Велосипедистам Владивостока катастрофически не хватает инфраструктуры: парковок, дорожек, прокатов. Однако с каждым днем любителей этого вида транспорта в городе становится все больше. Именно поэтому логичным стало появление проекта "Велосипедизация Владивостока", на счету которого проведение крупнейших в городе велопробегов и организация веловыходных и велоквестов. Руководитель проекта Евгений Мамаев в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказал о проблемах и перспективах развития в приморской столице велосипеда как популярного вида транспорта.
- Евгений, для тех, кто не знает, расскажи, что такое проект "Велосипедизация Владивостока"? С чего начался и к чему пришел на данный момент?
- Проект появился в мае прошлого года после поездки с Санкт-Петербург. По какой-то непонятной на тот момент случайности, там мы встретились с Владимиром Кумовым, куратором проекта "Let’s bike it" в Москве. Пообщавшись с ним, мы подумали, а почему бы во Владивостоке не сделать такое? Потом - группа "Вконтакте", поиски единомышленников и постепенно костяк стал собираться, появляться какие-то мероприятия, кто-то помогал просто советом, кто-то с организацией.
- Группа у вас только "ВКонтакте" есть? Или где-то еще?
- У нас сесть сайт i-bike-vl, группа есть еще в Facebook.
- Какого плана были первые мероприятия?
- Самое первое мероприятие – велопарад по примеру Москвы. Нас собралось тогда около 150 человек. И после этого к нам стали подтягиваться разные люди. В частности, Алексей Мигунов, который предложил: "Давайте-ка я помогу вам в организации заездов по мостам". На эти заезды мы ждали около 500 человек, но принять участие в велопробегах приехало около 2 тысяч, мы, конечно, были в шоке, для меня это был фурор. Я столько людей на велосипедах никогда в своей жизни, в принципе, не видел, кроме как по телевизору.
- Был еще низководный мост…
- Да. Потом Де-Фриз, где уже с нами прокатился мэр и губернатор. На этом тот событийный год был закрыт. После этого мы решили, что нужно все-таки конкретные вещи делать и стали разрабатывать проект "ВелоВладивосток". Собралось нас на тот момент три человека, и мы стали изучать, в основном, опыт, России. В итоге сделали свой проект, который у нас есть на сайте i-bike-vl, и стали его максимально продвигать в администрацию города.
- Для Владивостока слово "велосипед" - вообще, на мой взгляд, ругательное, потому что все на автомобилях, все считают своим долгом купить его. Что сейчас нужно сделать, чтобы люди поняли, что велосипед - это некая альтернатива того, что сейчас есть у нас?
- Это все в головах, на самом деле. Расширять мировоззрение людей нужно, а тем более в контексте города это, конечно, вопрос очень широкий. И здесь мы выступаем за совместное продвижение вместе с администрацией города. Сложный будет проект. Мне кажется, когда начнутся конкретные шаги по велопарковкам, по обустройству парков, велодорожек, я уверен, возникнет сопротивление.
- От кого вы ждете сопротивления в велосипедизации?
- Вообще сопротивление будет от всех. Сейчас есть определенные стереотипы о велосипеде. Люди думают, что должна быть машина, бесплатная парковка, но при этом, каким-то образом все хотят чистый город и отсутствие пробок. Я знаю, что везде идет донесение информации: для чего это, как это делается. Например, в Нью-Йорке, где в этом году запустили велопрокат.
- Первая проблема, которую все будут вам называть, да и называют, скорее всего, это рельеф. Это сопки наши. Что с ними? Как вообще быть?
- Ну, во-первых, прокладывать маршруты в низменных частях, то есть на побережье. Здесь, конечно, очень важно, чтобы либо при ремонте, либо при проектировании дорог (например, проект "Тропа здоровья"), велодорожки закладывали изначально. Чтобы были точки соприкосновения с общественным транспортом, однозначно. Чтобы я мог откуда-то приехать, например, на автобусе, потом выйти на эту тропу.
- Многие говорят, что для пешеходов у нас толком тротуаров нет. А тут еще велосипедисты со своими дорожками. Как это все вписать в наш центр города?
- Проект "ВелоВладивосток", о котором я говорил, он больше, конечно,– стратегический. Но за что бы ты ни брался, нужно проводить исследования. А это процесс достаточно длительный. Но есть ли смысл сейчас это делать? Мы проведем, покажем цифры, а ничего не сдвинется. Хотя пока мне грех жаловаться. Администрация города открыта к диалогу – это правда. Сейчас есть такая договоренность, что после веловыходных, которые мы проводим, будет создаваться рабочая группа для разработки программы.
- Что у вас в планах? Что нужно сделать первым шагом?
- Ну, первое – это популяризация, то, что мы, собственно говоря, сейчас и делаем. Это, действительно поощрение и всяческое привлечение людей к велосипеду. Многие пишут ВКонтакте либо sms: "Вот, велосипед есть, а кататься не с кем". И понятно, что это тоже такой определенный барьер -выйти из своего двора и т.д. Второй момент – это обустройство тех парковых зон, которые есть сейчас. Очень бы хотелось, чтоб как-то продумали момент соединения набережных, чтобы образовался мини-веломаршрут. Сейчас идет обсуждение по парку Минного городка. Обещают, что при его проектировании учтут и потребности велосипедистов. Это было бы очень хорошо, потому что, в городе это будет, наверное, лучшая территория.
