ВЛАДИВОСТОК, 4 января, PrimaMedia. В 2005 году Минтранс повысил тарифы на транзит контейнеров по Транссибу. Тариф на пробег груженого контейнера из порта Восточный (Приморский край) в Финляндию (станция Бусловская) увеличился более чем на 30%, а порожнего в обратном направлении - более чем в семь раз.
Повышение тарифов объяснялось борьбой со «скрытым импортом». По этим схемам контейнеры по Транссибу доставлялись в Финляндию как транзитные, а потом возвращались в Россию на автомобилях, пишет газета «Гудок».
Часть экспедиторов высказывались против подобных мер. Они предсказывали падение объемов транзита через российские порты. И оказались правы. Согласно данным Главного вычислительного центра ОАО «РЖД», за девять месяцев 2006 года транзит через российские порты снизился на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,8 миллиона тонн. Доля транзита составляет 0,2% от всех перевозок по российским железным дорогам.
Президент Союза транспортников России Виталий ЕФИМОВ подверг критике тарифную политику Минтранса в отношении контейнерного транзита. Он отметил, что в России до сих пор не введены сплошные тарифы по документации ФИАТА (Международная ассоциация перевозчиков. - Ред.), из-за чего нет единого ответственного за качество и цену перевозки. «Владельцу нужны гарантии, что его груз придет из порта Восточный в Европу с колебанием не более двух-трех суток от контрактных сроков. И тогда грузы пойдут, даже если тарифы не будут снижаться. Тариф вторичен, главное - точность подачи каждого контейнера», - отметил Виталий ЕФИМОВ.
Заместитель начальника отдела внешнеторговых и транзитных перевозок департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Константин МОСАЛОВ сказал, что компания для возобновления интенсивного транзитного потока предлагала пересмотреть тарифную политику. В частности, предлагалось не повышать тарифы на транзит контейнеров по Транссибу, а для грузоотправителей, которые были замечены в «сером» импорте, просто ввести повышающие коэффициенты.
Однако эти предложения, по словам представителя РЖД, по неизвестным причинам так и не были реализованы в полной мере.
Профессор Финансовой академии при Правительстве России Олег ДУНАЕВ отметил, что стабильность тарифа всегда привлекает клиентов. Но их должен определять рынок, а не государство. «Проблема не в тарифах, а в неразвитой инфраструктуре и неразвитой системе организации перевозок. Мы хорошо проводим только пробные поезда, а в повседневной практике работа сбоит. Поэтому одним только понижением тарифа мы не завлечем транзит на наши магистрали», - сказал он.