Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50

Виктор Горчаков: Мы с губернатором люди разной формации. Но цели у нас совпадают

Спикер краевого парламента IV созыва конфликтовать с исполнительной властью не собирается
15 декабря 2006, 20:45 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 15 декабря, PrimaMedia. Опытный аппаратчик Виктор Горчаков относит себя к "уходящему поколению", опыт которого, между тем, весьма пригодился в новых политических и экономических реалиях России. Он не ждет чуда и считает, что любых серьезных успехов можно ожидать только в результате продолжительной целенаправленной работы. В любом случае, спикер Законодательного Собрания четвертого созыва Виктор Горчаков – человек компромисса и ожидать каких-то серьезных конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти Приморья, к которым мы так привыкли, пока он руководит приморским парламентом, не стоит.

Выше и выше

- Виктор Васильевич, когда вам предложили войти в выборный список ЕР?

- Весной. Владимир Иванович Курилов как раз возглавил региональное отделение «Единой России», мы обсудили с ним ряд вопросов, в том числе и этот.

- А когда вашу кандидатуру предложили на должность спикера?

- В сентябре, как, вы, наверное, знаете, обсуждалось несколько еще кандидатур на пост спикера, но окончательно вопрос рассматривал Генеральный совет «Единой России». Когда мне стало известно, что один из кандидатов – это я, первая моя реакция была отрицательная. Я прекрасно понимал, что спикер - должность, где пересекается целый ряд политических интересов, и спрашивал себя: нужно ли мне, в моем зрелом возрасте, идти на это место. Были аргументы как "за", так и "против", в данном случае я положился на решение партии.

Когда мы летели в Москву на утверждение, в полете еще не было ясно, буду спикером я или другой человек. И тогда у меня проснулся спортивный интерес – ведь я неоднократно проходил подобные испытания при КПСС, и вот мне предстояло пройти его еще раз.

- Виктор Васильевич, весьма любопытно, а есть ли отличия между советской и российской схемой утверждения кандидатур на подобные посты?

- Конечно. Формально, конечно, схема утверждения, действовавшая при КПССС, скопирована, но есть и особенности. Получилась эдакая смесь традиций компартии и импровизации, рождающейся на ходу. Нет той вышколенности и отработанности у аппарата, процедуры выглядят попроще. Здание, где располагается Генсовет «Единой России», безусловно, хотя и выглядит весьма современно, но все-таки уступает Старой площади.

Зато лиц, знакомых по Союзу, было много. Вместе со мной утверждались председатели законодательных органов власти восьми регионов, главы фракций «Единой России», кандидатуры в состав Совета федерации от регионов, где на выборах победила ЕР.

Примечательно, что в руководители региональных парламентов, в главы фракций «Единая Россия» рекомендовала людей старшего поколения - моего возраста или немного моложе. Ожидая решения, мы посмеивались, вспоминали про коридоры ЦК КПСС.

- Неужели идет возращение на "круги своя"?

- Трудно сказать, означает ли это определенную тенденцию. Мне так кажется, определенная группа управленцев, пришедших к власти в 90-е, оказалась несостоятельной. Поэтому руководство страны обратилось к опыту уходящего поколения. Ведь мы не менее патриотичны, чем молодежь и так же хотим успеха общего дела. Безусловно, у нас разные политические акценты, но, я убежден, что когда люди понимают, чего хотят, всегда можно договориться.

Еще одно наблюдение. На съезде ЕР, который прошел в Екатеринбурге 2 декабря, присутствовали, конечно, и молодые люди, но большинству сидящих в зале, было около 50-ти лет. Конечно, я отлично осознаю, что мы - уходящее поколение, что кадровый потенциал КПСС исчерпан. Однако, я думаю, что нельзя разбазаривать накопленный опыт - это очень важный фактор. Не считаться с нашими знаниями, глупо. И потом, результат в делах, которые связаны с людьми, с работой на территории, требуют особого внимания и терпения, которого так не хватает современным управленцам.

Но у них есть другое – здоровый задор изменить жизнь к лучшему, а у нас, как я говорил выше, - опыт. Вот при соединении опыта и задора может получиться очень впечатляющий результат!

- Как встретили известие о назначении "старых проверенных кадров" в Приморье?

- Знаете, не у всех вызвал восторг мой новый статус. Дескать, столько лет наверху и наверху, сколько же можно? Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но, согласитесь, так, наверное, и должно быть.

- Виктор Васильевич, а вот некоторые наблюдатели считают, что отсутствие восторга связано ни с чем иным, как с тем, что являетесь креатурой губернатора?

- Ваше предположение не лишено оснований.

По-отцовски - к губернатору

- Весьма дипломатично. Ну все-таки, насколько Виктор Васильевич Горчаков человек Сергея Михайловича Дарькина?

- Знаете, у меня с Сергеем Михайловичем разные возрастные категории. По возрасту я гожусь ему в отцы. Мы знакомы с 1989 года, даже жили в одном доме. Он про это помнит, и я про это помню. Подчеркну, что на протяжении всех пяти лет совместной работы по отношению ко мне губернатор вел себя достаточно корректно. Притом, что Дарькин, как управленец, очень крутой, резкий человек, его мало, что может остановить...

