование той структуры, которой ты занимаешься. Вот и поэтому мы пытаемся оптимизировать свою деятельность, где-то может быть оптимизировать коллективы, мы пытаемся оптимизировать численность работников, создав им больше стимулов для развития, в том числе материальных, но уменьшив их количество. Например, я пришел в ДВФУ в июле 2011 года, а студенческий центр начал работу с 1 сентября, за это время из структур молодежных центров, которые мы объединяли, уволилось порядка 15 человек, то есть те люди, кого я и не видел, это так называемые мифические персонажи. То есть такая сложная ситуация, я их сейчас и не хвалю, и не ругаю, просто говорю, как данность. Мотивация студентов. Соединили студцентр, пришли люди с разными вообще, не то что традициями, с разными установками финансово-организационными, то есть сотрудники в ДВГТУ получали какую-то надбавку, в ДВГУ ее не было, и когда начинаешь уравнивать работников одного коллектива, одной сферы ты получаешь вот этот вот диссонанс, совершенно конкретный, на который как-то нужно отвечать. Студенты, которые поступали по целевому набору в ДВГТУ и в ДВГУ, абсолютно в разных системах учились, когда мы их объединили, образовалась очень интересная картина, у этих одни представления о том, как это делается, у этих другие. Начинаешь делать ситуацию их материального поощрения — сталкиваешься с проблемой, что оказывается студент ДВГТУ на другом основании учился, и ты не можешь ему сделать материальное поощрение, и вот сейчас пока вся эта ситуация смикшируется благодаря тому, что выпустятся люди, кто поступал при разных основаниях, ну не все всегда делалось правильно и тем более одинаково. Такая управленческая сложность связанна с первыми четырьмя годами функционирования ДВФУ . Какие-то оценки можно будет ставить, ну я думаю, не раньше 2015 года. Прошлое, безусловно, надо ценить, но сегодня ДВФУ — это реальность, которая состоялась. Я пришел в ДВФУ не для того, что бы его любить, обожать и поклоняться. Я пришел в ДВФУ, имея определенное критическое отношение к этому проекту, сделав для себя такой шаг, я его принимаю как данность. Я увидел кампус, я понимаю творческую индустрию, которая там есть, и мне это интересно. У меня критическое отношение к этому проекту, но я согласился с этим восприятием и двигаюсь дальше, потому что все время делать какие-то обороты назад, это бесполезно абсолютно. Мы строим новую индустрию творчества, нам сейчас важно сохранить лучшее из того, что