- А вам бы хотелось, чтобы при проектировании узнали и ваше мнение?
- Хотелось бы на каком-то уровне поучаствовать, может, в рабочей группе, просто присутствовать, чтобы была возможность высказать свое мнение.
- Сейчас мэр заявил о строительстве дороги от Эгершельда до Второй Речки по берегу Амурского залива…
- Я так понимаю, там где-то рядом будет "Тропа здоровья" проходить? Я считаю, что велодорожки не стоит делать все-таки рядом с автомагистралью, лучше организовать их на тропе здоровья. Там и интенсивность другая, комфортнее будет и безопаснее ехать.
- Какая ширина велодорожки должна быть?
- Вообще, 2 метра для того, чтобы два человека разъехались, вполне хватит. Но ведь есть еще другие дополнительные ГОСТы для дороги.
- Что еще важно будет сделать?
- Минимальное развитие велоинфраструктуры и, может быть, организация хранения велосипедов в межсезонье.
- Такой, грубо говоря, общественный склад?
- Может быть общественный, может - коммерческий, но задача в том, чтобы он был доступен. Чтобы люди не "тулили" велосипед в квартиру, коридоры, и всю зиму об него спотыкались. Необходимо, чтобы за приемлемую цену его можно было оставить на зиму в определенном месте.
- Парковки - это финансово затратная вещь?
- Да, мы разработали проект в июле. Начнем идти прям по организациям.
- Что организациям будете говорить: "Не хотели бы поставить парковку за свой счет возле…?".
- Если утрировать, то примерно так. Это новая вещь и насколько она будет востребована и в каком объеме, можно будет сказать только в конце этого года или в начале следующего. Но в любом случае, создавать их нужно. Таким образом, посещаемость того заведения или места тоже становится удобным. Понятно, что это не панацея для продаж: сделал велопарковку, и к тебе сразу потекли ручьи велосипедистов. Но это определенный вклад в развитие инфраструктуры города. Мы столкнулись с другим моментом – нет подрядчиков, которые могли бы сделать парковки. Хотя, в Москве, на Западе уже есть конторы, которые занимаются изготовлением велопарковок. То есть уже тренд почувствовали и готовы предлагать готовый продукт.
- Есть ли велопрокаты у нас в городе?
- Есть два. Это "Сам себе велосипед" и "Тандем". Насколько это востребовано? Я думаю, востребовано. Но опять же, для этого должна быть минимальная инфраструктура.
- За сколько сейчас можно купить велосипед со всем сопутствующим: с насосом, шлемом, с защитой?
- Если купить самый недорогой велосипед с обмундированием, можно уложиться в 10 тысяч рублей. Понятно, что это будет уровень очень низкого велосипеда, и через каждые 10 км у вас периодически что-то будет ломаться. Мы выходим на более профессиональный уровень. Здесь цены выше 100 тысяч. То есть 100 тысяч для спортсмена - самый низкий уровень. А для того, чтобы просто кататься, велосипеда в районе 20 тысяч рублей для моего катания по городу или за город вполне хватает.
- Зачем тебе лично нужен проект велосипедизации? Заниматься, ходить кого-то просить, кому-то что-то доказывать?
- Вообще, сначала была идея просто велосипеда. А потом, когда мы стали разрабатывать проект "ВелоВладивосток", стали с другими вещами знакомиться. Я понял, что город сам по себе должен быть удобным для всех: и автомобилистов, и велосипедистов, и пешеходов. В городе и то, и то должно присутствовать. Просто это должно быть разумно и комфортно. Поэтому, если есть возможность как-то повлиять на это, надо пробовать.
- Недавно прочитал статью по развитию городов. Там было написано, что есть три главные точки в городе: это удобство пешеходного движения, удобство велосипедного движения и удобство общественного транспорта, а личный автомобиль - это не первое, не четвертое, и не пятое. С этим согласен?
- Да, соглашусь. Потому что, если мы говорим именно о центре города, о культурной его части, то это однозначно так, потому что на машине ты не будешь в музей заезжать, в магазин какой-то, для этого спокойно можно воспользоваться автоубсом. Один человек приехал куда-то, припарковался, он занимает пространство от 2,5 метров, а то и больше. Только один человек. А поток, может быть, по этой улице, в том числе, и транспортный, - тысячи, а из-за него уже происходит сужение, из-за одного человека.
- Не боишься, что водители будут говорить, что автомобильный парковок в центре нет, а тут еще и вы со своими?
- Давайте вместе объединяться. По поводу парковок – это больная тема, наверное, всех крупных городов, где превышают определенный предел доли автомобилистов. Всегда так будет. Но у нас не стоит цели ущемить тех же автомобилистов. Нужно, чтобы и тем, и тем было удобно. В Москве уже такой опыт есть: там сделали велопрокат общественный, ввели платную парковку. И там, и в Европе куча точно также недовольных была. Поэтому процесс этот происходит постепенно. Главное делать все грамотно, учитывать пожелания. Мы со своей стороны будем прилагать максимальные усилия к этому, чтобы это делалось адекватно и грамотно. И доносить информацию, на каких этапах что происходит.