Я и губернатор - люди разной формации и разной философии. Он считает себя профессиональным рыночником, я себя рыночником до конца не считаю. Степень "рыночности" у нас разная.

- Но все-таки общего-то у вас больше?

- Он заинтересован в успехе, и я заинтересован в успехе. Хотя у нас могут быть разные конечные цели успеха. Что касается меня, я живу здесь и собираюсь жить дальше, хотя было много предложений о переезде в Москву и другие места. Я думаю, можно и нужно сделать жизнь приморцев лучше, чем она есть. Причем сегодня. Не до конца еще все ресурсы использованы.

- Считается, что сильный спикер и сильный губернатор по природе вещей обречены на конфликт. Во всяком случае, именно так было в Приморье на всем протяжении последних 12 лет. Достаточно вспомнить Игоря Лебединца или Сергея Дудника... Как вы считаете, исходя из вышесказанного, удастся ли вам сохранить взаимопонимание с губернатором?

- Убежден, что удастся. И вот почему. Один из принципов, который заложен в Конституции России, - это разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. У законодателей и исполнителей есть свои правовые поля, в которых они работают. Где-то это происходит совершенно самостоятельно, а где-то они пересекаются. И существующая правовая база позволяет им функционировать в нормальном режиме. Согласен, может быть, у нас с Сергеем Михайловичем и не будет взаимного восторга друг от друга, но ведь это работа, а не клуб по интересам.

Что касается "исторических конфликтов", то я в их подоплеку глубоко не вникал. Мысли кое-какие у меня на этот счет, конечно, есть. Во-первых, как написано в Библии, всех губит гордыня. Гордыня со стороны губернаторов, гордыня других нарождающихся лидеров. Во-вторых, согласитесь, это были конфликты интересов. Причем, бизнес-интересов. И если не ставить бизнес, недвижимость и прочие аспекты в качестве определяющих факторов, то об остальном легко договориться. А когда доминирует личная корыстная заинтересованность конкретных лиц, то до конфликтов совсем недалеко.

Единство - не самоцель

 

- Можно ли сказать, что нынешнее Законодательного Собрания - едино и ему не грозит раскол на противоборствующие лагеря? Ведь, судя по публикациям приморской прессы, депутатам нынешнего созыва далеко до взаимопонимания?

- Все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово «единство». Единства в абсолютном совпадении взглядов быть не может. В Законодательном Собрании присутствуют люди и группы с разными интересами, это несомненно. Так было и будет во все времена. Депутаты, получая поддержку от электората, проходя по партийному списку, все равно несут личный интерес: политический, либо экономический, либо и тот, и другой одновременно.

Сейчас в краевом парламенте есть группа депутатов в 25-30 человек, которые одинаково смотрят на те вопросы, которые мы рассматриваем. Я говорю осторожно, потому что у нас пока незначительный опыт работы вместе и думаю, могут появиться вопросы, по которым пойдет жесткая поляризация. Либо скажутся интересы округа, которые будут давить на депутата, либо скажутся интересы самого депутата. Но даже если будет так, это совершенно нормальная ситуация, я не вижу тут никакой трагедии.

- Насколько нынешние депутаты самостоятельны в принятии решений, допустим, при выборе руководящих органов ЗС? Многие считают, что всем дирижирует исполнительная власть и спикер?

- Кто кем дирижирует? В этом созыве довольно много людей самодостаточных, ими не так просто управлять. Скажем прямо, даже невозможно. В основе решений, которые мы приняли на последних сессиях, лежит определенная степень согласованности взглядов. Это в полной мере касается и личностей руководителей Законодательного Собрания и профильных комитетов.

Что же касается публикаций в СМИ, то я не выполняю задачу выглядеть сладко и симпатично для тех, кто на меня смотрит. У меня есть некие свои позиции, и мое вхождение в ЗС изначально замысливалось, чтобы сделать нечто серьезное для края. Просто завоевывать голоса – это мне и не нужно.

- А что вы подразумеваете под понятием «сделать нечто серьезное для края»?

- У Приморья сейчас сложилась неплохая стартовая точка, чтобы двигаться вперед - уже на другом уровне. Администрацией края и Законодательным Собранием предыдущих созывов за последние пять лет был произведен задел, который делает возможным быстрое продвижение Приморского края и в области экономики, и в области международных дел, и в части улучшении характера жизни людей. Мы заинтересованы в том, чтобы усилия законодательной и исполнительной ветвей власти Приморья были объединены ради этого.

По своему опыту знаю, что нельзя всего достичь сразу. Для людей, принимающих решение, важно выбрать приоритеты. Когда говорят: и то важно, и то важно - правильно говорят. Но в этой ситуации надо принимать решение: делаем вот это, поскольку "это" является доминирующим, определяющим, оно повлечет за собой улучшение других аспектов, которые являются важными, беспокойными. Притом, успешна наша работа или нет, станет ясно лишь через некоторое время.

