В рамках программы макроэкономических исследований, которую Росгосстрах проводит уже второй год, специалисты компании рассчитали серию индексов, характеризующих экономическое самочувствие россиян, проживающих в крупных и средних российских городах. Исследование проводилось осенью 2006 года и охватило 11 городов-миллионников, 23 средних города России с населением от 500 тыс. до 1 млн человек и 10 малых городов. Общее число опрошенных составило 9 тыс. 165 человек.
Индекс потребительских настроений по данным на сентябрь 2006 года находится на достаточно высоком уровне - 121,4 пункта. При этом по сравнению с предыдущей оценкой, проведенной в конце 2005 года (тогда он составлял 115,7 пунктов), ИПН заметно увеличился, особенно в средних городах. Аналогичные изменения произошли в ИТС, ИКсО, а также ИДсО.
От 2007 года граждане России ждут дальнейших изменений в лучшую сторону, как в увеличении собственных доходов, так и в укреплении экономики всей страны.
Наибольших значений индексы достигают в крупных городах-миллионниках, являющихся центрами динамично развивающегося бизнеса. Это обеспечивает жителям крупных городов больше возможностей в повышении благосостояния и, как следствие, здесь наличествуют более оптимистичные настроения. ИПН в «миллионниках» оставляет 122,5 пункта, в то время как по всей России - 121,4 пункта.
Исследование Росгосстраха показывает, что по сравнению с 2005 годом положительные ожидания укрепились во всех имущественных группах - от низших до высших.
Заметное различие в значениях ИПН и его компонентов имеется между мужчинами и женщинами. «Мужчины чаще занимают более высокие позиции на производстве, - объясняет Алексей Зубец. - Кроме того, среди пожилой части населения, не имеющей особых перспектив роста доходов, доля женщин значительно выше из-за более высокой продолжительности жизни».
На настроения потребителей существенное влияние оказывает возраст. «Этому есть несколько объяснений, - считает Алексей Зубец. - Во-первых, люди до 40 лет, как правило, уже сумели занять ведущие позиции в современном российском бизнесе. Во-вторых, молодые люди, как правило, не обладающие необходимой имущественной базой, более оптимистично смотрит на перспективы роста своего благосостояния. Она начинает жизнь «с нуля» и поэтому нуждается в ускоренном повышении имущественного уровня».
Примечательно, что жители всех городов, принявших участие в опросе, продемонстрировали достаточно высокий уровень оптимизма: ни в одном городе значение ИПН не было ниже 100 пунктов, что говорит о преобладании положительного восприятия своего уровня жизни, перспектив его улучшения, а также будущего развития экономики собственного города и России в целом. Наиболее оптимистичными являются представители Тюмени, Набережных Челнов, Иркутска.