Но есть одно противоречие. Те или иные решения, которые принимаются на уровне правительства, администрации края, имеют временной лаг. Чуда не бывает: сегодня решили делать, а завтра будет результат. "Чудо" бывает в результате системной работы на протяжении 3-4 лет. А люди, живущие сегодня, особенно пенсионеры, ждать не хотят, у них просто нет времени. В этом смысле их позиция мне совершенно понятна. Поэтому мы думаем, как сейчас можно смягчить жизнь пенсионерам.

В документе, который называется решением Совета безопасности РФ по Дальнему Востоку, есть одна важная позиция. Это борьба за увеличение пенсий. И это правильно. Помня о нуждах долговременных, нельзя забывать о людях сегодня.

Раньше было проще

- Виктор Васильевич, оглядываясь на ваш прежний опыт работы в партийных органах, находите ли вы отличия в том, как складывалось и складывается взаимодействие партийных, государственных и хозяйственных органов власти вчера и сегодня?

- Реализация определенных вещей в Советском Союзе осуществлялась проще. С точки зрения вертикальной интегрированности все было пронизано влиянием партийного аппарата. Власть исполнительная была на втором плане. Партия имела промышленный отдел, культурный, отдел образования и так далее - это была еще одна структура управления государством. Все дублировалось.

Тогда мне не была понятна необходимость дублирования, сейчас же она совершенно ясна, и, как мне представляется, абсолютна оправданна. Но пока такого сорта партии, как КПСС, нет, «Единая Россия» только пытается набирать силу, иногда копируя при этом опыт КПСС. Я убежден, что в компартии не все было плохо, есть очень большой положительный опыт, который можно и нужно перенимать.

Штука заключается в том, что в полной мере опереться на аппарат "Единой России" власть сейчас не может. ЕР, вопреки убеждениям некоторых политиков, пока не правящая партия - она тесно взаимодействует и формирует власть, но не пронизывает все структуры жизни государства, общества, людские интересы, особенно на местах. И пока ЕР завоюет реальную власть, ей надо пройти непростой путь.

Вот, к примеру, сейчас об этом не любят говорить, но что и кто является социальной базой партии «Единая Россия»?

- Вы говорите о том, что сейчас к «Единой России» негативное отношение со стороны простых россиян?

- Да, как это не печально. Много раз менялись на ходу акценты, выносили приговоры по прошедшим делам через 3-4 года. Хотя, следует признать, элемент недоверия к власти характерен для всех государств.

Я вот не думаю, что власть является лживой или воровской по сути. В то же время не все обещания, данные или объявленные на том или ином этапе, были реализованы. Но, строго говоря, ясно было, что некоторые из них были невыполнимыми. Любая политическая кампания имеет элемент представления, пиара, но неплохо было бы, если степень понимания ответственности за те обещания, которые делаются, была несколько выше.

Наследство вице-губернатора

- Виктор Васильевич, одной из основных интриг в деятельности нынешнего созыва краевого парламента многие считают вопрос об избрании представителя в Совете Федерации от ЗС ПК. Скажите, когда появится ясность с кандидатурой сенатора от краевого парламента? Скажем прямо, удастся ли г-ну Пушкареву сохранить свой пост?

- По сенатору ясность будет попозже. Что же касается личности нынешнего сенатора, то у меня сложилось впечатление, что Игорь Сергеевич запутался, чего сам он хочет. Почти согласился работать по приглашению Сергея Михайловича Дарькина вице-губернатором, потом поехал в Москву, где уже решил, что хочет быть сенатором. Ему нужно как-то разобраться с самим собой. Если он наконец решит для себя вопрос - кем хочет быть, то мы, конечно, примем разумное решение.

А может быть и так, что сенатором станет другой человек. Все зависит от того, какова будет рекомендация Генерального политсовета партии «Единая Россия», а мы уже подчинимся уставу партии.

- Скажите, пожалуйста, вас устраивает ваш преемник на посту вице-губернатора - Николай Сидоров?

- Для Николая Петровича это, конечно, несколько новый тип деятельности, придется приспосабливаться. В помощь ему возрождается департамент внешнеэкономических связей, на должность руководителя которого мы рекомендовали Германа Зверева. Он достаточно осведомлен в проблемах, которые ему придется решать.

- Есть ли для вас какие-то изменения в подходе к принятию бюджета, в бытность вице-губернатором и сейчас?

- Безусловно. Раньше меня занимали только те статьи, которые касались моего направления. Сейчас же подход, конечно, изменился. Он стал комплексным, поскольку мы призваны принять такой бюджет, который учитывал бы все аспекты жизнедеятельности Приморского края.

- Виктор Васильевич, из ваших выступлений в приморской прессе ясно, что вы намерены творчески применить свой опыт в качестве работы вице-губернатором по внешнеэкономическим связям в Законодательном Собрании?

- Естественно. Есть целый ряд проектов, касающихся участия иностранного капитала в Приморье. Это крупные китайские инвестиции для Уссурийска, модернизация порта Зарубино, проект по созданию логистического центра, проект, связанный с созданием нефтеперерабатывающего завода. Законодательное Собрание не должно и не будет оставаться в стороне от их реализации, поскольку этот орган способен существенно повлиять на скорость реализация внешнеэкономических проектов Приморья.

722
43
37